Тема: Путешествие по замку имени существительного
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи; знать морфологические признаки;
2. развивать коммуникативную компетенцию через игровые технологии, ассоциативное мышление;
3. Воспитывать уважение к богатству и красоте языка.
Оборудование: мультимедиапроектор, работа с карточками, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. (Урок-путешествие) Сообщение темы и целей урока.
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, |
А безымянных - нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- |
И всё, что в памяти у нас, Означено словами. |
- Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному, (Каковы задачи урока?) Обобщим знания об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного и синтаксической роли в предложении.
А сделаем это, путешествуя по сказочному городу имен существительных
- Давайте вспомним, что такое имя существительное?
Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имеет постоянные морфологические признаки- собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, склонение; непостоянные- падеж, число.
Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об имени существительном, как о части речи. Ключевыми словами нашего урока станет высказывание Льва Васильевича Успенского «Имя существительное- хлеб языка».
Выступление ученицы. Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль .Над «Толковым словарем живого великорусского языка он работал 47 лет. Кто помнит, сколько слов в словаре Даля? (более 200 тысяч).И 40% от этого количества слов составляют существительные- самые простые слова, названия того, что человек видит вокруг себя.
Посмотрите на карту города имен существительных. В центре города замок, который символизирует основное значение существительного. Мы с вами совершим виртуальное путешествие в страну под названием Имя существительное.
Объясните, пожалуйста, значение слова путешествие.
Путешествие-передвижение по какой- либо территории с целью их изучения, а также с общеобразовательной, познавательной целями.
В городе 2 большие улицы: улица Постоянных признаков и Непостоянных признаков. - Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие непостоянные? Постоянные—собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, склонение. Непостоянные—падеж, число.
Первая наша остановка «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?
- Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.
- А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, выполните задание.
Задание: (работа с сигнальными карточками). Я называю имена существительные, вы поднимаете карточку с буквой О, если имя существительное одушевлённое и с буквой Н, если неодушевлённое.
Мужчина, дерево, здоровье, кошка, трава, шапка, друг, день, девочка, собака, ключ, малыш, одуванчик, толпа.
Следующая остановка «Род и число имён существительных.
- Назовите род имён существительных.
Задание: (работа в парах по рядам) соотнесите имена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.
Событие, карта, царь, разиня, дата, народ, города, племя, страны, язык, неуч, учебники, знамя, берёзы, телефон, обжора, доброта, тихоня, яблоня, облака, крылья, невежа, соня.
- Проверяем, 1 ряд называет имена существительные женского рода, 2 ряд – мужского рода , 3 ряд – среднего рода.
Следующая остановка «Склонение имён существительных»
В королевстве склонений обитают жители трёх склонений.
- Давайте вспомним, какие это склонения, и какие имена существительные относятся к каждому из них?
К 1 скл. относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, я-; ко 2 скл. относятся сущ м.р.с нулевым окончанием, и ср р. с окончанием –о, е-; к 3 скл. – сущ ж. р. с нулевым окончанием.
Задание: письменно определить склонение имён существительных (с каждого ряда по 1 человеку выходят к доске, затем все вместе проверяем)
Спортсмен, вежливость, деталь, шалаш, красота, бахрома, карниз, глушь, местность, ночь, генерал, перила, учебник, тень, кружево.
Следующая остановка «Собственные и нарицательные имена существительные.
- Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.
Предлагаю вам игру «Я работаю волшебником»
- Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Плодородная земля – (планета Земля)
Воздушный шарик – (собака Шарик)
Я облетел вокруг света-(журнал «Вокруг света»)
Легкий пушок- ( кот Пушок; )
. Яркий огонек-журнал « Огонек».
Цветок роза- (девочка Роза)
Птица орел –(город Орел).
Горит огонек –( журнал «Огонек» ).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
С физминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю, А теперь попрыгаю.
Ножками подрыгаю.
Сяду я за парту стройно,
Чтоб вести себя достойно!
Вторая большая улица города - улица Непостоянных признаков, на ней живут число и падеж.
Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного и только единственного числа и те, которые изменяются по числам.
Форму только ед. ч. имеют:
1. Вещественные существительные: молоко, сметана, бензин.
2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота.
3. Собирательные: учительство, листва.
4. Собственные: Карпаты, издательство, журнал.
Форму только мн. ч. имеют:
1. Вещественные: чернила, очистки.
2. Отвлеченные: каникулы, именины.
3. Слова, обозначающие парные предметы: очки, брюки, сани, ворота, ножницы.
4. Собственные: Альпы, Карпаты, газета «Сегодня».
У существительных, которые имеют форму только множественного числа, невозможно определить род и тип склонения.
Помните, как злая мачеха в сказке Ш. Перро «Золушка» смешивала в одну кучу чечевицу и горох и дала бедной девушке задание: разобрать все в отдельные корзины. Вот и вам задание. Перед вами рисунки предметов, вспомните их название и распределите их по корзинам, но вы должны вспомнить категорию числа имени существительного и тогда у вас все получится.
Молоко, каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, сливки, дрожжи, брюки, качели, хлопок, шахматы, очки, деньги, ножницы, посуда, чернила, рожь, сани , духи, золото, грабли, шашки, сахар, мед, масло, чай, румяна.
- Сколько в русском языке падежей? Перечислите вопросы падежей по порядку.
(В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос.
И.п.(кто? что?)
Р.п.(кого? чего?)
Д. п. (кому? чему?)
В.П.(кого? что?)
Т.п. (кем? чем?)
П. п. (о ком? о чем?)
Задание: определить падеж имён существительных (один ученик у доски, а у 4 – карточки, для сильных учащихся) написано на доске
Стоять под окном, висеть на ветке, сидеть у костра, около площади, спуститься к реке, говорили о дороге, учиться в школе, гулять у моря.
Дорога привела нас к синтаксическому замку.
- Сейчас мы вспомним, чем может быть в предложении имя существительное.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные работают в тетрадях)
У старой ёлки появился белый грибочек.
- Итак, чем в предложении может быть существительное?
Творческая работа.
Работа по картине.
Если не остановимся в этом лесу и не полюбуемся его красотой, то мы не увидим весну, и наш необычный поезд не сможет довезти нас до сказочного государства. Остановка 5 минут. Выпишите имена существительные, которые вы слышите.
Рефлексия. Подведение итогов урока
Блиц- опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» «НЕТ»)
1.Имя существительное относится к служебным частям речи.(нет)
4.Имя существительное- самостоятельная часть речи(да)
2.Имя существительное обозначает признак предмета(нет)
5.Имя существительное обозначает предмет(да)
6.Имя существительное отвечает на вопрос где? куда? когда? откуда?(нет)
7.Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?(да)
8.В предложении обычно является подлежащим или дополнением(да)
9.Изменяется по лицам и числам(нет)
10.Может относиться к мужскому, женскому и среднему роду(да)
11.Имена существительные бывают только женского и среднего рода (нет)
3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные (да)
Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное, показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока.
Станция Домашнее задание.
Составьте небольшой рассказ на тему «Природа - наш дом и нам жить в нем». Из 10 предложений с использованием имен существительных по заданной теме. Выставление оценок.
Спасибо вам за активное участие. Мир знаний необъятен, и каждый из вас не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, узнавать новое и интересное, и, конечно же, путешествовать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.