Презентация по русскому языку. Тема:"ФОНЕТИКА". "Гласные звуки. Какие звуки главнее?"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 16.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развивать воображение, речь, мышление.
Иконка файла материала русский язык Тема фонетика Гласные звуки Какие звуки главнее..pptx

Русский язык. Тема: «Фонетика». «Гласные звуки. Какие звуки главнее?»

Составитель: Малышева В Н

Цель урока.

*** Обратить внимание на значимость гласных звуков.
*** Особенности гласных звуков.
*** Развивать воображение, речь, мышление.

Содержание урока.

Орг. Момент.
*** Вообразим, что мы путешествуем по острову «ФОНЕТИКА», где каждый житель - «ФОНЕМА».
- А Что такое ФОНЕМА? Кто помнит?
(Это звук – смыслоразличитель).
- А что вы знаете о звуках?
( после рассказа учащихся на доске появляется схема)

Содержание урока.

ЗВУКИ
Гласные. Согласные.
[а о у ы э и] [б в г д ж з л…]
[ й’ м’ н’ п’ с’ …]
звонкие, глухие,
твердые , мягкие.

Содержание урока.

2. Тема урока.
*** Сколько звуков может быть в слове?
(А-один, но – два, сом - три, слон – четыре, марля- пять, и т.д. )
*** Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина.
*** Найдите сначала слова из одного звука, затем из двух звуков.
*** Запишите их в тетрадь.

Содержание урока.

Карточка.
*** Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
***Князь у синя моря ходит. С синя моря глаз не сводит.
*** Только, полно, правда ль это?

Содержание урока.

***В тетради появляется запись.
[и в у с л’] –слова из одного звука.
[он по на не ]- слова из двух звуков.

Содержание урока.

*** Чем являются эти слова?
(Частями речи).
*** Какими частями речи является каждое слово?
И –союз,
в, у, с, на, по – предлоги,
ль, не –частицы,
он– местоимение.

Содержание урока.

***Почему, когда потеряются в лесу, кричат «АУ»?
(Легко произносить).
***Какие звуки главнее, гласные или согласные?
(выполняют задание и делают ВЫВОД).
*** Разделите слова на слоги: УЛЕЙ, ОСЕНЬ,МГЛА, СТРЕСС, ВСПЛЕСК.
(Выполняют в тетради).
(У-ЛЕЙ, О-СЕНЬ, МГЛА, СТРЕСС, ВСПЛЕСК),

Содержание урока.

***Может ли слог состоять из одного звука?
(Да- если звук гласный).
*** ИТАК: Все слова держатся на гласных звуках. Значит, гласный звук главный в слове.
--- Запишите под диктовку буквами звуки [о, а, и, у, э, ы].
*** Образуйте слоги – слияния с звуками [ м, м’ ]
Ма, мо, му, мы, мэ,
мя, мё, мю, ми, ме
*** Какие буквы выполняли работу, чтобы показать мягкость согласных звуков?

Содержание урока.

***На карточке записаны слова:
ел, юг, яд, ёлка, ус, ад, знает.
*** Сосчитайте в словах количество звуков и количество букв.
[й’эл]- ел (3 звука. 2 буквы).
[й’ук] –юг [й’ат] –яд [й’олка]- ёлка
[ ус]-ус [ат]-ад [знай’эт] -знает

Содержание урока.

***Вывод:
Буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова или после гласного.
***Определите количество звуков и букв в словах:
ВЬЮГА, ПЬЁТ, СЕМЬЯ.
*** Запишите их в тетрадь, сделайте вывод.
***Почему количество звуков и букв совпадает?
*** А какое слово длиннее ШЕЯ или МЕЛЬ?
***По количеству букв – мель.
***По количеству звуков – шея.

Содержание урока.

***Рефлексия.
---Все ли задачи урока удалось выполнить?
---Над чем ещё можно поработать?
---Что показалось лёгким и интересным?
---Что показалось трудным?
---Удалось ли выяснить, какие звуки главные?

Урок окончен.

Молодцы!!!
Вы славно потрудились.

До новых встреч.