Истоки поэтического характера Александра Блока.Так я назвала презентацию, которая поможет учителю провести цикл уроков в 11 классе, посвященный изучению личности, судьбы и творческой манеры Блока.Презентация сопровождается богатым иллюстративным материалом, позволяющим понять своеобразие поэзии ярчайшего представителя русского символизма, почувствовать трагедию Блока.
учителя МБОУ СОШ№3
Истоки поэтического
Презентация Кривошеевой Г.А.,
характера А. Блока.
Судьба поэта.
Идейнохудожественное
своеобразие стихов.
г.Моздока
Презентация Кривошеевой Г.А., учителя МБОУ СОШ№3 г.Моздока
Путь в поэзию
1903гдебют
1904г «Стихи о Прекрасной Даме»
19021904г.г.цикл «Распутья»
19051907г.г. «Сытые» , «Нечаянная радость»,
«Снежная маска»
1906г «Незнакомка»
1908г «Земля в снегу», «Песня судьбы»
19071917 «На поле Куликовом», «Родина»
1911= «Ночные часы»
1913 «Роза и крест», «Народ и интеллигенция»
1916 «Возмездие»
1918 «Двенадцать», «Скифы», «Интеллигенция и
революция»
Чем достигается музыкальность
блоковской лирики?
Ассонанс
Повторы слов
Паузы
Выразительные ритмы
Метафорический язык, символика
поэтических образов
Символика красок
Блок о любви
Стихи Блока о любви это
колдовство, они необъяснимы и
мучительны. О них почти
невозможно говорить. Их нужно
перечитывать, повторять,
испытывая каждый раз
сердцебиение, угорать от их
томительных напевов и без конца
удивляться тому, что они входят в
память внезапно и навсегда.
Паустовский
Стихи Блока о любви это колдовство, они необъяснимы и мучительны. О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать, повторять, испытывая каждый раз сердцебиение, угорать от их томительных напевов и без конца удивляться тому, что они входят в память внезапно и навсегда.Паустовский
Только влюбленный имеет право
на звание человека…
Блок
Только влюбленный имеет право на звание человека…Блок
Из цикла «Снежная маска»
« О доблестях, о подвигах, о
славе»
(посвящено актрисе Волоховой)
« Сколько бы он ни старался,
он не мог полюбить без звезд»
Перекличка с пушкинским «Я помню
чудное мгновенье» несомненна
«Страшный мир»центральный
цикл стихов Блока
«Незнакомка»(судьба любви и
красоты в страшном мире)
«Две Незнакомки Блока»(сопоставим
со стихотворением «В ресторане»
«На железной дороге»
«Всякое стихотворение
покрывало, растянутое на остриях
нескольких слов. Эти слова
светятся, как звезды. Изза них
существует стихотворение»
На каких опорных образах
символах держится стихотворение?
«Всякое стихотворение покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Изза них существует стихотворение»На каких опорных образахсимволах держится стихотворение?
Поэма «Двенадцать»
Сотри случайные
черты
И ты увидишь: мир
прекрасен
А.Блок
Двойственное отношение
современников
Поэмой
зачитывали
сь «белые»
и «красные»
В. Маяковский
Этой поэме суждено
бессмертие.
(Луначарский).
Вышло нечто
совершенно лубочное,
неумелое, сверх
всякой меры
вульгарное.(Бунин).
Я не прощу!(Гиппиус)
Авторское оглавление
1 «Черный вечер»
2 «Гуляет ветер, порхает снег»
3 «Как пошли наши ребята»
4 «Снег крутит, лихач кричит»
5 «У тебя на шее, Катя»
6 «Опять навстречу несется вскачь»
7 «И опять идут двенадцать»
8 «Ох, ты горегорькое»
9 «Не слышно шуму городского»
10 «Разыгралась чтойто вьюга»
11 «И идут без имени святого»
12 «Вдаль идут державным шагом»
Художественные достоинства
1)перебивка планов символического и
конкретнопредметного
2)разнообразие ритмов: частушки, разговорный
стих, мещанский романс, марш
3)художественные формы народного эпоса:
многообразные повторы, господствует
разговорное просторечие
4)многоголосие
5)сквозные символы
6)взаимодействие стихии человеческих страстей
и природных стихий
7)мотив пути как структурообразующий в поэме
1)перебивка планов символического и конкретнопредметного2)разнообразие ритмов: частушки, разговорный стих, мещанский романс, марш3)художественные формы народного эпоса: многообразные повторы, господствует разговорное просторечие4)многоголосие5)сквозные символы6)взаимодействие стихии человеческих страстей и природных стихий7)мотив пути как структурообразующий в поэме
Значение финала, дискуссия
о его возможных трактовках
Ритмическое и лексическое отличие
последней строфы
Неожиданность появления Христа
Связь образа с идеальными образами
блоковской лирики
Символика белого цвета
Автор единственный, кому доступно
видение Христа
Пересекутся ли пути героев поэмы и
Христа?
Программное стихотворение в
лирике Блока
«О весна без конца и без краю…»
Паустовский о Блоке
Нет более трудной задачи, чем рассказывать о запахе речной
воды или о полевой тишине. И притом рассказывать так, чтобы
собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал
тишину. Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у
нас еще нет слов нет выражения. Чем удивительнее явление,
чем оно великолепнее, тем труднее рассказать о нем нашими
помертвелыми словами. Такой прекрасной и во многом
необъяснимой нашей русской действительностью является
поэзия и жизнь А. Блока.
Нет более трудной задачи, чем рассказывать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказывать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину. Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепнее, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Такой прекрасной и во многом необъяснимой нашей русской действительностью является поэзия и жизнь А. Блока.