Методическая разработка "Обучение работы над учебно-исследовательским проектом"

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • Работа в классе
  • Рабочие тетради
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию представляется планирование учебных занятий объемом 34 занятия по обучению ребят 7 класса технологии работы над учебно-исследовательским проектом. Данный план возможно использовать для любого предмета школьной программы при наличии тем связанных с научными открытиями. Возможно работу над проектом проводить во внеурочное время в первом полугодии, а отчеты по проектам прослушивать на уроках для расширения знаний по предмету во втором полугодии учебного года. К каждому занятию разработана карта урока с основными моментами: тема занятия, цель, план занятия, рефлексия, отметка за работу на занятии. Предполагается, что ученик, выполняя задания, поэтапно заполняет карту урока и потом использует записи для оформления отчета по проекту. Обязательной частью работы является поиск и отбор нужной информации в сети интернет, соответственно эти занятия необходимо проводить в кабинете с наличием КПК-техники. У учеников желательно наличие индивидуальной флэш-карты. Это позволит ребятам дорабатывать дома начатое в классе.
Иконка файла материала Курс_Обучение работы над учебно-исследовательским проектом Великие научные открытия, 7класс.doc

Методическая разработка

Сорокиной Натальи Владимировны

учитель математики высшей категории,

член Ассоциации учителей математики Московской области

 

Обучение работы над учебно-исследовательским проектом

Великие научные открытия

7 класс, 34 занятия

 

Одной из инновационных технологий, все чаще используемых в современном образовательном процессе, является технология проектного обучения. Каждый учитель на своих уроках в наше время обязан использовать этот метод обучения. Однако сложность состоит в том, что полноценный проект в средней школе сложно разработать в рамках учебных часов и при таком количестве учащихся в классе.

Метод проектов - это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся, при этом решаемой в рамках одного предмета и, конечно же, оформленной в виде конечного продукта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем.

Основная идея - организация деятельности обучающегося с целью расширения и обогащения его предметных знаний и опыта. Исследование биографии известных ученых и предпосылок, приведших к научным открытиям. Развитие нашей цивилизации, благодаря этим открытиям.

Работа в проекте учит участников:

- поиску и систематизации необходимой информации;

- умению ставить и формулировать цель;

- методике проведения исследования (выдвижение гипотезы, анализ и обобщение);

- основам работы с текстовыми редакторами;

- умению готовить и проводить презентации результата работы.

Работа в проекте имеет сильные стороны:

- направленность на индивидуализацию обучения;

- активизация учения;

- стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Использование технологии проектного обучения открывает перед ребятами определенные возможности и развивает навыки, необходимые в современных условиях их дальнейшей образовательной деятельности.

Вашему вниманию представляется планирование учебных занятий объемом 34 занятия по обучению ребят 7 класса технологии работы над учебно-исследовательским проектом. Данный план возможно использовать для любого предмета школьной программы при наличии тем связанных с научными открытиями. Возможно работу над проектом проводить во внеурочное время в первом полугодии, а отчеты по проектам прослушивать на уроках для расширения знаний по предмету во втором полугодии учебного года.

К каждому занятию разработана карта урока с основными моментами: тема занятия, цель, план занятия, рефлексия, отметка за работу на занятии. Предполагается, что ученик, выполняя задания, поэтапно заполняет карту урока и потом использует записи для оформления отчета по проекту. Обязательной частью работы является поиск и отбор нужной информации в сети интернет, соответственно эти занятия необходимо проводить в кабинете с наличием КПК-техники. У учеников желательно наличие индивидуальной флэш-карты. Это позволит ребятам дорабатывать дома начатое в классе.

Продуктом данного проекта является:

1. Индивидуальный: Выступление ученика с собранным материалом по теме перед ребятами своего класса или других классов.

2.  Коллективный: Оформление школьного альманаха или стендового проекта «Исследую мир».

 

Приложение А: Оформление

Использованы рекомендуемые правила оформления работ всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ».

Приложение Б: Рекомендации по оформлению презентаций

Использованы рекомендации по оформлению презентаций ФГБО ВПО Санкт-Петербуржского Государственного Университета

Приложение С: Примерный перечень тем для проектов по математике.

 

Используемая литература:

 

1. Борискова И.В. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 51-53;

URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3958 (дата обращения: 14.07.2024).

 

2. Материалы КПК «Проектная деятельность. Организация и управление проектами в общеобразовательных организациях» АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ".

 


Тема

Биография ученого. Его научное открытие.

Цель

Познакомить с личностью ученого. Показать ценность произведенного открытия.

Актуальность

В учебной деятельности мы опираемся на открытия и доказательства ученых. Связь теории и жизни является необходимым компонентом обучения предмету.

План

1. Теоретический этап

1.1. Исследование доступной информации по биографии ученого.

Задача: представить связь научного открытия с жизненной позицией ученого (на момент работы над открытием).

1.2. Исследовать доступную информацию о возможных попытках решить данную проблему другими учеными к тому времени.

Задача: объяснить необходимость данного открытия в тот момент времени.

1.3. Исследовать информацию по областям применения данного открытия в последствии.

Задача: показать, что данное открытие способствовало развитию прогресса.

 

2. Практический этап

2.1. Создать презентацию с отобранным материалом.

Задача: выступить с представлением данной информации перед ребятами своей параллели.

2.2. Создать страницу для школьного альманаха «Исследую мир»

Задача: скомпоновать полученную информацию для страницы альманаха, продумать дизайн страницы.

 Поурочное планирование занятий по работе над проектом:

Этап

Цель

Задача

№ занятия

Теоретический

Исследовать биографию ученого.

 

Собрать доступную информацию и представить связь научного открытия с жизненной позицией ученого (на момент работы над открытием)

1,2

 

Исследовать доступную информацию о возможных попытках решить данную проблему другими учеными к тому времени.

Объяснить необходимость данного открытия в тот момент времени.

3,4

 

Исследовать информацию по областям применения данного открытия в последствии.

Показать, что данное открытие способствовало развитию прогресса.

5,6

 

Анализ собранного материала

Описать достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи проекта.

7

Практический

Познакомиться с программой Microsoft Word и её возможностями.

Знакомства с возможностями форматирования текста в программе.

8

 

Форматирование текста в программе Microsoft Word.

Форматирование подобранного по теме проекта текста в программе.

9,10,

11,12,13

 

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Знакомство с требованиями оформления презентации.

14

 

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Оформление презентации к своему выступлению.

15,16, 17,18

 

Создать страницу для школьного альманаха «Исследую мир»

Скомпоновать полученную информацию для страницы альманаха, продумать дизайн страницы.

19,20

 

Выступление с представлением данной информации перед ребятами.

Познакомить с личностью ученого. Показать ценность произведенного открытия.

21,22, 23,24,25

 

Участие с проектом в конкурсах.

Составить и выступить с отчетом по проекту.

26-34

 


 


Карта урока №1

от __.__.___г.

по теме:

Биография ученого

_________________________________________

Цель урока:

Собрать доступную информацию и представить связь научного открытия:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________с жизненной позицией ученого (на момент работы над открытием)

Ход исследования:

1. Дата и место рождения (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

2.Сведения о родителях, отзыв ученого о своих родителях (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 

Карта урока №2

от __.__.___г.

по теме:

Биография ученого

_________________________________________

Цель урока:

Собрать доступную информацию и представить связь научного открытия:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________с жизненной позицией ученого (на момент работы над открытием)

Ход исследования:

3. Где и когда обучался, интересный факт или воспоминание из того периода жизни ученого (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

4. Какая проблема привела к процессу работы над открытием (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

5. Сделать вывод по найденной информации.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

ВЫВОД:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 

Карта урока №3

от __.__.___г.

по теме:

Возможные попытки решить данную проблему другими учеными к тому времени.

 

Цель урока:

Исследовать доступную информацию и объяснить необходимость данного открытия в тот момент времени.

Ход исследования:

1. Какие ученые работали в то время над такой же проблемой (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №4

от __.__.___г.

по теме:

Возможные попытки решить данную проблему другими учеными к тому времени.

 

Цель урока:

Исследовать доступную информацию и объяснить необходимость данного открытия в тот момент времени.

Ход исследования:

2. Какие результаты были получены другими учеными по данной проблеме на момент начала работы ________________________________________

(указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

3. Сделать вывод по найденной информации.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

Итог урока:

ВЫВОД:

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 

Карта урока №5

от __.__.___г.

по теме:

Исследование информации по областям применения данного открытия:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в последствии.

Цель урока:

Показать, что данное открытие способствовало развитию прогресса.

Ход исследования:

1. Как приняло прогрессивное общество открытие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №6

от __.__.___г.

по теме:

Исследование информации по областям применения данного открытия:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в последствии.

Цель урока:

Показать, что данное открытие способствовало развитию прогресса.

Ход исследования:

2. Какое применение в жизни общества оно возимело (указать используемую статью (указать ссылку на страницу)).

3. Сделать вывод по найденной информации.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

Итог урока:

ВЫВОД:

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №7

от __.__.___г.

по теме:

Анализ собранного материала

Цель урока:

Описать достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи проекта.

Ход работы:

Проанализировать поставленные цели и задачи в начале работы над проектом. Сделать выводы по результатам исследования.

Итог урока:

ВЫВОД:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №8

от __.__.___г.

по теме:

Форматирование текста

Цель урока:

Знакомства с возможностями форматирования текста в программе.

Ход работы:

1. Набрать текст, написанный в итогах прошлых уроков.

2. Отформатировать в соответствии с требованиями к проектной работе.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №9

от __.__.___г.

по теме:

Форматирование текста

Цель урока:

Форматирование подобранного по теме проекта текста в программе.

Ход работы:

1. Оформить титульный лист и Оглавление (без указания страниц).

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 


Карта урока №10

от __.__.___г.

по теме:

Форматирование текста

Цель урока:

Форматирование подобранного по теме проекта текста в программе.

Ход работы:

2. Соединить подобранные тексты с прошлых уроков в один файл.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 


Карта урока №11

от __.__.___г.

по теме:

Форматирование текста

Цель урока:

Форматирование подобранного по теме проекта текста в программе.

Ход работы:

3. Добавить выводы и полученные умения.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 


Карта урока №12

от __.__.___г.

по теме:

Форматирование текста

Цель урока:

Форматирование подобранного по теме проекта текста в программе.

Ход работы:

4. Оформить Введение с указанием:

ü Актуальность

ü Проблема

ü Цель

ü Задачи

ü Объект исследования

ü Предмет исследования

ü Гипотеза

ü Методы исследования (Теоретические, Практические)

ü Значимость данного проекта

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 


Карта урока №13

от __.__.___г.

по теме:

Форматирование текста

Цель урока:

Форматирование подобранного по теме проекта текста в программе.

Ход работы:

4.Вывести отдельно перечень используемой литературы.

5. Отформатировать в соответствии с требованиями к проектной работе.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

Полностью готовый проект к печати!

Оценка работы на уроке:

 


 

Карта урока №14

от __.__.___г.

по теме:

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Цель урока:

Знакомство с требованиями оформления презентации.

Ход работы:

1. Схема презентации. Общие требования.

2. Требования к оформлению слайдов.

3. Содержание титульного слайда.

4. Оформление заголовков.

5. Содержание и расположение информационных блоков на слайде.

6. Выбор шрифтов.

7. Цветовая гамма и фон.

8. Стиль изложения.

9. Оформление графической информации, таблиц и формул.

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №15

от __.__.___г.

по теме:

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Цель урока:

Оформление презентации к своему выступлению.

Ход работы:

1.Разработать схему своей презентации, в соответствии с общими требованиями.

2. Оформить титульный слайд.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №16

от __.__.___г.

по теме:

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Цель урока:

Оформление презентации к своему выступлению.

Ход работы:

3. Выбрать цветовую гамму и фон.

4. Подобрать изображения для каждого слайда.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 

Карта урока №17

от __.__.___г.

по теме:

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Цель урока:

Оформление презентации к своему выступлению.

Ход работы:

5. Придумать тезисы для каждого слайда.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 

Карта урока №18

от __.__.___г.

по теме:

Создание презентации-сопровождения к выступлению.

Цель урока:

Оформление презентации к своему выступлению.

Ход работы:

6. Оформить слайд с выводами по работе.

7.Оформить слайд с указанием используемой литературы или сайта (указать ссылку на страницу).

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

Замечания учителя к предоставленному материалу

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 


 

Карта урока №19

от __.__.___г.

по теме:

Создать страницу для школьного альманаха «Исследую мир»

Цель урока:

Скомпоновать полученную информацию для страницы альманаха, продумать дизайн страницы.

Ход работы:

Основные моменты исследования, представленные в презентации, скомпоновать на 1 лист (по шаблону).

Шаблон страницы альманаха.

Отметка о сдаче материала в электронном виде

 

 

Итог урока:

(запишите чему вы научились на этом занятии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы на уроке:

 

 


 


Карта урока

от __.__.___г.

по теме:

Выступление с представлением данной информации перед ребятами.

Цель урока:

Познакомить с личностью ученого. Показать ценность произведенного открытия.

Ход работы:

1 Выступление.

2. Сбор отзывов о выступлении.

Оценка проекта по критериям. Максимальный вес критерия – 3 балла.

Соответствие оценок полученным баллам:

Баллы

Оценка

до 20

2

20-26

3

27-33

4

34-39

5

1.        Данная работа соответствует, частично соответствует, не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию, оформлению индивидуального итогового проекта.

 

2.        Тема работы отражает (частично отражает, не отражает) содержание проекта.

 

3.        Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, выводы, список литературы, приложения, в том числе презентация.

 

4.        Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы.

 

5.        Цель достигнута (не достигнута), частично достигнута).

 

6.        Проблема возникновения открытия освещена (полностью, частично, не освещена).

 

7.        Основная часть проекта содержит обоснованный теоретический материал (обосновано полностью, частично, недостаточно).

 

8.        Мысли излагаются логично (нелогично, с незначительными нарушениями логики), правильно (неправильно) сформулированы и отвечают (не отвечают) заявленной проблеме.

 

9.        В заключении формулируются (не формулируются, частично сформулированы) выводы, описывается (не описывается), достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

 

10.     Структура презентации отвечает требованиям (полностью, частично, не отвечает)

 

11.     Подобранные изображения раскрывают тему проекта (на всех слайдах, частично, не соответствуют теме).

 

12.     Содержание и расположение информационных блоков на слайде соответствует рекомендациям (на всех слайдах, частично, не соответствует).

 

13.     Доклад был представлен в полном объеме за отведенное время -10мин с показом сопровождающей презентации.

 

ИТОГО БАЛЛОВ

 

ОЦЕНКА

 

 

Отзывы ребят:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

ОФОРМЛЕНИЕ

Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Сокращения. Допускаются только общепринятые сокращения слов, терминов и обозначений (например, ЭВМ).

Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.

Иллюстрации.

Иллюстрации располагают после их первого упоминания. Число иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Приложения.

Объёмный материал (занимающий более страницы) размещается в разделе Приложения (объём этого раздела не ограничивается). К работе может прилагаться архив с дополнительными материалами в цифровой форме – схемы, чертежи, модели, исходные коды, исходные данные и проч.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с указания наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Объемные материалы могут быть выложены на свободном сервере, где доступны для скачивания, или на них может быть дана интернет-ссылка.

Таблицы.

Название таблицы является обязательным и должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей справа. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Единицы физических величин.

В статье следует применять стандартизованные единицы физических величин.

Список литературы должен содержать перечень использованных в работе книг, журналов, статей и так далее в порядке ссылок на эти источники в работе. Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, должно быть составлено в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018


 

Приложение Б

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Электронная презентация – электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенных для демонстрации проделанной работы. Целью презентации   является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Схема презентации:

1. титульный слайд (соответствует титульному листу работы);

2. цели и задачи работы;

3. теоретическая часть;

4. выводы;

5. практическая часть;

6. выводы;

7. используемая литература

Требования к оформлению слайдов

Титульный слайд

Презентация начинается со слайда, содержащего название проекта и имя автора. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. В качестве фона первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации, однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко. Подобное правило соблюдается и для фона остальных слайдов. Тем не менее, монотонный фон или фон в виде мягкого градиента смотрятся на первом слайде тоже вполне эффектно.

Общие требования

Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на представление работы дается около 10 минут.

Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) – например, растянув рисунки.

Дизайн должен быть простым и лаконичным.

Каждый слайд должен иметь заголовок.

Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе, и т.д.

Оформление заголовков

Назначение заголовка – однозначное информирование аудитории о содержании слайда. В заголовке нужно указать основную мысль слайда. Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

Текст заголовков должен быть размером 24 – 36 пунктов.

Точку в конце заголовков не ставить.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

Информационных блоков не должно быть слишком много (3-6).

Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда.

Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.

Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить.

Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо.

Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.

Логика предъявления информации на слайдах в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Выбор шрифтов

Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Calibri и др.

Размер шрифта для информационного текста — 18-22 пункта. Шрифт менее 16 пунктов плохо читается при проекции на экран, но и чрезмерно крупный размер шрифта затрудняет процесс беглого чтения. При создании слайда необходимо помнить о том, что резкость изображения на большом экране обычно ниже, чем на мониторе. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные. Жирный шрифт, курсив и прописные буквы используйте только для выделения.

Цветовая гамма и фон

Слайды могут иметь монотонный фон или фон-градиент. Для фона желательно использовать цвета пастельных тонов.

Цветовая гамма текста должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет (например: заголовки -зеленый, текст –черный и т.д.), необходимо следовать такой схеме на всех слайдах.

Необходимо учитывать сочетаемость по цвету фона и текста. Белый текст на черном фоне

читается плохо.

Стиль изложения

Следует использовать минимум текста. Текст не является визуальным средством. Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Чем больше текста на одном слайде вы предложите аудитории, тем с меньшей вероятностью она его прочитает.

Рекомендуется помещать на слайд только один тезис. Распространенная ошибка –представление на слайде более чем одной мысли.

Старайтесь не использовать текст на слайде как часть вашей речи, лучше поместить туда важные тезисы, акцентируя на них внимание в процессе своей речи. Не переписывайте в презентацию свой доклад. Демонстрация презентации на экране – вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь.

Следует сокращать предложения. Чем меньше фраза, тем она быстрее усваивается.

Текст на слайдах лучше форматировать по ширине.

Если возможно, лучше использовать структурные слайды вместо текстовых. В структурном слайде к каждому пункту добавляется значок, блок-схема, рисунок – любой графический элемент, позволяющий лучше запомнить текст.

Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например, медленного исчезновения или возникновения полосами, но и они должны применяться в меру. В случае использования анимации целесообразно выводить информацию на слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей «озвучке».

Оформление графической информации, таблиц и формул

Рисунки, фотографии, диаграммы, таблицы, формулы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде.

Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.

Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

Иллюстрации и таблицы должны иметь заголовок.

Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.

Иллюстрации, таблицы, формулы, позаимствованные из работ, не принадлежащих автору, должны иметь ссылки.

Используя формулы желательно не отображать всю цепочку решения, а оставить общую форму записи и результат. На слайд выносятся только самые главные формулы, величины, значения.

После создания и оформления презентации необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление. Проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране) и сколько времени потребуется на её показ.


Приложение С

Примерный перечень тем для проектов по математике

1.            И. Ньютон об алгебраической дроби

2.            Алгебраические сведения в «Арифметике» Л.Ф. Магницкого

3.            Алгебраические дроби у Диофанта

4.            О буквенных коэффициентах. Задача Ариабхатты

5.            Р. Рекорд, введение в математику знака равенства.

6.            Теория отношений и пропорций Евдокса Киидского

7.            А.Н. Крылов. Теория приближенных вычислений

8.            Декарт. Метод графического решения уравнений

9.            Диофант. Квадратные уравнения

10.         Брахмагупта. Квадратные уравнения

11.         Ал-Хорезми. Классификация уравнений

12.         Л. Фибоначчи. Квадратные уравнения

13.         Ф. Виет. Теорема о корнях квадратного уравнения

14.         Евклид о параллелограмме

15.         Евклид. Теорема о зависимости между хордами и расстоянием их от центра окружности

16.         Лежандр. Касательная к окружности