Обучение решению задач в личных окончаниях глаголов

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 15.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале показано как решается проблема формирования умения писать личные окончания глаголов. Материал можно использовать в работе методических объединений учителей начальной школы
Иконка файла материала Презентация МО глагол.ppt

Обучение решению орфографических задач в личных окончаниях глаголов

Подготовила Голованова Елена Александровна
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 17» г. Черкесска

ПЛАН 1. Типичные недостатки в изучении темы. 2. Грамматическая основа умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов. 3. Формирование осознанного способа решения орфографической задачи – основа повышения эффективности работы, или правильные действия – правильная буква.

Ведь не секрет, что ошибки типа строЮтся, борЯтся, колЮт, ценЮт и т.п. встречаются в работах даже старших школьников. Почему же они так устойчивы?

Одной из причин трудностей усвоения правила является практика определения спряжения по 3-му лицу множественного числа.

В этом случае все исключения входят в общее правило, и запоминать ничего не надо: ставлю в 3-е лицо множественного числа; если окончания -ут-ют, то пишу -е-; если окончания -ат-ят, то -и-. Алгоритм этот прост и удобен. А определение спряжения по неопределенной форме можно дать в порядке ознакомления.
Но опять же, для того чтобы пользоваться этим алгоритмом, человек должен правильно говорить. Например, они держАт, а не держУт. Если говорить неправильно, то я не вижу способа научиться правильно писать.

В связи с этим предлагается учитывать фонетические условия, в которых находится окончание: если в личной форме (2–3-м лице ед. ч. наст. или буд. вр.) – оно ударное, определять спряжение по нему, не обращаясь к инфинитиву.

Если же во 2–3-м лице окончание безударное и вызывает сомнение, тогда можно обратиться к 3-му лицу множественного числа. А если и там окончание неясное, обратиться к неопределенной форме глагола.

В одном из учебников памятка рекомендует для подстраховки проверять себя все по той же форме 3-го лица множественного числа: «Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно: 1. Поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. 2. Определить спряжение. 3. Проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа. 4. Определить окончание данного глагола»

Действительно, такие советы подкупают своей простотой. И мы бы с радостью рекомендовали взять их на вооружение, но в нашем языке есть немало глаголов, произношение которых в 3-м лице множественного числа варьируется, – пи[л’а]т и пи[л’у]тстро[йа]т и стро [йу]ткле[йа]т и клее[йу]т и т.п. Из этого следует, что приведенные выше алгоритмы нельзя считать надежными.

Еще одна методическая проблема состоит в том, чтобы предупредить смешение детьми видов глагола. Трудность ее решения усугубляется отсутствием в программе начального обучения соответствующего понятия. Однако умение перейти от одной глагольной формы к другой, не изменив при этом его вида, более чем важно для пишущего.

Допустим, четвероклассник выбирает букву в окончании глагола пересaд.м. Чтобы определить спряжение, ставит его в начальную форму – пересaживать, относит к I спряжению (на что указывает суффикс -а- ) и, соответственно, пишет в окончании букву -е-пересадЕм. Как видим, неумение сохранить значение вида глагола приводит к неправильному определению типа спряжения и, как следствие, – к ошибочному написанию безударного личного окончания.

Учитель должен сделать акцент на том, что вопросы личной и неопределенной форм должны соответствовать друг другу, помогут избежать ошибок типа: списываем – неопределенная форма списать.

Как показывает практика, умение не подменять глагольную форму его видовой парой может быть успешно сформировано и на практическом уровне, без введения понятия вид, но при условии строгого соблюдения необходимой последовательности действий и, конечно, при наличии соответствующего дидактического материала в учебнике.

Логика перехода от рассмотрения инфинитива к изучению этой временнoй формы «прозрачна»: знания и умения, связанные с неопределенной формой, – это та база, которая позволяет научиться решать орфографические задачи в суффиксах глаголов прошедшего времени.

Осваивая правописание суффиксов -а-, -я--и-, -е-, -о-, ученики следят за тем, чтобы они совпадали в двух формах одного слова: неопределенной и прошедшего времени. (Способ подчеркивания этой морфемы уже другой – одна черта. Она указывает на действие по правилу: пишу как в неопределенной форме.)

Чтобы имеющиеся у четвероклассников представления об орфограммах в личных окончаниях глаголов привести в систему, предъявляется их полный перечень. Три их вида требуют запоминания:  в формах 3-го лица (говорят);  на конце форм 2-го лица множественного числа (говорите);  в формах 2-го лица единственного числа (говоришь).

На месте этих букв нет выбора (он возможен теоретически), решать эти задачи не приходится, но помнить о том, что здесь все-таки есть орфограммы, необходимо.

Затем акцент переносится на безударные окончания (урок по теме «Зачем и как узнавать спряжение глагола?»). Далее предлагается подумать, «что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них нужные окончания».