"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)
Оценка 4.9

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

Оценка 4.9
Аудио +3
doc
история
Взрослым
22.11.2018
"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)
Исследование Ахмадеевой Надежды Юрьевны.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 15» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Исследовательская работа на тему:  «Источник  моего  вдохновения» (педагогика Мустая Карима в моей работе) Выполнила: учитель высшей категории преподаватель культуры Башкортостана Ахмадеева Надежда Юрьевна г. Октябрьский, РБ 2018 Содержание I. Введение   Школа Мустая Карима………………………………………………..…..3 II. Педагогика Мустая Карима……………………………….……..…6 1. Нравственное начало в педагогике Мустая Карима………..….…6 2. Гуманистическая основа педагогики Мустая Карима…. …......…8 3. Проблема патриотизма и гражданственности в творчестве                 Мустая Карима…………………………………………………...….9 4. Педагогические миниатюры……………………………………...10 III. Заключение………………………………….……...……...11 IV. Список использованной литературы………………....….14 V. Электронный вариант 2 I. Введение Школа Мустая Карима (На фоне мелодии курая звучит стихотворение М. Карима «Птиц выпускаю») Все завершил. Покончил с мелочами, И суета осталась позади... И вот сейчас с рассветными лучами Птиц выпускаю из своей груди. Идущие на бой во имя чести! Вам ­ первый дар, всем прочим не в укор: Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье Орел могучий крылья распростер. 3 Те, кто в пути! Вам ­ бодрым и усталым ­ Шлю журавля сквозь ветер в ранний час. Кукушку, чтобы долго куковала, Больные, выпускаю я для вас. Влюбленные! К вам соловей, неистов, Рванулся ­ петь все ночи напролет. Томящиеся врозь! Вам голубь чистый К надеждам старым новые несет. Отчаянных, и робких, и недужных ­ Всех одарю я, всех вас птицы ждут... Нет только ничего для равнодушных, Пускай без птиц ­ как знают, так живут. Всё завершил.  Покончил с мелочами, И  суета осталась позади... И каждый день с рассветными                                                          лучами Птиц выпускаю из своей груди. Разрешите   представиться:   Ахмадеева   Надежда   Юрьевна   –   учитель   культуры Башкортостана,   педагог   высшей   категогрии   с   38   летним   стажем   работы.   Являясь представительницей   рода   Шаймуратовых   по   женской   линии,   с   молоком   матери   впитала любовь к родному краю, гордость за героических предков, уважение к традициям, истории и культуре моего народа. 4 Свое выступление я начала со стихотворения моего любимого поэта Башкортостана  ­ Мустая Карима, чье творчество красной нитью  проходит в моей работе в частности, и легло в основу исследовательской работы «Источник моего вдохновения». Выбранная   мной  тема   актуальна,   так   как   на   современном   этапе   вопросы нравственного   и   патриотического   воспитания   подрастающего   поколения   приобрели первостепенную значимость в становлении личности гражданина нового Башкортостана. Объект   исследования:  процесс   формирования   личности   обучающихся   на   примере педагогики Мустая Карима. Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания обучающихся посредством творческого наследия Мустая Карима. Цели   исследования:  популяризация   наследия   башкирского   поэта;    формирование гражданского самосознания, любви к малой Родине; возрождение духовности обучающихся на образцах творческого наследия Мустая Карима. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: ­ детально изучить литературу по данной теме; ­   выявить   наиболее   эффективные   условия   для   нравственно­патриотического воспитания, посредством изучения творческого наследия Мустая Карима; ­  выявить эффективность разработанных и проведенных мероприятий по творчеству Мустая   Карима   и   влияние   на   нравственную   оценку   и   поведение   на   современном   этапе становления личности обучающихся Методы исследования:  детальное изучение литературы по данной теме; проведение уроков – диспутов, кинолектория, уроков   мужества, литературно­музыкальных гостиных, проведение социологических опросов и т. д. Теоретическая значимость: данное исследование может быть использовано в работе преподавателей истории и культуры Башкортостана, в проведении внеклассных мероприятий. Его   творчество   –   чистейший   образец   искусства   слова,   богатейший   мир   изучения художественных тайн, это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности   и   преданности,   школа   радости   и   непоколебимости.   Сколько   поколений   наших современников, хотя они сами об этом особо не говорят, воспитаны этой школой. В   творческом   мире   Мустая   Карима   отношения   построены   на       очень   высоких моральных категориях. Как говорится в одном из его стихотворений: «Его ум горел в огне любви, и любовь его разумна». Произведения его прежде всего воспитывают человеческие качества, взвешивают каждую личность на весах совести. Во главу угла автор ставит прежде всего   справедливость,   увлеченность,   верность,   и   потому,   вместе   с   его   эстетической ценностью, с каждым годом возрастает воспитательное значение и нравственная оценка. Во времена, когда душевные переживания и чувство прекрасного являются дефицитными, такой феномен,   как   творчество   Мустая   Карима,   превращается   в   живительную   влагу,   святой источник на пути человека, жаждущего непорочного взгляда и глотка свежего воздуха.  И. В. Гете сказал: чтобы лучше понять поэта, надо увидеть его родину. Родина Мустая Карима ­ это аул Кляш Чишминского района. Аул Кляш щурится на солнце множеством окон. Улицы его то стремительно взбегают на крутой холм, то сходятся у колодца, то спешат к околицам, распахнутым в степь. В самом центре аула, у пересохшего ручья скрипят старые ветла.   А   над   всем   этим:   над   домами   и   огородами,   над   пятнистыми   коврами   полей,   над ветлами ­ висит ослепительно голубое небо да звенит песня жаворонка... Творчество  Мустая Карима  охватывает и глубинные давние времена и сегодняшнюю неприкаянную действительность, его герои — и титан Прометей и "маленький человек" из обойдённого сокрушительным прогрессом аула. Он — поэт, писатель, драматург, мыслитель ХХ века. И потому — советский. Другим быть не мог: в такое время и в таком месте родился, вырос, воевал, трудился честно и неустанно. Мустафа Сафич — из тех, кто не отрекается от 5 своего времени, от своего слова и от самого себя. Да и отчего и как отречься? И для чего? И кому это надо? Среди множества наград нашего великого земляка, я, как учитель, отмечаю одну – значок   «Отличник   народного   просвещения   РСФСР».   Этой   наградой   был   отмечен   вклад Мустая   Карима   в   дело   воспитания   подрастающего   поколения посредством своего творчества.  Как педагог и писатель, Мустай Карим глубоко понимает, что ценностные ориентации нельзя   передать   детям   таким   же   способом,   каким   передаются   знания,   ибо   ценности   не безличны, они усваиваются переживаниями. Ведущая педагогическая идея, которая пронизывает повести Мустая Карима – это формирование чувств человека с детства. II.  Педагогика Мустая Карима 1.  Нравственное начало в педагогике Мустая Карима Нравственные ценности всегда входили в высший слой отечественной культуры: среди них   особенно   следует   отметить   ценность   совести,   порядочности,   нравственной чистоплотности, чести, правды, жизни не во лжи. Мустай   Карим   писал:   «Экономика   на   ноги   встает.   Беда   в   другом.   Первое   – разрушается духовность, второе – прекращается взаимосвязь  искусства и литературы.  Ни одна культура сама собой не развивается. Разрушение – общая беда». Поэта угнетает, что к человеку   начали   относиться   «не   по   человеческой   сущности   –   нравственным   качествам, творческому потенциалу, а судят по категориям». Нравственное совершенство героев Мустая Карима  определяется  любовью к людям, взаимностью с окружающим миром. Знакомя   учащихся   со   Старшей     Матерью   (повесть   «Долгое   –   долгое   детство»)   я рассказываю о простоте, обыденности уроков Старшей Матери, но ими жизнь держится. А много ли ей выпало счастья? Ее устои чужды ханжеству.  Ребятам надолго запоминаются слова   Старшей   Матери:   «Каждый   человек   своей   правдой   живет.   Но   есть   правда   на   всех единая, каждому на всю жизнь опора, от всех бед – напастей ограда. Эта правда – любовь». Высокие моральные качества Мустай Карим прививает молодому поколению посредством высоконравственных   поступков   и   дел   своих   героев.   Педагогика   Мустая   Карима   ­   это внутренний мир ребенка, восприятие им окружающего мира во всем его многоцветии. Это вера в ребенка. Это образ учителя, со  временем ставший песней:  Ты, учитель добрый мой, На меня взгляни потом, Ты зажег огонь большой 6 В сердце маленьком моем. «Слова мудреца просты»,  ­ гласит древнее китайское изречение. И своими простыми и понятными словами Мустай Карим посылает нам, педагогам, решение непростых задач по воспитанию подрастающего поколения.  Это герой очерка «Зеленый цвет Победы» Савельев. Он мог остаться в живых, если бы прекратил бой сразу после своего тяжелого ранения. Но он этого не сделал. В повести «Таганок» примером нравственного роста личности описан Якуп. Для него прыгание   по   камням   не   было   веселой   игрой   или   мальчишеской   шалостью,   а   настоящим строгим и важным делом, он просто честно выполнял обещание, данное вожаку «Таганка». Он падал и ушибался, появились на лице и теле царапины, но с каждой царапиной сердце Якупа становилось   крепче   и   мужественнее.   Так   происходит   самостановление   героя   повести «Таганок». Другой глубоконравственный поступок совершает Старшая Мать поэта. Старшая Мать подняла голову; «Слышали? Вы слышали? Тажетдин свою мать ударил. И чтобы он этой своей рукой на мою могилу землю бросил? Нет на это моего разрешения…» Потом  она  засомневалась  в   правильности   своего   решения:  «Вот  только  с  Тажетдином   не сурово ли обошлась? Ладно, и ему, и другим уроком будет. Без таких уроков и жизнь не идет. Бывают грехи, которые простить нельзя. Помни, святей матери нет ничего». Это завет людям – как жить должно. Такое отношение к женщине, к тяжелой женской доле у поэта особенное и глубоко трепетное. Поэт помогает педагогам вырабатывать у учащихся уважение к своим матерям, сестрам и подругам.  В качестве примера приведу высказывание учащегося 9 класса Ильдара Ситдиковаы о маме: «Моя мама хрупкая, нежная, маленькая женщина, на плечах которой держится весь дом. Бабушка у нас очень ворчливая, мало кого любит, но мама никогда с ней не ругается. Она   очень   терпеливая,   все   невзгоды   встречает   с   улыбкой.   А   улыбка   у   нее   приветливая, добрая. Как бы я хотел унаследовать хотя бы часть ее доброты и мудрости. Милая мама! Живи   долго,   будь   здорова,   а   я   всегда   буду   рядом   с   тобой.   Нежно   целую   каждую   твою морщиночку и маленькую родинку на твоем подбородке. Твой любящий сын Ильдар».   7 Воспитание правильных нравственных взаимоотношений между девушками и юношами – проблема педагогическая  и проблема извечная. Свой огромный вклад внес М. Карим в решение этого вопроса.  Он поднимает чувство любви на большую высоту. «Любовь – это, пожалуй,  самая большая ответственность, какую берут на себя люди, …любовь – самое святое чувство на земле». Любовь в творчестве Муста Карима – это чувство всемогущее, разрушающее преграды. Именно   такой   предстает   в   «Помиловании»   любовь   Гульфизы   к   Хабирьяну,   которому оторвало ногу. «Возьму, ­ говорит она, ­ и напишу сейчас письмо, каждую букву бисером вышью: «Не опускай крылья, пусть тебе опорой будет моя любовь. Все равно ты мой. И никому другому тебя не отдам». Мустай   Карим   убежден:   чтобы   любовью   жить,   любовь   выносить   терпение   великое нужно, а у кого терпения нет, пусть любить не берется. Согласны ли вы с мнением писателя? Лиля   (8   класс):   Я   полностью   согласна   с   Мустаем   Каримом.   Терпение   и взаимопонимание   главное   во   взаимоотношениях   между   людьми.   Ведь   недаром   в   народе говорят: «Терпение и труд – все перетрут!» Алена (9 класс):   На мой взгляд к терпению нужно прибавить понимание и умение прощать.   Ведь   если   любишь,   многое   простишь.   Нельзя   прощать   только   подлости   и предательства. Но это мое личное мнение. Поиски Мустая Карима своих путей по нравственному совершенствованию читателей не могли не привести его в ряд крупнейших отечественных педагогов. И прав башкирский поэт в своем утверждении: «…должны быть в обществе сдерживающие две силы – Закон и Мораль». 2. Гуманистическая основа педагогики. 8 Центральное место в творчестве Мустая Карима занимает Человек. Поэт выделяет в искусстве три самые волнующие и животрепещущие грани: это Человек и Мир, Человек и Земля   (Земля   в   данном   случае   в   смысле   кормилица),   Человек   и   его   Среда   (или   шире Общество). Педагогика Мустая Карима глубоко гуманистична и общечеловечна. Многие   свои   гуманистические   идеи   М.   Карим   передает   нам   через   легенды, посредством личных переживаний героев произведений. В повести «Долгое – долгое детство» автор прекрасно передал раздумья героя о добре и зле. «В прошлую ночь, ­ читаем мы, ­ я никак не мог заснуть. Тянулись в голове разные долгие мысли. Вот придет праздник Курбан – байрам, и сразу на земле все изменится. Будет как в сказке, которую рассказывала Старшая Мать: огонь с водой вместе сольются, волки с овцами перемешаются, одним стадом будут ходить, злые – добрыми, враги – друзьями станут. Я и радуюсь этому, и тревожусь. За овец боюсь. Как бы невзначай не перерезали их коварные волки. И за огонь страшусь. Как бы ненароком не залила его  высокомерная вода. И за друзей душа мается. Как бы враги хитрость не замыслили, не сгубили  их. В   повести   «Таганок»   имеется   рассказ   о   горе   Кирамет.   Здесь   проблема   человек­ природа, добро­зло ставятся Мустаем Каримом посредством народного предания.  «Чудесная гора Кирамет! Однако у нее свое большое горе: в маленьком озере, которое находится на самой вершине, в старину кишмя кишели золотые и серебряные рыбки. Погубил этих рыбок злой человек. Он бросил в озеро одну только щуку, которая за семь дней и ночей проглотила всех золотых и серебряных рыбок. Кирамет очень опечалился этим: с горя начало высыхать и озеро. Прожорливая щука сдохла и сама, однако сдохла она, погубя все живое, что   было   в   озере».   Педагогика   Мустая   Карима   –   это   педагогика   гуманизма.   В   его 9 произведениях   жизнь   отображается   во   всем   многоцветии   народной   истории   и   народной педагогики.  3. Проблема патриотизма и гражданственности в творчестве Мустая Карима. Чувство Родины Мустай Карим обозначил как первую заповедь человека. Среди всех нравственных качеств патриотизм он назвал главным качеством личности. Он уверен в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно бы осталась пустой, если нет в ней чувства Родины». Поэт воспевает Отчизну: За правдой я по свету не брожу С весами справедливости в руках. Я истину в отчизне нахожу: В ее полях, озерах, родниках. В   этих   незамысловатых,   но   искренних   строках   Мустая   Карима   улавливается отношение к земле, природе, к родному краю. В понимании поэта патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей. Он любит свою землю, свой башкирский народ, героический дух своих предков.  В жизни человек всегда встает перед выбором, перед дилеммой. Дело только в том, что он выбирает: измену, как это сделал герой поэмы Мустая Карима «Черные воды», или – Родину, Честь, Поэзию. Кто­то выбирает позор, а кто­то доблесть. Позор – ждать гибели своей в слезах, Но доблесть – пасть с оружием в руках. Понятие   Родины   связывает   Мустая   Карима   с   людьми:   «Родина   моя   –   это   люди, которые приходят на землю, чтобы своим трудом и мыслью украсить ее, уходят, чтобы после них   другие   сажали     еще   более   красивые   цветы,   воздвигали   еще   более   величественные сооружения». В   педагогическом   аспекте   очень   важным   является   соотношение   у   Мустая   Карима проблем Большой Родины и Малой Родины. В своем выступлении на торжественном заседании, посвященном 80­летию советской автономии Башкирии поэт убедительно взаимосвязал любовь к родному Башкортостану и к большой  Родине – России. «…мы – башкортостанцы – народ старолюдный, упрямый, упрямо по­старому дружим. Упрямо по­старому любим нашу общую Отчизну – большого великана Россиию. Мы по – старому любим вечную колыбель – наш Башкортостан. Не любя  Россию, нельзя любить Башкортостан. Не любя Башкортостан, нельзя любить никого и ничего. Той любовью живем. На той любви стоим. И за нее постоим». 4. Педагогические миниатюры Мустая Карима. 10 Писатель обогатил   отечественную педагогику   краткими,   но   яркими афоризмами   и   изречениями.   Мудрость этих   мыслей   педагога   заключается   в   их жизненности, и искренности. неповторимости     Мир   удивительно   мудрых   мыслей нашего   педагога   раскрывается   перед детьми.   Эти   афоризмы   я   использую   на уроках   в   беседах   с   обучающимися.   Они объясняют   их   значение   в   своем понимании,   учатся   рассуждать,   спорить, отстаивать свое мнение и познают в них свою значимость. Вот   некоторые   из   них,   которые   я использую в своей работе: На ноги став однажды,  Не упади, держись! Так начинает каждый, Трудное дело – жизнь. Мужество   отцов   переходит   к   их сыновьям. Если человеку не известно понятие стыда, значит он еще не живет. Землю матерью называем, Но сколько мук терпит от нас –  детей своих. Ум – богатство человека. Каждый человек должен сделать  что­то для всех людей. III. Заключение. Мустая   Карима   всегда   занимал     «вопрос  взаимоотношения   автора   книги   со   своим народом, что больше, чем отношение автора книги со своими читателями». Основной массой народа,   которая   заинтересованно   относилась   к   творчеству   поэта,   являлось   молодое поколение, то станет понятным такое признание педагога.  Человек, у которого было все и в детстве, и в последующей жизни, сделал глубокий педагогический вывод: «Педагогика – не железная сетка. И ребенка в нее посадить нельзя». Мустай Карим вошел в историю не только отечественной литературы, но и в историю отечественной  педагогики.  11 Многих специалистов  волнует, кто же  Мустай Карим:  Поэт. Философ.  Драматург. Прозаик. Гуманист. Перед тем, кто воспитывает детей, такой дилеммы нет. Один ответ: Мустай Карим  ­ Педагог. Учащиеся любят творчество Мустая Карима. Они читают его произведения, которые помогают им жизнь, взаимоотношение героев, высказывать свое мнение. Вот их отзывы о любимом поэте и его произведениях: Айдар (6 –А класс):  «Я смотрел фильм и читал книгу «Долгое ­ долгое детство». Главный герой этой книги – мальчик по кличке Пупок. Мне его было очень жаль, потому что он был слабым и его все обижали. Так и хотелось попасть в этот аул и защитить его. А другим объяснить, что маленьких и слабых обижать стыдно». Тимур (6­Б класс): «В школе мы ставили отрывок из спектакля по повести «Таганок». Я   играл   в   нем   Айдара.   Зрителям   очень   понравилась   наша   игра,   так   как   она   затрагивает проблему экологии и охраны окружающей среды. Они аплодировали нам и, конечно, Мустаю Кариму, за его чудесную повесть». Лиля: (8 класс):  «Я люблю стихи Мустая Карима. Особенно его стихотворение «Не русский   я,   но   ­   россиянин».   Оно   было   особенно   актуально   в   год   450­летия   вхождения Башкортостана в состав России». Ольга (7­А класс): « Я выучила наизусть стихотворение Мустая Карима «О березовом листе».   Оно   раскрывает   красоту   моей   малой   Родины   –   Башкортостана   на   фоне   большой березы – России». Ильдар (9 –А класс):  «Я читал в журнале «Уфа» воспоминания первого секретаря Башкирского обкома КПСС в 1957 году Зии Нуриевича Нуриева. В своих воспоминаниях о Мустае   Кариме   он   рассказывает   о   своем   отношении   к   поэту,   писателю   и   называет   его «Мустай Карим – наш Пушкин. В этом я с ним полностью согласен ». 12 Айрат (6 класс):  «Я прочитал повесть Мустая Карима «Долгое­долгое детство», а вскоре мы пошли смотреть фильм. Книга и фильм про людей, которые верят в чудеса, они чудаковатые, странные, неугомонные, наивные. И смерть, и счастье эти люди принимают с достоинством:   от   счастья   не   скачут,   от   горя   не   сгибаются.   Эти   произведения   мне   очень понравились, запомнились герои, их поступки. Я считаю, что и Мустай Карим, и создатели фильма   показали       нам   чувства   людей,   их   судьбы,   умение   выживать,   прощать,   верить   в будущее». Таким   образом,   афористичность   мышления,   отражающая   усвоенную   школу мудрости философов Востока,   сочетается в произведениях Мустая Карима с лучшими традициями европейской литературы. По словам Н. Рыленкова, Мустафа Сафич раскрыл перед читателями и зрителями «духовный опыт своего народа», показал моральные силы и оригинальные   приметы   своей   нации,   мужественную   красоту   отважных,   столетиями воспитываемых  на романтических,  рыцарских  началах   башкир.  Но,  говоря  об  этом,  мы должны   помнить,   что   любовь   к   родному   народу,   знание   его   быта,   обычаев,  истории, устремлений   имеют   у   Мустая   Керима   общечеловеческую  масштабность.   Своеобразие   и широкое мироощущение, способность видеть свою землю, будто из космоса, как частицу на три   многоязычной  ОТЧИЗНЫ  ­планеты,   умение   находить   свой   народ   —   в   народах, человечество   —   в   человеке   —   в   себе   —   эти   черты   его   как   художника   мне   наиболее импонируют и приводят к выводу, что Мустафа Сафич Каримов в первую очередь Педагог с большой буквы. Список используемой литературы 1. Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе. ­ Уфа: «Китап».­ 1993. – 352 с. Творчество Мустая Карима – многонациональное художественное достояние. –с. 113. 13 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Бикбаев Р. Школа Мустая Карима // Бельские просторы. – 2002. ­  № 12. – с. 108. Бикмухаметова Ф. Мы нашу дружбу сохранили по сей день //РБ. – 2004. ­ № 204. с.5. Валеев И. Творчество Мустая Карима: исторический аспект //Истоки. – 2004. ­ № 33. – с.11. Валеев И.  Государственная и общественная деятельность Мустая Карима // Ватандаш. – 2009. ­ № 8. – с. 59. Валеев И. И. Мустай Карим: воин, поэт, гражданин. – М.: Герои Отечества. – 2004. – 584 с.  Валеев И. И. Мустай Карим общественный и государственный деятель // Истоки. – 2004. ­ № 42. – с. 5.  Валеев И. И. Мустай Карим, певец природы // Истоки. – 2009. – № 13. – с. 14 – 15. Валеев И. И. Мустай Карим и башкирский быт.// Истоки. – 2008. – № 2. – с.5.   Валеев И. И. Мустай Карим и чувство долга.// Истоки. – 2008. ­ № 11. – с. 6.  Валеев И. И. Судьбы поэтов подобны судьбам рек…// Истоки. – 2009. ­ № 27. – с. 5.  Валеев И. И. Мустай Карим и Расул Гамзатов. // Истоки. – 2009. № 24. – с.7.   Валеев И. И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима. – Уфа: Китап. – 2005.   Валеев И. И. Нравственные уроки Мустая Карима. – Уфа: Китап.­ 2008.    Валеев И. И. Педагогика Мустая Карима. – Уфа.­ китап. – 2002.  Валитов О. Мустай Карим: уроки истории. // Истоки. – 2007. ­ № 30. – с. 3.  Гафуров М. Чувства добрые он лирой пробуждал…//Истоки. – 2005. ­ № 42. – с. 8­9; № 44. – с. 7.  Денисов В. Вспоминая … //Истоки. ­ № 39. – с. 3.  Докучаева А. Учитесь делать из себя людей. // РБ. – 2004. ­ № 20. – с. 1, 5.   Ишмухаметова Г. Мустай наш Пушкин, или Как оседлать строптивого коня // Истоки. – 2004. ­ № 42. – с. 5.  Ишмухаметова Г. Мустай наш Пушкин. // Уфа.­ 2004. № 10. – с.   Карим Мустай. Собрание сочинений в 6­ти томах. – Уфа: Китап. – 1999.  Карим Мустай. О семейной педагогике. // Истоки.­ 2008. ­ ; 36.  Карим Мустай. «В песне – думы…» ­ Уфа: Китап. – 2006. – 248 с.  Карим Мустай. Жизнь и творчество /на башкирском и русском языках/. – Уфа: Китап. – 2000. – 240 с. С фотографиями.  Карим Мустай. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Трагедии. Пер. с башк. Вст. статья К. Кулиева. – М.: «Худож. лит.». – 1973.  Карим Мустай. Притча о трех братьях. Воспоминания. Раздумья. Беседы. – М.: ­ «Сов. Россия». – 1978. – 288 с.  Каримов И. Уфа, Свердлова, 49. // РБ. – 2004. ­ № 204. – с.5.  Кузьмина О. Мустай Карим – это долгое детство. // Уфа. – 2004. ­ № 10. – с.   Кацерик Г. «Я люблю смотреть на солнечный закат». //Истоки. – 2005. ­ № 39. –с. 2.  Кацерик Г. Живое стило Мустая // Истоки. – 2004. ­ № 42. – с. 1, 7.  Ломунова М. Н. Мустай Карим. Очерк творчество. – М.: Худож. лит. – 1988. – 208 с. (Советские писатели, Герои Социалистического труда).  Мерзабеков М. Встречи с Мустаем Каримом // Бельские просторы. – 2006. ­ № 10. – с. 150.  Рахимкулов М. «Своей жизнью я гордиться вправе…» // Истоки. – 2007. ­ № 43. – с.  Филиппов А. Ушел, оставив целый мир…// Истоки. – 2005. ­ № 39. – с. 1,2.   Приложение  14 Мустай Карим был прост в общении… 15 У тех берез, где мы с тобой росли… 16 Все завершил. Покончил с мелочами И суета осталась позади… 17 Осень жизни, как и осень года, надо не скорбя благословить… 18 Мустай Карим – наш Пушкин 19 Помни, святей матери нет ничего 20 Инсценировка башкирской сказки 21 Поэтесса Магира апа Алимбекова 22

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)

"Источник моего вдохновения" (Педагогика Мустая Карима в моем творчестве)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018