МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
для общеобразовательных дисциплин
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
3 кредита
Алматы 2016
Авторы:
Доктор исторических наук, профессор Омарбеков Т.О.
Доктор исторических наук, профессор Койгельдиев М.К.
Доктор исторических наук, профессор Абжанов Х.М.
Доктор исторических наук, доцент Хабижанова Г.Б.
Кандидат исторических наук, доцент Ногайбаева М.С.
Рецензенты:
Доктор исторических наук, заместитель директора «» ЕНУ имени Л.Гумилева Махат Д.А.
Кандидат исторических наук, доцент КазНУ им. Аль-Фараби Абикенова К.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значимость курса.
На современном этапе Казахстана определяет свое место в мировом социальном пространстве и историческом времени. В казахстанском обществе формируется историческое сознание, которое является связующим звеном времен и поколений на основе осознания общности своей исторической судьбы. Формируется национальное самосознание на приоритетах консолидации и единства казахстанского общества. Прошлое Казахстана – составляет основную часть гуманитарного пространства на различных уровнях общественного сознания. Формирования современной интеллектуальной личности идет на основе взаимодействия национальной истории и исторической преемственности
Современная история Казахстана является частью истории всего человечества, которая органично вплетается в контекст всемирной истории, истории Евразии и стран Центральной Азии. Современная история Казахстана – период в котором в целостном виде изучается исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические закономерности имевшие место на территории Великой степи в ХХ веке и до наших дней.
ХХ век является одним из важнейших периодов в исторической судьбе казахского народа. К этому периоду относится развитие общественно – политической мысли казахского народа. Зарождаются идеи модернизации казахской государственности. История ХХ века наполнена социально – политическим преобразованиями вследствие Мирных войн. Данный исторический отрезок в себе ключ к пониманию трансформации общества под влиянием советской системы. Изучению этих различных процессов, необходимо уделить особое внимание.
Особенности содержания программы курса. При подготовки курса по современной истории Казахстана использован проблемный подход и теоретически –методологические основы изучения истории. Согласно этому, содержание курса не повторяет программу среднего образования. Хронологические рамки охватывает историю развития национальных идей и движений на пути к независимости Казахстана. При теоретическом и практическом изучении современной истории Казахстана применяется междисциплинарный подход. Определены значения научных и методологических подходов, применяемых в исторической науке, политологии, социологии, культурологи и др…
С обретением Республикой Казахстан государственной независимости актуализировалась проблема всестороннего и объективного изучения прошлого и преподавания учебной дисциплины «Современная история Казахстана», основными задачами которой являются: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и гражданского единства, воспитание патриотизма и толерантности у молодежи.
Многофункциональность и значимость предмета «Современная история Казахстана» обусловлена тем, что этот предмет является государственно значимой учебной дисциплиной - ввиду ее огромной роли в укреплении казахстанской идентичности, самосознания народа, совершенствования национальной системы образования, реализации задач, связанных с необходимостью интеллектуального прорыва в новом тысячелетии. Именно поэтому данный предмет введен в учебные планы всех вузов нашей страны.
При создании настоящей типовой программы авторы исходили из комплекса задач, связанных с ролью и значением преподавания предмета «Современная история Казахстана» в Республике Казахстан:
• формирование теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей стратегическим задачам укрепления суверенной государственности Казахстана и национальной безопасности;
• создание идеологической и духовной основы для консолидации полиэтнического и поликонфессионального казахстанского общества;
• раскрытие научных принципов, определяющих уникальное и значимое место истории современного Казахстана в контексте всемирной истории, в диалоге культур Востока и Запада;
• создание научно-обоснованной концепции современной истории Отечества, основанной на целостном и объективном освещении проблем этногенеза казахского народа; эволюции форм государственности и цивилизации на территории Казахстана; совокупности наиболее значимых исторических фактов и событий; уроков и законов истории;
• наполнение реальным научно-историческим знанием содержания казахстанской модели развития в период ускоренной модернизации и выхода республики на магистраль экономической и идейно-культурной самодостаточности.
Основная цель учебной дисциплины «Современная история Казахстана» для неисторических факультетов вузов республики – дать необходимую сумму знаний, научно достоверные факты о содержании основных событий Отечественной истории, представления о непрерывности и преемственности историко-культурного развития, глубоких корнях духовного наследия, прецедентах гуманизма, патриотизма, созидательного труда прошлых поколений, великих личностей народа, способствовать формированию у молодых казахстанцев уважения к историческому опыту и национальным традициям.
При создании настоящей программы авторы исходили, в первую очередь, из стратегических задач, сформулированных в ежегодных Посланиях Президента РК Н.А. Назарбаева, «Концепции становления исторического сознания в Республике Казахстан» (1995 г.) и других значимых документов, достижений и новаций в исторической науке, многолетнего опыта преподавания предмета в вузах и потребностей студенческой аудитории, тенденций и особенностей методики преподавания и предоставления учащимся современной исторической информации.
Материалы разделов типовой программы дают возможность студентам достичь глубокого и целостного восприятия истории Отечества, умения отличить подлинную историю, основанную на фактах и доказательствах, письменных, археологических источниках и научном анализе от вымыслов и мифотворчества, формирования гармоничного исторического сознания и мировоззренческих принципов в соответствии с национальными приоритетами, вызовами и реалиями времени.
С учетом специфики кредитной технологии обучения основное содержание настоящей типовой программы представлено не по разделам и темам, а по блокам в соответствии с принятой в исторической науке периодизацией Современной истории Казахстана.
В ходе изучения курса студенты должны быть компетентны в:
- умении соотносить отдельные явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического развития человеческого общества посредством критического анализа, ретроспективного, сравнительно-исторического и других методов научного исследования.
-знании исторических основ и периодов становления независимой казахстанской государственности в контексте всемирного и евразийского исторического процесса
- умении объективно и всесторонне осмысливать имманентные преимущества, особенности и значение казахстанской модели развития;
-владении навыками аналитического и аксиологического анализа при изучении сложных исторических процессов, явлений и исторических личностей современного Казахстана.
Тематический план дисциплины
|
№ |
Название разделов и тем |
|
|
Введение |
|
1 |
Казахстан на пути к независимости: фазы развития и идеи национального строительства |
|
|
Социально – экономическая ситуация в Казахстане – предпосылки борьбы за независимость |
|
|
Истоки национального движения казахского народа |
|
|
Исторические истоки формирования Советского Казахстана: трудности коренизации |
|
|
Формирование советского тоталитарного Казахстана: характер, меры и последствия |
|
|
Подвиги и потери казахстанцев в борьбе против фашистской агрессии |
|
2 |
Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половины ХХ века для Казахстана |
|
|
Апогей «культа личности» и влияние «оттепели» на общественно политическую сферу |
|
|
Социально – экономический и духовный «застой». Экологические проблемы в Казахстане. |
|
|
Попытки «перестройки» советского Казахстана |
|
3 |
Государственная стратегия и социально-экономическое развитие независимого Казахстана |
|
|
Формирования государственного устройства Республики Казахстана |
|
|
Казахстанская модель экономического развития |
|
|
Социальные реформы и изменения в сфере образования |
|
|
Этнодемографические процессы и укрепление межнационального согласия |
|
4 |
Демократическое и духовное обновление независимого Казахстана |
|
|
Общественно-политические перспективы развития |
|
|
Молодежная политика в РК и определение пути духовного обновления |
|
|
Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи |
|
|
• Значение программы Лидера нации «Народ в потоке истории» для формирования нового исторического сознания |
|
|
Значимость празднования 550 - летия Казахского ханства для формирования нового общественного самосознания |
|
|
«Мәңгілік Ел» - Национальная идея Казахстана ХХІ века |
|
|
Казахстан – государство, признанное современным миром |
Cодержание дисциплины
Введение
Предмет, цели и задачи курса «Современная история Казахстана».
Современное понимание учебной дисциплины «Современная история Казахстана». История, личность, государство. История и цивилизация. Функции и принципы Отечественной истории. История современного Казахстана в контексте всемирно- исторических процессов. Приоритеты национальной истории. «Концепция становления исторического сознания в РК».
Периодизация истории современного Казахстана. Основные методы изучения современной истории Казахстана. Новые концептуальные подходы в изучении истории Отечества.
Источники и литература по дисциплине «Современная история Казахстана». Особенности изучения Отечественной истории. Актуализация проблем национальной истории современного Казахстана на современном этапе.
Основная цель учебной дисциплины «Современная история Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории современного Казахстана; направить внимание студентов на проблемы становления и развития независимой государственности в Казахстане, духовной культуры, непрерывности и преемственности этногенеза; довести до сознания студентов сущность фундаментальных проблем истории, обучить их научным методам исторического познания, сформировать у них научное мировоззрение и гражданскую позицию.
Связи с этим ставятся нижеследующие задачи:
-ознакомить студентов с обширным фактологическим материалом в хронологической последовательности, основываясь на достижениях современной исторической науки Казахстана;
-сформировать у студентов творческое мышление через применение методики проблемных уроков
• определить роль истории современного Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфику его объекта и предмета, для выявления наиболее актуальных проблем
• сформировать представление о роли истории и исторической науки, их отраслей и направлений, социальных и политических проблемах в контексте определенных исторических этапов.
Блок 1 КАЗАХСТАН НА ПУТИ К НЕЗАВИСИМОСТИ: ФАЗЫ РАЗВИТИЯ И ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Социально – экономическая ситуация в Казахстане – предпосылки борьбы за независимость.
Активизация переселения на казахские земли русских крестьян и представлений европейских народов из центральной России, проведение экспедиционно – исследовательских работ, создание системы учреждений, расселение прибывших переселенцев.
Изменение в хозяйстве традиционного казахского общества. Действия переселенческой администрации по массовому переводу казахского населения на оседлый образ жизни, методы реализации этих целей. Обострение отношений в аграрном секторе.
Особенности формирования очагов промышленности на казахской земле и его колониальный характер. Мелкая промышленность. Транспорт. Торговля. Банковая система. Проникновение европейского капитала. Социальное положение рабочих на промышленных предприятиях. Принципы дискриминации и эксплуатации казахских рабочих.
Истоки национального движения казахского народа.
Типология национального движения. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Влияние просветительских идей джадидизма в Великой степи
Взаимодействие интеллектуальной элиты тюрко-мусульманских народов и Российской империи. Царски манифест от 17 октября 1905 года. Заявления и прошения общества в адрес центральной власти. Каркаралинская петиция. Жалобы - прошения, связанные с земельным и религиозным вопросами в Тургайской и Уральской области. Постановка земельного вопроса. Программное значение этих документальных материалов.
Участие казахов в деятельности I – II Государственных дум России. Постановка в Думе вопроса о казахской земле. Деятельность Б.Каратаева, Т.И Седельников и других депутатов. Статьи А.Букейханова, посвященные деятельности Государственной думы. Аграрный вопрос и выступления казахских депутатов А.Беремжанова и Б.Каратаева. Опыт изучения истории и культуры казахского народа казахской политической элитой (А.Букейханов, М.Дулатов, А.Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М.Тынышбаев, Ш.Кудайбердиев и др.) Национальная интеллигенция: формирование, состав, общественная деятельность. Казахские просветители начала век: особенности, цели личности. «Әліппе» (Учебное пособие) (1912) А.Байтурсынова. Казахские книги и общественные проблемы, поднятые в них «Маса» А.Байтурсынова, «Оян,казақ!» М.Дулатова. Произведения Ш.Кудайбердиева, М.Ж Копеева, Г.Караша, А.Кердерина и других казахских писателей. Формирование казахского литературного и научного языка. Журнал «Айкап» (ред. М.Сералин), газета «Казақ» (ред. А.Байтурсынов). Формирование идеологии освободительного движения. Казахский национализм. Национализм нации угнетенной особенности и различия.
Доктрина российского тюркизма: ее влияние на формирование казахского национального движения. Деятельность казахской интеллигенция в составе мусульманской фракции Думы. Лишение казахов избирательного права, согласно закону от 3 июля 1907 года. (С.- Петербург, Н.-Новгород). Участие представителей казахской элиты в общероссийских Мусульманских съездах (С.- Петербург, Н.-Новгород). Роль «Иттифакт-эль-муслимин» (Союз мусульман)в консолидации тюрко-мусульманских народов империи. Преследование руководителей народно-освободительного движения. Усиление контроля полиции и жандармерии.
Казахская степь в годы первой мировой войны. Военнопленные в Казахстане. Указ от 25 июня 1916 г. о «Реквизиции инородцев на тыловые работы», его антинародная суть. Национально-освободительное восстание 1916 г.: причины, движущие силы, ход и основные этапы. Лидеры движения: А.Иманов, Т.Бокин, Б.Ашекеев, Б.Магуов, А.Жанбосынов и другие. Каркаринское восстание (Албанское восстание) - центр национально -освободительного восстания 1916 года в Семиречье. Карательные действия русских войск. Причины поражения восстания. Последствия репрессивных мер царизма. Первая волна массовой иммиграция казахов в Китай (Кульджинский край, Кашгария), Афганистан. Отношение казахской интеллигенции к восстанию 1916 года. Положение казахской молодежи, призванной на тыловые работы. Добровольное участие казахской интеллигенции в работе с молодежью, по инициативе А.Букейханов. Последствия и историческое значение этого гражданского акта. Новые подходы в изучении восстания 1916 года в исторической науке Казахстана.
Февральская буржуазно- демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Политические партии: большевики, кадеты, эсеры, «Алаш», «УшЖуз», «Шуро-и-Исламия», «Шуро-и-улемия» и др.
Изменения политической власти в Казахстане. Создание органов местного самоуправления Временного правительства. Новые задачи национально-освободительного движения, в связи с революционными изменениями. Призыв казахской политической власти к формированию казахских комитетов. Значение казахских комитетов для продвижения идеи национальной государственности казахского народа. Областные казахские съезды и поднятые на них проблемы. Деятельность представителей национальной интеллигенции в органах Временного правительства. Политический кризис лета 1917 года Июльский Всеказахский съезд и решения об образовании партии Алаш. Программа партии. Выборы депутатов Всероссийского Учредительного Собрания, победа партии Алаш.
Эволюция становления национальной идеи, национальной государственности в эпоху социальных революций начала ХХ в. Решение ЮНЕСКО о праздновании 150-летия со дня рождения лидера Движения ,«Алаш» А.Н Букейханова.
Исторические истоки формирования советского Казахстана: трудности коренизации
Распад институтов государственного управления Временного правительства, приход к власти большевиков. Позиция А.Букейханова в связи с этими событиями. Декабрьский Всеказахский съезд. Формирование правительства Алашорда (Народный совет), под председательством А.Букейханова. Решение об образовании Алашской автономии. Формирование в городе Коканд правительства Туркестанской автономии (Кокандской автономии). Воспоминания М.Шокая. Историческое значение создания государственных органов Алашской и Туркестанской автономий. Установление советской власти. Опубликование Декларации прав народов России (15 ноября 1917 г.). Ликвидация органов власти Алашской и Кокандской автономии. Оценка советским правительством Казахских комитетов как «национально-буржуазной» власти.
Казахстан в годы гражданского противостояния. Октябрьский переворот и политическая жизнь Казахстана.
Казахский край - противоборство «белых» и «красных». Действия казахской национальной армии правительства Алаш Орды. Раскол казахского народа на две части с позиции классового принципа. Распространение военных действий на казахской территории. Разрушение традиционального хозяйства казахов в результате гражданской войной. Политика «военного коммунизма». Объявление амнистии правительству Алаш Орда. Критика большевистских идей в письмах А.Байтурсынова к В.И. Ленину. Образование Киргизской(Казахской) Советской Социалистической Автономии республики – замена идеи образования национального государства на идею образования государства на основе классового подхода. Командно- административное решение проблем территориальных границ Киргизской (Казахской) АССР. КазАССР и Туркестанская республика. Мусульманское бюро и Турккомиссия: борьба за политическую власть. Поражение идеи единого Туркестана. Т.Рыскулов и М.Султангалиев. Движение басмачество. Ануар Паша и А.З Валидов. Становление основы советского тоталитарного правления.
Формирование советского тоталитарного Казахстана: характер, меры и последствия
Новая экономическая политика (НЭП) в Казахстане. Социально-экономические и политические основы перехода к нему. Содержание НЭП и особенности его внедрения. Борьба казахской интеллигенции против голода. Цель земельно-водной реформы в Казахстане. Недостатки и отклонения от курса в процессе претворения ее в жизнь. Борьба Казахского краевого партийного комитета против «казахского национализма». Национально-государственное размежевание республик Туркестана – крушение идеи единого Туркестана. Объединение казахских земель в составе Казахской Автономной Советской Социалистической Республики.
Усиление власти и влияния Коммунистической партии в общественной жизни. Образование новой многонациональной империи - СССР. Идея «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: суть и последствия. Решения Казахского краевого партийного комитета по земельному вопросу. Начало репрессий казахской интеллигенции. Дискуссии о путях и методах индустриализации Казахстана. Позиции казахских государственных деятелей по вопросу индустриализации. Колониальное содержание индустриализации в Казахстане.
Перекосы в ходе перестройки казахского традиционного хозяйства в Казахстане в результате провидения сталинских реформ. Раздел пастбищных земель и сенокосных угодий и его результаты. Политика советизации казахского аула – разрушение традиционного общества казахов. Конфискация байских хозяйств и ее политико-экономические последствия.
Насильственный переход кочевых и полукочевых казахских хозяйств к оседлости. Сплошная коллективизация сельского хозяйства. Методы и темпы коллективизации. Нарушение принципов добровольности. Нарушение прав человека. Ликвидация кулацких хозяйств. Разрушение казахской системы традиционного хозяйства. Народное недовольство и восстания против лишения собственности и насильственной коллективизации – продолжение национально-освободительного движения. Миграция казахов за границу, их трагическая судьба. Гибель казахов от голода. «Письмо пятерых». Письмо Т.Рыскулова И.Сталину – истина горькой правды. Демографические последствия голода. Тяжелое положение сельского хозяйства Казахстана во второй половине 1930-х годов.
Великодержавная основа и последствия классово-партийного принципа в общественно-политической жизни, культуре, образовании и науке, а также в национальном вопросе Казахстана. Теоретико-политические проблемы в позиции С.Садвакасова, С.Кожанова, Ж.Мынбаева. Деятельность Ф.Голощекина против членов Алаш. Политические репрессии в отношении казахской интеллигенции – начало мангуртизации казахской нации.
Административно-территориальное деление Казахстана – шаг, ведущий к тоталитарному правлению. Конституция СССР и КазССР – противоречия слово и дело. Сталинские репрессии, ее масштаб и тяжелые последствия. Насильственное переселение в Казахстан корейцев с Дальнего Востока – непризнание прав человека. Политическая деятельность М.Шокая в эмиграции – особый вклад в духовное обновление тюркских народностей.
Укрепление левых большевистских идей в области культуры – духовная трагедия казахов. Разрушение национальных основ в культуре. Односторонность социалистического реализма в литературе и искусстве. Театр и музыкальное искусство. Творческая деятельность писателей и композиторов Казахстана. Дни литературы и искусства Казахстана в Москве – яркий пример жизнеустойчивости национального духа.
Противоречия реформ Советского правительства в образовании и науке. Борьба с безграмотностью. Создание образовательной системы. Противоречия в сфере просвещения. Переход казахского языка с арабской графики на кириллицу. Противодействие реформам группы под руководством А.Байтурсынова. Развитие науки и научных учреждений. Казахский филиал Академии Наук СССР.
Подвиги и потери казахстанцев в борьбе против фашистской агрессии
Основные направления внешней и внутренней политики Советского государства накануне второй мировой войны. Общественно-политическое, социально-экономическое и культурно-духовное положение Казахстана. Начало защиты Отечества от фашистской армии. Эвакуация народа, промышленных предприятий и объектов культуры в ближние прифронтовые регионы Казахстана. Оперативный переход народного хозяйства к военным жизненным условиям. Отчаянный подвиг армейских подразделений сформированных в Казахстане, во фронтовых боевых действиях.
Попытки фашистов в формировании «Туркестанского легиона». Правда и вымыслы о деятельности М.Шокая и др. в годы войны. Последствия насильственной депортации народов в Казахстан –пример принижения чести.
Проявленное мужество работников тыла в годы Отечественной войны. Помощь казахстанцев в восстановлении разрушенных районов. Результаты и уроки второй мировой войны.
Наука, культура и народное образование в годы войны.
Блок 2 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОВЕТСКИХ РЕФОРМ В КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Апогей «культа личности» и влияние «оттепели» на общественно- политическую сферу
Тяжелое положение Казахстана в послевоенные годы. Сложности перехода к мирному строительству. Начало укрепления военно-промышленной базы. Проблемы и трудности в народном хозяйстве Казахстана. Ядерные испытания на территории Казахстана и их последствия.
Нарастание командно-административного управления сельским хозяйством. Укрупнение Советской властью колхозов, ограничение личной инициативы сельских работников.
Усиление партийного контроля в общественной жизни, направленное на ограничение прав человека. Поиски национализма в исторических исследования.
Необоснованная критика «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» (1943года). Выявление «ошибок» в трудах Е.Бекмаханова, К.Сатпаева, Б.Сулейменова и др. Обвинение первого казахского профессионального историка Бекмаханова Е.Б. в «необъективном» изучении истории восстания султана Кенесары Касымова. Личность Хан Кене в исторической литературе. Запрет на «феодальные» эпосы, произведения поэтов школы «Зар-заман». Негативные последствия «советской цензуры» во всех сферах общества и ее влияние на человеческое сознание.
Позитивные изменения в образовании и науке. Создание общеобразовательной семилетней системы. Открытие высших и средних специальных учебных заведений. Становление системы профессионально-технического образования. Образование Казахской Академии Наук.
Тенденциозные волюнтаристские действия в партийных решениях. Критика политики периода «культа личности» И. Сталина. Казахстан в годы «хрущевской оттепели». Политическая реабилитация государственных и общественных деятелей и оценка ее «половинчатого» характера.
Реформа Н.С.Хрущева в системе партийно-государственного управления и ее поверхностный характер. Усиление ограничений в национальном вопросе. Сложность взаимоотношений между Союзным и Республиканским казахстанским руководством - наглядное проявление игнорирования Москвой национального интереса. События в Темиртау. Неполный характер реформаторских действий. Противоречия в решении территориального спора в Казахской ССР - пример пренебрежения центром национальных интересов.
Командно-административные меры по подъему сельского хозяйства. Стремление к переходу от административных к экономическим методам. Периоды, результаты и экологические последствия и демографические последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане. Перестройка машинно- тракторных станций (МТС) – пути поиска решения по техническому снабжению. Укрепление колхозов и совхозное строительство.
Неустойчивые формы экономического управления. Расформирование ведомственных министерств и создание совнархозов. Углубление сырьевой направленности промышленности Казахстана.
Социально - экономический и духовный «застой». Экологические проблемы в Казахстане
Необдуманные, необъективные изменения в системе высшего партийно-государственного управления. Приход к власти окружения Л.И.Брежнева. Незаконченность экономических реформ 1965-1966 годов. Экстенсивный путь развития экономики. Централизация управления советской экономикой и противоречия аграрной и промышленной реформ. Приоритеты государственной собственности и неэффективность советской модели и всей системы менеджмента. Усиления демагогического настроя в управленческой работе. Идеологический кризис.
Скрытое противостояние интеллигенции, деятельность диссидентских кружков. Роль неформальных студенческих кружков казахской молодежи в поднятии национального самосознания («Жас Тулпар » и др).
Вклад Казахстана в развитие промышленности СССР. Противоречивый характер развития промышленности и ограничение самостоятельности в сфере производства. Негативные социально-бытовые условия рабочих. Нарастание кризисных явлений в промышленности.
Углубление административным правлением противоречий в аграрной сфере. Снижение заинтересованности в результатах труда сельских работников. Однобокие инициативы по внедрению прагматических новых методов в управлении и организации сельского хозяйства и их безуспешность. Неэффективность попыток командно- административного объединения межхозяйственных районных агропромышленных предприятий (РАПО) в агропромышленные комплексы. Негативные социально- гуманитарные стороны жизни казахских аулов «повседневной истории».
Уравнительная система в заработной плате и ухудшение материального положения основной массы народа. Преимущества и льготы в управленческой партийно-государственной, военной и хозяйственной системе - шаг направленный на развертывание социальной несправедливости. Не решение проблема жилищного строительства. Негативные проявления в этно-демографической политике центра: внутренняя миграция, паспортный режим как преграда переезду из села в город казахов, «регистрация» (прописка), языковая дискриминация и другие пути реализации. Обесценивание денег и дефицит основных товаров потребления. Экологический кризис. Трагедия Арала. Трагический урон, нанесенный казахскому народу советской милитаристической империей, вследствие строительства оборонно-промышленного комплекса: Семипалатинский ядерный испытательный полигон(1949-1991). Генетические изменения, массовое распространение онкологических и психических заболеваний среди местного населения в результате атомной радиации. Загрязнение окружающей среды отходами промышленности.
Культура и наука. Углубление противоречий культурной и духовной жизни- как последствие усиления командно-административного правления. Нарастание несправедливых искажений в национальной политике. События в Целинограде. Ограничения сфер в использования казахского языка. Достижения и противоречия в области науки, литературы и искусства.
Попытки «перестройки» советского Казахстана
Противоречие между командно-административной руководящей ролью КПСС и демократической, реформаторской деятельностью М.С. Горбачева. Назревшие национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократичности. Экономический кризис. Попытки перестройки командно-административной системе СССР демократическими методами.
Заметные изменения в управлении страной реформаторских направления. Влияние «перестройки» и «гласности» на экономику страны. Попытки внедрения экономического самоуправления и самофинансирования национальных республик. Возврат национальным республикам отдельных государственных предприятий при системе союзного управления. Половинчатость мероприятий по достижению экономической независимости.
Замена республиканского руководства - отстранение Д.А.Кунаева от должности Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики и их истинные причины. Новая волна великодержавных репрессий против молодежи и представителей интеллигенции по инициативе партийного руководства. Несправедливая оценка событий центральной советской властью. Рост национального самосознания. Официальная реабилитация деятелей движения Алаш. Образование новых общественных организаций и партий. Выборы Верховного Совета Казахской ССР. Внедрение института президентства и выборы Первого Президента. Принятие «Закона о языке». Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Августовский путч 1991 года. Прекращение деятельности КПСС. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
БЛОК 3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА
Формирование государственного устройства Республики Казахстан
Конституционный закон «О государственной независимости РК». Первые всенародные выборы Президента Казахстана. Переименование Казахской ССР в Республику Казахстан. Независимость как фактор национального и государственного строительства.
Определение государственной стратегии развития независимого Казахстана. Значение работы Н.А.Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Усиление процесса демократизации общества. Определение самостоятельного пути развития.
Формирование внутренней и внешней политики государства. Создание основ конституционного строя общества. Утверждение символов РК – флаг, герб, гимн. Значимость и роль политических символов в культурно- историческом наследии и в формировании и патриотизма.
Закон о создании вооруженных сил Республики Казахстан. Создание национальной армии, обеспечивающий суверенитет, оборону, общность страны и безопасность граждан.
Указ Президента Н.А. Назарбаева «О введении национальной валюты» и его значение. Определение государственных границ Республики Казахстан. Укрепление национальной безопасности. Развитие государственной идентичности, укрепление гражданского мира и политической стабильности.
Сохранение и усиление социальной и национальной устойчивости.
Всенародный референдум, принятие ныне действующей Конституции РК. Развитие парламентаризма в Казахстане. Модернизация системы государственного управления внутри исполнительной вертикали. Децентрализация, разграничение полномочий между центром и регионами, уровнями гос управления. Закон о местном самоуправлении.
Основные три ветви власти: Президента, Парламент и Правительство - составные части политической системы страны, регулирующие деятельность организационно- правовых структур и вопросы демократического, светского, правового и социального государства, для постоянного совершенствования общественных процессов. Институт президента- новая структура политической системы Независимого Казахстана.
Первое Послание Президента народу Казахстана: «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития РК. Перенос столицы из Алматы в Астану.
Образование правоохранительных органов (суда, прокуратуры, полиции, спецслужбы безопасности).
Правовая реформа и гуманизация законов. Оптимизация правоохранительной системы Укрепление защиты прав и свобод граждан. Закон РК «О борьбе с коррупцией» и его результаты. Труд Н.А Назарбаева «Казахстанский путь развития »: базовые ценности и уникальность. «Нұрлы жол- путь в будущее» -ценное и уникальное послание Президента страны.
Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (14 декабря 2012 года). Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее".
Cтатья «План нации - Путь к казахстанской мечте» Президента Республики Казахстана как мощный мотиватор деятельности для казахстанцев. Идеи Лидера нации- достояние народа. Основная независимость- «Казахстанский путь-2050» конечная цель- быть Мәнгілік ел.
Казахстанская модель экономического развития
Трудности переходного периода: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня, безработица, криминогенность. Меры по их преодолению: реструктуризация экономики, создание социально ориентированного рынка, приватизация и либерализация цен, инвестиционная политика. Высказывание Н.А. Назарбаева: «сначала экономика потом политика».
Созидательный этап экономических преобразований Казахстана и их результаты. Переход от плановой к рыночной экономике. Приоритеты и перспективы развития основных сфер экономики, как промышленность, аграрный и финансово-банковский секторы. Направления реформирования экономики Казахстана – кластерный принцип развития экономики, повышение уровня производительности труда, внедрение современных технологий, инвестиционная, налоговая, аграрно-индустриальная политика, развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи. Открытие новых железнодорожных магистралей, имеющих стратегическое значение. Привлечение иностранного капитала для развития экономики Казахстана.
Послание Президента народу страны «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» (19 марта 2004 г.) и его значение. Мировой экономический кризис и успешное его преодоление. Развитие экономики и финансового сектора в пост кризисный период.
Новые возможности Казахстана. Государственная программа индустриально-инновационного развития, первые успехи её реализации.
Послание Президента РК народу Казахстана 28 февраля 2011 года «Ускоренная экономическая модернизация – продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации». Траектория устойчивого экономического развития Казахстана. Казахстанская модель экономики в ХХ1 веке.
Значение для Казахстана проведение ЭКСПО-2017.Новая экономическая политика «Нұрлы Жол - путь в будущее» - ответ Казахстана на глобальные вызовы.
Социальные реформы и изменения в сфере образования.
Социальные реформы и социальная модернизация: государственные программы по преодолению бедности, повышению трудовой занятости населения, поддержки молодежи, студенчества, пенсионная реформа и социальная поддержка. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». 6 февраля 2008 года. Стратегия развития человеческого капитала, трудового потенциала страны. Новая стратегия обеспечения занятости, модернизация ЖКХ.
Развитие здравоохранения, спорта и физической культуры. Достижения казахстанских спортсменов на Олимпийских играх,7-х зимних Азиатских играх, прошедших в городах Астана и Алматы.
Поддержка и оказание помощи малообеспеченным слоям населения страны. Повышение заработной платы в бюджетных организациях. Здоровый образ жизни как основа формирования будущего нации.
Актуальные цели и задачи модернизации современной системы образования. Обновление содержания системы образования. Присоединение Казахстана в 2010 г. к Болонскому процессу и подписание Болонской декларации. Введение трехуровневой подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Реструктуризация технического и профессионального образования
Итоги государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Стратегия развития высшего образования на инновационной основе. Президентская программа «Интеллектуальная нация-2020» и ее значение. Модели современного образования.
Переход вузов к инновационной деятельности. Механизмы ее развития. Формирование инновационной модели высшего учебного заведения на базе «Назарбаев-университет».
Государственная программа «Серпiн-2050» подготовка квалифицированных кадров.
Формирование новых подходов к развитию науки и управлению НТП (научно-технический прогресс) в соответствии с задачами становления Казахстана как суверенного государства.
Этнодемографические процессы и укрепление межнационального согласия
Миграционные, демографические процессы в Казахстане, изменения в этнической структуре населения. Программа «Нұрлы көш» и возвращение соотечественников. Первая перепись населения в условиях суверенитета, ее итоги. Перепись населения в Казахстане 2009 года, изменения этнической и социальной структуры населения.
Проблемы становления будущего единой нации. Конституция РК. Законы РК: «Об Ассамблеи народа Казахстан», «Об образовании», «О языках», «О культуре». Концепция об единой государственности РК. Доктрина национального единства Казахстана.«Концепция идентичности и единства народа Казахстана»: задачи и принципы.
Статья Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Реальный производительный труд, созидание конкурентоспособного и сильного общества всеобщего труда - основа политики социальной модернизации РК, Начинания Первого Президента на пути государственного возрождения.
Блок 4 ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА
Общественно-политические перспективы развития
Демократизация общественно-политической жизни Республики Казахстан. Развитие политических партий и партийных систем. Закон РК о политических партиях и его значение. «Нұр Отан» как ведущая социально-политическая сила. НДП Стратегия «Казахстан -2050 и политическая доктрина «Нур Отан. Созидая будущее»: комплексная программа лидерства партии «Нур Отан»
Развитие гражданского общества и его политических институтов. Общественные движения в РК. Первый всемирный курултай казахов.
Развитие неправительственных организации, профсоюзов- институтов гражданского общества. I-й Гражданский форум и его значение. Развитие демократических процессов, введение пропорциональной системы выборов в Парламент, результаты выборов по партийным спискам.
Межнациональное согласие – основа укрепления независимости и демократии в Республике Казахстан. Создание Ассамблеи народов Казахстана (АНК) – общественного института согласия и единения народов Казахстана, консультативного и совещательного органа при Президенте. Первая сессия АНК, ее решения. «Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период». Уникальность казахстанской модели межнационального согласия, доктрина национального единства Казахстана.
Информационная политика РК, развитие СМИ. Деятельность Национального совета Республики Казахстан. Организация постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Деятельность Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества.
Совершенствование деятельности правоохранительных и судебных органов. Пакт о гражданских и политических правах от 2 декабря 2003 года и его реализация. Создание и деятельность Комиссии по правам человека при Президенте Казахстана. Введение в РК институтов уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). Ратификация Казахстаном Международных пактов об экономических, социальных, культурных правах, гражданских и политических правах. Гуманизация законов. Общенациональная программа политических реформ. Цели и задачи «Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства». Мировая практика и механизмы реализации Концепции. Фундамент казахстанской идентичности и единства – общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии.
Послание Президента Н.А. Назарбаева народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
Молодежная политика РК и пути духовного обновления
Основные направления политики по делам молодежи. Деятельность молодежного крыла «Нур Отан». Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи. Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» 2004 г. Создание социально - экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи ,раскрытия «Казахстан-2020» о молодежной политике РК.
Формирование новой конфессиональной реальности в Казахстане. Законодательное обеспечение свободы вероисповедания и межконфессионального согласия в Казахстане. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). I – й съезд лидеров мировых и традиционных религий в г. Астане (2003г.). II –й съезд – 12-13 сентября 2006 г., III- й съезд – 1-2 июля 2009 г. Конфессиональная политика Казахстана в контексте вопросов безопасности.
Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи
Мероприятия первых лет независимости, направленные на ликвидацию «белых пятен» национальной истории. 1997 года - год национального единства и памяти жертв массовых политических репрессий. 1998 года- год национальной истории.
Стратегическое видение национальной истории в работе Н.А. Назарбаева «В потоке истории». Новые подходы в изучении завоевания Казахстана Российской империей. Президентская программа исторических исследований «Народ в потоке истории»:расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации. Значение Президентской программы в становлении нового исторического сознания.
Государственная программа «Культурное наследие». Её цель и основные направления реализации: развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия. Воссоздание исторических и архитектурных памятников; создание целостной системы изучения культурного наследия – фольклора, традиций, обычаев; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования.
Значение выступления Главы государства от 15 декабря 2014 года на тему: «Тәуелсіздік толғауы». Современный Казахстан – наследник Великой преображенной степи-Ұлы Дала елі. Утверждение казахской государственности – главное в размышлениях Елбасы у подножья Улытау. Сопоставление Президентом РК истории казахов с Байтереком. Основополагающие утверждение о переростании Золотой Орды и Казахского ханства в современное независимое государство. Начало всесторонне изучение древнетюркской письменности и памятников тюркской культуры в годы независимости. Перевод и переиздание трудов Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссави. Взгляды Президента на этнополитический процесс в древних Улусах и Ордах.
Значение программы Лидера нации «Народ в потоке истории» для формирования нового исторического сознания
Принятие специальной программы «Народ в потоке истории» посвященной проблемам национальной истории. Качественный скачок в рамках внедрения в историческую науку Казахстана передовых методик и методологии. Углубленное изучение проблем национальной истории казахов. Формирование нового исторического мировоззрения казахов. Анализ исторических источников. Использование зарубежных исследований. Возобновление деятельности региональных музеев и исторических мест. Воспитание исторического патриотизма народа.
Значимость празднование 550 -летия Казахского ханства для формирования нового общественного самосознания
Оценка в трудах Н.А Назарбаева Казахского ханства -- как начала национальной государственности. Формирование новых взглядов в изучении образование Казахского ханства, на основе письменных источников. Актуализация проблем сложения казахской народности и исторических предпосылок образования Казахского ханства в трудах Н.А.Назарбаева. Новые исследования по истории государственной деятельности казахских ханов. Переосмысление взглядов на социокультурные парадигмы в рамках празднования 550-летия Казахского ханства. Историография изучения устного наследия (исторической традиции) казахского народа ее особенности и значения. Переоценка письменной историографии, значение выдающихся трудов Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касым–улы Жалаири в условиях современности. Тенденция в изучении казахской традиционной кочевой культуры и института батыров и биев в казахском обществе. Современная государственность Республики Казахстан - ее особенности в сравнение древними государствами на территории Казахстана и Казахского общества.
«Мәңгілік Ел» - Национальная идея Казахстана ХХІ века
Содержание и значение национальной идеи «Мәнгілік ел». «Мәнгілік ел»- наследие древних тюрков.
«Мәнгілік ел» - мечта казахского народа , перенесенная им через историю, воплощенная в наследие предков. Основы идеи «Мәнгілік ел»: историческая преемственность, культура казахов, свободолюбие, единство, сильное государство, высокие цели, Великое будущее. Основные этапы (периоды) « Мәнгілік ел» появление идеи строительства национального государства и объединения народа. Борьба за становление национального государства, тяготы народных защитников. Роль Елбасы в возрождение государственности и объединение народа. Ключевые ценности « Мәнгілік ел» :
1. Независимость Казахстана и Астана
2. Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе
3. Светское общество и высокая духовность
4. Экономический рост на основе индустриализации и инновации
5. Общество Всеобщего труда
6. Общность истории, культуры и языка
7. Национальная безопасность и глобальное участие РК в решении мировых и общемировых региональных проблем.
Историческое значение патриотического акта « Мәнгілік ел», принятого на ХХІV сессия совета Ассамблея народов Казахстана « Независимость. Согласие. Нация единого будущего».
Казахстан – государство признанное современным миром
Признание суверенного Казахстана мировым сообществом, принятие в ООН. Приоритеты Казахстана в сфере внешнеполитических отношений. Формирование внешней политики Казахстана.
Цели в сфере обеспечения национальной безопасности: международная и региональная безопасность, территориальная целостность и суверенность государства. Многовекторность внешней политики независимого Казахстана. Осуществление активной, прагматичной и сбалансированной внешней политики. Основное направление Республики Казахстан в новых геополитических условиях- стремление к минимизации рисков в международных отношениях.
Внешнеэкономическое сотрудничество и инвестиционная деятельность. Миротворческая миссия Республики Казахстан. Инициатива РК по организации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) (1992 г.) Вклад Казахстана в развитие межкультурного и межцивилизационного диалога Запад-Восток. Инициативы по укреплению взаимного доверия. Съезды лидеров мировых и традиционных религии. Председательство Казахстана в ОБСЕ и его результаты. Саммит ОБСЕ 1-2 декабря 2010 года в Астане –событие мирового значения.
Развитие идеи евразийства в ее современной интерпретации Президентом РК. Н.А. Назарбаевым. Обоснование необходимости тесного, взаимовыгодного взаимодействия народов Евразии для их общего блага. Договор о создании экономического союза. Создание и начало функционирования Таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия, его значение. Перспективы участия Казахстана в Евразийском Экономическом союзе.
Книга Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке» - фундаментальное теоретическое и методологическое исследование проблем построения глобального энергетически и экологически безопасного развития мира и стран ЕврАзЭС.
25- летие независимости Республики Казахстана. Манифест Н.А Назарбаева «Мир XXI век» - основные направления. Меры борьбы против войны, ядерного оружия и терроризма.
Итоги изучения предмета «Современная история Казахстана»
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Истоки, преемственность и эволюция казахской государственности.
2. Казахстан в начале ХХ века: борьба за независимость.
3. Новые взгляды по оценке восстания 1916 года современной историографии Казахстана.
4. Взаимоотношения представителей движения Алаш и большевиков в годы гражданского противостояние.
5. Формирование советского тоталитарного режима в Казахстане: характер, меры, уроки.
6. Подвиги казахстанцев в борьбе против фашистской агрессии
7.Противоречия советских реформ второй половины ХХ века в Казахстане
8. Политический социально-экономический кризис советского общества
9.Общественно- политические преобразования независимого Казахстана
10. Казахстанская модель экономического развития независимого Казахстана
11. Историческая преемственность в посланиях Президента народу Казахстана
12. Стратегия «Казахстан 2050»– определение пути демократизации общественно-политической жизни и обновления
13. Молодежная политика и меры по воспитанию историей
15. Национальная идея «Мәңгілік Ел» - основа консолидации общества
16.Казахстан и мировое сообщество
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СРСП
• Историческая эволюция идеи независимости в Казахстане
• Труды ученых и мыслителей тюркского периода( Абу Насыр аль-Фараби, А.Яссауи, М.Кашгари, Ю.Баласагуни, Ибн Сина, Р.Бируни)
• Археологические, письменные свидетельства, памятники устного народного творчества тюркоязычных народов как источники по изучению материальной и духовной культуры
• Расцвет духовной культуры и сложение литературных традиций народов Центральной Азии в тюркский период
• Этнические процессы на территории Казахстана и этапы сложения казахской народности
• Исторические исследования, посвященные трагическим последствиям советских реформ 1920-1930 годов
• Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 годах: трагические судьбы интеллигенции
• Современные политические партии, общественные движения и организации в Республике Казахстан
• Статус казахского языка в Республике Казахстан
• Деятельность и роль Первого Президента РК Н.А. Назарбаева в создании и становлении независимого Казахстана
• Государственные программы – главная основа духовного обновления Казахстана
• Значение программы «Нұрлы Жол» для стабильного экономического роста Казахстана
• Приоритеты сферы развития образования, науки и культуры
• Сохранение стабильности в межконфессиональных отношениях
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
• История Казахстан В 5-ти томах.4-5 том. Алматы: Атамура,2010
• Назарбаев Н.А. В потоке истории. –Алматы:Атамура 2003
• Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. История Казахстана: Хрестоматия. Т. 2. – Алматы, 2008.
• Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для вузов. – Алматы, 2005.
• История независимого Казахстана - Алматы: «Казак энциклопедиясы»,2011
• История Казахстана. Курс лекций. Под ред. К.С. Каражан. – Алматы, 2012
• Қазақстан (Қазақ елі) тарихы- 4 кітаптан тұратын оқулық Алматы Казак университеті 2016
• Ұлы дала тарихы:учебное пособие Кан Г В Тугжанов Е Л Астана:Zhasyl Orda 2015
• Қазақстанын қазіргі заман тарихы.Хрестоматия (1917-1939)1т .Ред. басқарған Қ .С. Қаражан Алматы 2007
• Артыкбаев Ж.О;Раздыков С.З История Казахстана: Учебник Астана:Фолинт,2007
• Алтаев А.Ш Евросоюз: история современность. Учебное пособие Алматы. Изательство «Қыздар университеті»- 2015
• Сайлан Б.Қазақстандағы алғашқы жастар ұйымдарының құрылу тарихы (1917-1925 жж)- Оқу құралы-Алматы: Казак университеті 2015
Дополнительная:
• Қазақстан Республикасының Конституциясы. – Алматы, 1995.
• Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.- Алматы, 1992
• Назарбаев Н.Ә. Тәуелсіздік белестері. – Алматы, 2003.
• Назарбаев Н.Ә. Қазақстан жолы. – Астана, 2007.
• Назарбаев Н.Ә. Бейбітшілік кіндігі. - Астана, 2002.
• Назарбаев Н.А. Евразийский Союз. Идеи, практика, перспективы.- м:1997
• Смовременный казахстан: стратегия успеха/ под ред.М.Е.Шайхутидинова . – Алматы, 2008.
• Назарбаев Н.Ә. Қазақстан - 2030. Ел Президентінің Қазақстан халқына жолдауы. А., 1997.
• Назарбаев Н.Ә. «Қазақстан - 2050» стратегиясы – қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты». ҚР Президенті-Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. – Егемен Қазақстан, 15 желтоқсан 2012 ж.
• Назарбаев Н.Ә. Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігі – Мәңгілік Елдің Ұлы тарихы. Тәуелсіздік күніне орай салтанатты шарада сөйлеген сөзі. - Егемен Қазақстан, 16 желтоқсан 2014 ж.
• Назарбаев Н.Ә. Қазақстан жаңа жаһандық нақты ахуалда: өсім, реформалар, даму. Қазақстан Республикасының Президенті-Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 2015 жылғы 30 қараша. – Егемен Қазақстан, 1 желтоқсан 2015 ж.
• Сайлан Б.С.Кеңестік биліктегі Қазақстанның жастар саясаты: тарихы мен тағылымы (1917-1991 жж.). – Алматы: ҚазМемҚызПУ, 2011. – 433 б.
• Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, атьамаұра, 2003
• Ертысбаев Е.к., Казахстан и Назарбаев: логика перемен. – Асатан: Елорда, 2001.
• Тоқаев Қ.К. Қазақстан Республикасының дипломатиясы. – Алматы, 2002.
• Назарбаев Н.а. На пороге ХХІ века. – Алматы: Өнер, 1996
• Назарбаев Н.А. Ғасырлар тоғысында. – Алматы, Өнер, 1996. – 272 б.
• Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Аламты: Атамұра 2003
• Қазақстан: мемлекеттілік кезеңдері. Констиутциялық актілер / Құрастырған Ж.Бәйішев. Алматы: Жеті жарғы, 1997. – 496 б.
• Назарбаев Н.А. Без правых и левых. Москва, 1991
• Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII – начало XX вв.). – Уфа, 2002.
• Эпистолярное наследие казахской правящей элиты. Сборник исторических документов в 2-х томах. Алматы. 2014.
• Омарбеков Т. Голодомор в Казахстане (хрестоматия). – Алматы, 2010.
• Омарбеков Т. Қазақстан тарихының өзекті мәселелері. Көмекші оқу құралы. Алматы: «Өнер», 2003. – 552 б.
• Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Хрестоматия. (1917-1939). 1т. Ред. басқарған Қ. С. Қаражан. Алматы, 2007.
• Уразбаева А.М. «Қырғыз (қазақ) облыстық партия комитеті (Қыробком) құжаттары Қазақстанда тоталитаризмнің қалыптасуы тарихының дерек көзі (1920-1925 жж.)». – Монография. – Алматы: «Қазақ университеті» 2015. – 196б.
• Әбжанов Х. Қазақстан: тарих, тіл, ұлт. – Астана, 2007.
• Казахские чиновники на службе Российской империи. Сборник документов и материалов. Составители: Султангалиева Г.С. (отв.ред), Далаева Т.Т., Удербаева С.К. Алматы: Қазақуниверситеті, 2014.
• Қойгелдиев М.Қ. Алаш қозғалысы. –А., 1995.
• Нұрпейісов К. Алаш һәм Алаш - Орда. –А., 1995.
• Назарбаев Н.Ә. Қазақстан жолы. – Астана, 2007.
• Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. – Алматы, 2003.
• Akorda.kz, http://www.tarihibilim.kz/;e-history.kz; http://kazakhstan.awd.kz/; http://www.president.kz; http://www.unesco.org/culture/asia/index.html; http://www.unesco.org/culture/asia/html_eng/volume1.htm; http://kazchronic.host.kz/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.