Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Оценка 4.6
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—11 кл
02.03.2019
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая в корне изменила жизнь людей. Главным делом для большинства из них стало борьба с фашизмом. У каждого человека были свои непосредственные обязанности, свой долг, своя ответственность. Интеллигенция внесла неоценимый вклад в дело разгрома немецких оккупантов. И прежде всего учителя страны собственным примером помогли осознать каждому свое место в общем строю. Тысячи преподавателей оставили учебные классы и влились в число защитников Родины. Среди них были и учителя алпатьевской средней школы. На уроках истории и во внеурочной деятельности мы часто обращаемся к военной тематике. Мы бережно перелистываем семейные альбомы, вглядываемся в пожелтевшие фотографии, внимательно слушаем рассказы родных и пытаемся как можно точнее восстановить события тех военных лет.
В Учителя-фронтовики Алпатьевской школы — копия.docx
1
"Учителяфронтовики Алпатьевской средней школы
в Великой Отечественной войне"
22 июня 1941 года… начало Великой Отечественной… Война в корне
изменила жизнь людей. Главным делом для большинства из них стало борьба с
фашизмом. У каждого человека были свои непосредственные обязанности, свой
долг, своя ответственность. Интеллигенция внесла неоценимый вклад в дело
разгрома немецких оккупантов. И прежде всего учителя страны собственным
примером помогли осознать каждому свое место в общем строю. Тысячи
преподавателей оставили учебные классы и влились в число защитников Родины.
Среди них были и учителя алпатьевской средней школы. На уроках истории и во
внеурочной деятельности мы часто обращаемся к военной тематике. Мы
бережно перелистываем семейные альбомы, вглядываемся в пожелтевшие
фотографии, внимательно слушаем рассказы родных и пытаемся как можно
точнее восстановить события тех военных лет.
Логинов Пётр Васильевич
/19191982/
Комиссар 3й батареи 76го
артиллерийского дивизиона. Воевал на
Южном фронте, освобождал Ростов
наДону, Кавказ.
В предвоенные годы работал учителем
истории и географии в сельской школе
села Любичи – преподавал в 57 классах.
В изданной в то время брошюре «Мы
обогнали Данию» о нём писали
следующие строки «В производственных
успехах нашего колхоза, как и во всей
жизни колхозного села. Огромную роль
играет советская интеллигенция. Большую роль по ликвидации неграмотности
провёл учитель комсомолец П.В. Логинов. Ему 2
всего лишь 25 лет… Свою работу учителя он совмещает с учёбой в
педагогическом институте. Логинов – отличник учёбы, успешно заканчивающий
второй курс исторического факультета.
член комитета
комсомольской организации колхоза. Логинов, несмотря на свою молодость,
приобрёл авторитет среди колхозников». В 1940 году Пётр Васильевич вступает
в ряды КПСС и спустя некоторое время становится секретарём
парторганизации Любического колхоза.
Агитатор,
В воскресный день 22 июня 1941 года, нужно было явиться в институт на
сдачу экзамена, но этому помешала война. 4 июля 1941 года в селе Любичи
состоялся митинг, на котором жители села поддержали единодушно
выступление Сталина от 3 июля. Началась запись добровольцев на фронт.
Первым заявление подал Логинов Пётр Васильевич. По рекомендации райкома
партии он был направлен в политическую академию имени Ленина, по окончании
которой направлен политруком в распоряжение Ростовского военного округа.
Оттуда получает назначение в отдельную 76ю морскую бригаду и становится
комиссаром 3й батареи 76го артиллерийского дивизиона.
Первый бой принял в ночь на 8е марта 1942 года под Таганрогом. В
наступлении приняли участие три морские бригады, но противник имел
преимущества в боевой технике – танках, авиации. 11 вражеских танков с
русскими опознавательными знаками зашли в тыл нашим войскам и сходу начали
атаковать. По приказу Логинова П.В. два орудия были немедленно развёрнуты в
сторону противника, первыми же выстрелами подбили два вражеских танка.
Затем запылали ещё два… Бой был тяжёлый, потери несли обе стороны, но
наступление немцев на этом участке фронта было приостановлено. Советские
войска окопались и перешли к обороне /март – май 1942г./. В одном из боёв
Пётр Васильевич получил осколочное ранение, от госпитализации отказался,
медицинская помощь оказывалась на месте.
В августе 1942 года немцы предприняли большое наступление на всём
Южном фронте, прорвав в нескольких местах оборону советских войск. Наши
войска с упорными боями отступали. Отход Красной армии прикрывали
знаменитые реактивные установки катюши. Упорные бои развернулись за
переправу через реку Донец, где батарея под командованием нашего земляка
прикрывала отход 2го дивизиона катюш / об этом есть свидетельства в
книге генераллейтенанта Нестеренко/.
Для обеспечения безопасности отхода наших войск, в то время
создавались роты автоматчиков. Комиссаром одной из таких рот был назначен
Логинов Пётр Васильевич. Пришлось осваивать тактику автоматного боя. 17го 3
сентября1942 года их роте удалось остановить наступление немцев на Малом
Кавказском хребте. Там было три дороги – их и перекрыли советские
автоматчики. Немцы провели пять психических атак, причём в бой шли без
формы и знаков отличий.
В ноябре 1942 года Пётр Васильевич был назначен замполитом в батальон
автоматчиков. Участвовал в освобождении станицы Фанагарийской. Однажды на
Северном Кавказе его подразделение попало в окружение на горе Фонарь. 12
дней продержались – вода, продовольствие, патроны были на исходе. На помощь
подоспела 30я иркутская дивизия. На заключительном этапе боя Пётр
Васильевич был ранен осколком минного снаряда, попал в госпиталь, после
выздоровления вернулся в родную часть. И вновь он формирует новую роту
автоматчиков при стрелковом батальоне. В январе 1943 года войска отдельной
группы перешли в решительное наступление на Краснодар. 29 января Логинов
П.В., возглавляя разведку боем, попал под пулемётный огонь и получил двойное
ранение – в ногу и грудь. После шестимесячного пребывания в госпитале был
признан военной комиссией негодным к строевой службе.
После демобилизации вернулся в Любичи, вскоре познакомился со своей
будущей женой Ниной Васильевной. После свадьбы стали жить в с. Алпатьево.
Построили свой дом, вырастили двух детей. Оба работали учителями в
Алпатьевской средней школе. Пётр Васильевич преподавал историю и
географию, Нина Васильевна математику. Их уважали учащиеся школы, их
родители и все односельчане. 4
Густарёв Павел
Васильевич /1920 – 2009/
уроженец с. Курово. Лётчик,
воевал на Западном фронте,
дважды был сбит, инвалид
войны.
Родился 21 января 1921 года в деревне
Курово. Едва отслужил в рядах
Красной армии, грянула Великая
Отечественная война. Большая беда
пришла на родную землю – все
мужчины ушли на фронт защищать
Родину, родных и близких. В октябре
1941 года повестку на фронт получил и
Василий Иванович. Как и многие
другие призывники, рвался в бой, но
был направлен на 6ти месячные
военные курсы. Программа была сжатой, но очень насыщенной – секретами
военного мастерства овладевали с утра и до позднего вечера. После окончания
курсов, Василий Иванович в звании младшего лейтенанта был направлен на
Западный фронт. Ему довелось участвовать в жестоких боях под Оршей в 1943
году. Именно здесь он получает серьёзное ранение в грудь. Вплоть до мая 1944
года он находился на излечении в одном и военных госпиталей. После
выздоровления был направлен на фронт комсоргом 1152 ракетного батальона.
1944 год – стал годом полного изгнания врагов с территории нашего
государства. Василий Иванович участвовал в разгроме немецкой группировки в
районе города Бобруйска. За бесстрашие, проявленное в боях под Бобруйском,
был награждён орденом «Красной Звезды» и благодарственным письмом от
высшего военного командования.
Василий Иванович участвовал в боях в Восточной Пруссии, брал город
Кёнигсберг. Именно там их батальон попал во вражеское кольцо окружения.
День и ночь шли напряжённые бои, но ценой невероятных усилий, советским
воинам удалось выйти из котла. Затем им пришлось участвовать в боях на
территории Чехословакии, брать Прагу. И вновь бои на земле вражеской
Германии. День Победы встретил в немецком городке Лансберге. К боевым
наградам добавились медаль «За отвагу», медаль «За взятие города
Кёнисберга», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». 5
После окончания войны, Василий Иванович вернулся в родное село и всю
свою жизнь посвятил воспитанию подрастающего поколения. Вначале работал
учителем начальных классов в Куровской семилетней школе, а затем – в
Орешковской начальной школе.
Мартынов
Павел Васильевич
/19171997/
Воевал на Западном фронте в
составе 58й стрелковой дивизии.
Ржев, Орша, форсирование
Днепра, Вислы, Одера. Боевой
путь завершил в Германии.
Павел Васильевич ровесник
Великой Октябрьской революции.
Родился он в селе ВрачёвоГорки. Его трудовая биография началась с
1934 года, когда он, закончив в п. Белоомут педагогическое училище, приступил
к работе в одной из начальных школ Рязанской области. Работа приносила
радость и удовлетворение. И, наверное, по этой причине Пётр Васильевич решил
продолжить учёбу, получил высшее педагогическое образование, стал работать
преподавателем математики и физики. И всё складывалось как нельзя лучше, но
грянула война…
На фронт попал в октябре 1942 года. В это время тяжёлые бои шли на
ржевском направлении – туда, в самое пекло и попал наш земляк. В конце марта
1943 года Павел Васильевич получил ранение в грудь и был направлен в Москву
на излечение в больницу им. Боткина. Именно в этой больнице после тяжёлого
ранения лежал вождь пролетарской революции – В. И. Ленин. А палата, в
которой лечился Ильич, была превращена в музейную комнату. Всё в ней
осталось в неизменном виде. На раненых бойцов этот факт истории оказывал
огромный оздоровляющий эффект. У всех было одно желание – как можно
быстрее встать в строй и гнать ненавистного врага с родной земли. 6
После излечения, наш земляк возвращается в строй. Врага теснили к
западным границам. И вновь упорные жестокие бои на Смоленщине. Особо
запомнился солдату бой в Юхновском районе у так называемой высотки «Заячья
губа». Враг пытался взять реванш за проигранные сражения и поэтому
ожесточённо сопротивлялся. Огромные потери были с обеих сторон. Советские
воины ценой собственной жизни выполняли жёсткий приказ командования: «Ни
шагу назад!». При взятии высоты полегло более половины их подразделения.
Многие получили ранения. Самым тягостным – было прощание с боевыми
товарищами… Затем их часть очищала от врага Починковский, Монастырский и
целый ряд других районов Смоленщины. Чем ближе к границе теснили врага,
тем больше разрушений на своём пути встречали советские солдаты. Всюду
чернели полу сожжённые избы, полуразваленные мосты, вдоль дороги стояли
изувеченные, наполовину обугленные деревья, всюду зияли огромными дырами
воронки от снарядов. Люди, выходившие встречать воиновосвободителей, были
настолько истощены и измучены, что у каждого бойца сердце кровью обливалось
и крепла решимость как можно быстрее освободить Родину от фашистской
нечисти.
Мартынов Павел Васильевич – участник КорсуньШевченковской
операции на Украине. Рядовые и весь командный состав блестяще провели это
сражение и получили кратковременную передышку. За время отдыха часть, в
которой служил наш земляк, была пополнена и вскоре отправлена вначале под
город Белая Церковь, затем – под Ровно для борьбы с бендеровцами на
Западной Украине. Которые сотрудничали с фашистскими оккупантами. Потом
дивизия, в которой воевал Мартынов Павел Васильевич, перешла границу
нашего государства и вступила на территорию Польши. Там она прославила себя
при освобождении г. Сандомира, за что в последующем и получила своё новое
название Сандомировская. Солдаты этой дивизии в январе 1945 года
форсировали р. Одер, вступили на немецкую землю и заняли ряд городов.
Участников этих боёв был Мартынов Павел Васильевич. После войны он долго
держал в памяти названия этих немецких городов – Ништенвель, Фрейштат,
Грюнберг и др. Главные бои велись в это время на Берлинском направлении –
необходимо было уничтожить врага в его же логове.
67 мая часть, в которой служил наш земляк, была спешно переброшена
под Прагу, которую 8 мая удалось полностью очистить от оккупантов. Именно
здесь, в этом красивом городе, они услышали долгожданное слово: Победа!
За смелость и отвагу в годы Великой Отечественной войны Мартынов
Павел Васильевич был награждён орденом Красной Звезды, боевыми медалями: 7
«За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие
Берлина», «За освобождение Праги».
После войны стал проживать в с. Алпатьево и добросовестно работать
учителем математики и физики в школе. Это был специалист высокой
квалификации – настоящий мастер своего дела. Умет Мартынов Павел
Васильевич в декабре 1997 года. Проводить его в последний путь пришли его
ученики и все те, кто его знал, уважал и помнил.
Егоров Иван Михайлович /1925 – 1974/
Воевал на I Белорусском фронте. После войны работал учителем
физкультуры и военного дела в
Алпатьевской школе.
Родился Иван Михайлович 2 ноября 1925
года. Ко времени начала войны он обучался в
Алпатьевской средней школе и, как и все
мальчишки той поры, мечтал побыстрее
попасть на фронт, чтобы бить ненавистных
фашистов. Ведь в семье уже была похоронка
погиб смертью храбрых его старший брат
Алексей.
Сначала был фронт трудовой. С
раннего утра и до позднего вечера он со
сверстниками убирал хлеб, косил траву,
убирал овощи в огороднической бригаде, отвозил на подводах зерно и продукты
на железнодорожную станцию для последующей отправки на фронт. Но к осени
1941 года, когда фашисты рвались к Москве, понадобилась помощь людей в
возведении линии обороны столицы. Под Коломной в деревне Акатьево ребята
выполняли свой долг, работали наравне со взрослыми рыли противотанковые
рвы, ставили заградительные щиты.
Осенью 1942 года из 9 класса школы Ивана направляют в Рязанское
Краснознаменное пехотное училище им. Ворошилова. В звании младшего
лейтенанта направляется на 1й Белорусский фронт, где в это время ведутся 8
ожесточенные бои. Летом 1944 года советские войска в ходе Белорусской
операции разгромили группу армий "Центр" и освободили Белоруссию. 24 июня
1944 года стал едва ли не роковым днем для Ивана Михайловича. Он был
тяжело ранен близ города Речицы и отправлен в эвакуационный госпиталь
города Саратова. В справке о ранении говорится: "В боях за Советскую Родину
младший лейтенант 120го стрелкового полка тов. Егоров Иван Михайлович 24
июня 1944 года был тяжело ранен слепое осколочное проникающее ранение
левой половины грудной клетки". Награждён орденом" Красной Звезды",
медалью "За Победу над Германией», двумя юбилейными медалями. Вернувшись
на Родину девятнадцатилетним юношей, он целиком посвящает себя воспитанию
молодежи. Работает преподавателем военного дела и физкультуры в
Алпатьевской и Газопроводской средних школах. Ведёт большую работу по
военнопатриотическому воспитанию учащихся. Многие выпускники по примеру
своего преподавателя становятся офицерами Советской Армии. Строгость и
человеческая отзывчивость, доброта и принципиальность были основными
чертами этого человека.
Прошло 40 долгих лет с тех пор, когда фронтовое ранение дало о себе
знать. Он ушёл накануне праздника Победы – 8 мая 1974 года. И до последнего
часа своей жизни он оставался настоящим офицером Советской Армии.
История знает тысячи войн, больших и малых. Но военный ураган,
обрушившийся на нашу землю в июне 1941 года, был самым свирепым и
разрушительным. Рабочие и колхозники, воины армии и флота, интеллигенция
отдавали все силы, а часто и жизни, ради свободы своей Родины. Всё это
являлось свидетельством их политической зрелости, глубокого понимания
своего патриотического и гражданского долга. В воспитании такого общества
велика заслуга советских учителей. А значит, и педагогов Алпатьевской средней
школы.
А сегодня, благодаря нашей памяти и нашим усилиям, учителя
фронтовики снова в строю. Мы пронесём их портреты 9 Мая в колонах
Бессмертного полка как напоминание о том, что прошлое с нами. Мы ничего не
забыли, память живёт в наших сердцах. Ведь без прошлого нам нельзя. Оно
необходимо прежде всего для того, чтобы видеть будущее, успешно бороться за
него. Нельзя позволить, чтобы вновь вспыхнуло пламя военного пожара. И хотя
сегодня мы отмечаем юбилейную дату со дня Победы, борцам за мир оружие
складывать рано.
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Исследовательский проект обучающегося "Учителя-фронтовики Алпатьевской средней школы в Великой Отечественной войне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.