Билет 3.
1. Искусство Др. Греции. Периодизация греческого искусства. архаика. классика, эллинизм. Греческий ордер: дорический, ионический, коринфский. Сооружения Афинского Акрополя. Вазопись. Скульптура архаики. Куросы и коры. Особенности скульптуры эпохи классики и эллинизма. Известные скульпторы (Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Лисипп ) и произведения («Дорифор», «Дискобол», « Вакханка», «Афродита Милосская», «Лаокоон с сыновьями»).
Ответ:
1. Вклад Д. Греции в развитие культуры человечества.
Периодизация греческого искусства: геометрический, архаика. классика, эллинизм.
1. У искусства Древней Греции особая роль. Художественные произведения, созданные древними греками, легли в основу европейской культуры. Там жили философы, поэты, драматурги, к произведениям которых мы обращаемся и сегодня. Ими созданы шедевры скульптуры, архитектуры, которые уже много веков являются эталоном прекрасного, на их примере учатся мастера всех стран. И даже предметы быта: амфоры — кувшины, где они хранили вино и оливковое масло, гидрии – с ними женщины ходили по воду, сегодня украшают лучшие музеи мира, потому что и в мелочах греки больше всего ценили красоту. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса (полис – город-государство в Др. Греции). Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
2. История Древней Греции прошла 4 ступени своего развития (геометрический, архаика. классика, эллинизм .
1) Геометрический (12 - 8 вв. до н.э.) (Геометрика, Гомеровский). Назван так по виду вазописи, которая была развита лучше всех из искусств, в отличие от архитектуры, которая начинает развиваться почти с нуля. Характерные особенности — геометрический орнамент, для создания которого используются линейка и циркуль. Также начинают появляться узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки. Иллюстрировать этот период хочется, конечно же, вазой, а именно амфорой VIII века до нашей эры, которая служила надгробием. Такая амфора служила ритуальным алтарем: стоя над могилой, она сообщалась со своим маленьким двойником в могиле, имевшим такую же форму и роспись. Во время памятных дней в надгробный сосуд наливали жертвенную жидкость (мед с водой). Древности была свойственна идея "вечного возвращения" после смерти, поэтому на сосудах появлялись две темы: или оплакивание, или траурный выезд к некрополю. В центре этой вазы - тема оплакивания, изображающая ритуал, исполнявшийся после смерти, чтобы снова вернуть умершего человека к жизни. Язык символов здесь условен, фигуры символизировали состояния: стоящая фигура - жизнь, лежащая - смерть. Еще одна особенность сосудов - необычайная устойчивость, именно это качество позже найдет отражение во всей греческой архитектуре. В этот период приходит зарождение развития эпоса легендарного греческого аэда Гомера (аэд – певец, древнегреческий сказитель народных песен), автора поэм «Илиада» и «Одиссея» .
2) Архаика (7 - 6 вв. до н. э.). Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии, когда греческий мир начал стремительно развиваться. Отважные мореплаватели, греки осваивали море и сушу, их колонии появились в Малой Азии, Северной Африке. Вместо небольших селений возникли города – полисы, демократия – в Афинах, военизированное государство – в Спарте. Скульптура эпохи архаики напоминает египетскую с их застывшими позами. Куросы – мужские статуи, и коры женские. Характеризуются: задрапированные женские фигуры, поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», «волосы-шлем». Эти статуи были обязательно раскрашены ставились они в храмах, использовались как могильные памятники. Греческая архитектура — это прежде всего храмы, жилище Бога на земле. Греки создали единый архитектурный язык - ордерную систему: дорический – мужской, тяжелый, величественный; ионический – женственный, грациозный, изящный; коринфский – колонны стали в виде женской и мужской скульптуры. Само слово «ордер» значит «порядок». Почти все постройки в этом периоде—дорического стиля тяжёлого и мало изящного. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции представлено в лучших музеях мира в основном керамической посудой. Греки, которые хотели везде видеть красоту, так искусно расписывали обычные сосуды для бытовых нужд, что сегодня за кратерами, амфорами, гидриями охотятся лучшие музеи мира. В амфорах хранили оливковое масло. С гидриями греческие женщины ходили по воду, у нее три ручки: одна сзади, чтоб было удобно наливать воду, а за две боковые гречанки легко поднимали их на голову и шли — прямые и стройные. Поначалу мастера часть сосуда покрывали лаком, а остальное не закрашивали, и рисовали черной краской изображения атлетов, мифических героев. Их называют чернофигурными. Позднее технология изменилась. Красными, цвета терракоты, оставляли сами изображения, а лаком покрывали фон. Такие сосуды назывались краснофигурными.
3) Классика (5 и большая часть 4 в. до н. э.). Он продолжался неполных 2 века, но считается вершиной греческого искусства. Сначала были греко-персидские войны. Персы были самыми сильными воинами своего времени. Казалось, когда агрессоры вторглись в Грецию, местное население было обречено. Но все полисы объединились и победили врага сначала при Марафоне (оттуда пошла марафонская дистанция: ровно 42 километра и 195 метров пробежал гонец, чтоб сообщить о победе). А потом греки разбили персидский флот в Саламинском проливе. После победы правитель Афин Перикл решил восстанавливать разрушенные храмы, строить новые. Над городом возвышался холм, на котором с давних времен были самые важные постройки. Он назывался Акрополь, что означает «верхний город». Когда-то там был царский дворец. Потом на его месте построили храм Афины, разрушенный персами. После победы началось строительство самого большого здания на Акрополе — Парфенона, посвященного Афине-деве. Внутри стояла статуя Афины. Она была сделана из дерева и покрыта тонкими пластинками из золота и слоновой кости (хрисоэлефантинная техника). Статуи Афины, часть барельефов фронтона, а также все руководство строительством Акрополя было поручено одному из величайших скульпторов Греции Фидию. Он создавал огромные изваяния, но одновременно делал миниатюрных рыбок и пчел. Говорят, он участвовал в качестве рядового воина в греко-персидских войнах. Фидий создал и статую Зевса в Олимпии, одно из 7 чудес света. Кроме Парфенона, на Акрополе есть храм Эрехтейон. Вместо ионических колонн там стоят женские фигуры — Кариатиды. Это был очень важный храм. Говорят, он был построен над могилой афинского царя Эрехтея. А еще именно на этом месте Афина и Посейдон состязались за право быть самыми почитаемыми богами в Афинах. Посейдон предложил горожанам воду, к сожалению, соленую. Естественно, афиняне предпочли Афину, которая предложила им ветвь оливы. Возле храма, как считается, и выросло оливковое дерево. Среди великих скульпторов классической эпохи – афинянин Мирон, автор знаменитого Дискобола. Атлет находится в состоянии наивысшего напряжения. Сейчас диск полетит. Тело его напряжено, а лицо спокойно. Лицо — зеркало души, а греки считали, что среди волнений и страстей человек должен сохранять великую и твердую душу. Обнаруживать страсти недостойно. Поликлет был не только великим скульптором, он пытался найти математическое выражение красоты. Измеряя пропорции человеческого тела, он пришел к выводу, что голова должна составлять 1/7 часть роста человека, кисть руки и лицо — 1/10 часть, ступня — 1/6 часть. Он создал немало скульптурных изображений атлетов. Самый известный —«Дорифор» Копьеносец. В период поздней классики в искусстве появились страсти и страдания. Особенно это проявилось в работах Скопаса (скульптура Вакханка). В противоположность Мирону и Поликлету, именно в его произведениях впервые появятся сильные чувства и страдания. В эпоху ранней классики этого не было. Скопас окажет влияние на искусство эллинизма. Последним представителем поздней классики был Лисипп, любимый скульптор Александра Македонского. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
4) Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н. э.) - Эпоха эллинизма связана с правлением Александра Македонского. В 338 году до н. э. армия Филиппа Македонского завоевала Грецию, а его сын Александр, который стал царем через 2 года, за 10 лет создал огромную империю, включавшую в себя значительную часть Азии, вплоть до Индии. Ее столицей должна была стать Александрия, город на севере Египта, там была лучшая в мире библиотека, Мусейон — дом муз, в этом городе работали величайшие ученые того времени: Эвклид, создавший геометрию, которую и сегодня изучают в школах. А еще — Архимед, Страбон, Птолемей. Но Александр Македонский так и не увидел своей столицы, так как умер во время возвращения из дальнего похода. Впрочем, именно там он был похоронен. Воспитанный на греческой культуре (его учителем с 13 лет был великий греческий философ Аристотель), Александр Македонский на новых землях приказывал строить греческие храмы. Так греческое искусство смешивалось с искусством покоренных народов. Среди известных произведений той эпохи – Пергамский алтарь Зевса. Пергам – столица государства в Малой Азии. Он славился своими ремесленниками и прекрасной библиотекой. Еще более трагическое произведение эпохи эллинизма — группа «Лаокоон с сыновьями». Жрец Трои Лаокоон был единственным, кто не поверил хитрости греков. К эпохе эллинизма относят одно из самых гармоничных произведений скульптуры – Венеру Милосскую. 8 апреля 1820 года на греческом острове Милос крестьянин Йоргас вместе с сыном распахивали поле. Вдруг заступ наткнулся на камень или плиту. Камень ценился, поэтому крестьянин стал расширять яму, в конце концов, он раскопал каменный грот, а в нем статую Венеры. Крестьянин обратился в французскому консулу, предложив ему купить статую. Пока французы решали, стоит ли скульптура их внимания, явился правитель этих мест, и распорядился погрузить ее на корабль. К тому времени, как французы прислали корабль за статуей, турки уже погрузили ее на свое судно. Говорят, завязалась битва за Венеру. В результате французы увезли ее во Францию и в 1821 году подарили ее королю Людовику XVIII. С тех пор Венера Милосская находится в Лувре и считается одним из самых совершенных женских изображений. В Лувре находится еще одна знаменитая статуя античности — Ника Самофракийская. Эта мраморная статуя высотой в 2,5 метра была когда-то установлена на острове Самофраке в честь победы греческого флота над египтянами на постаменте в виде носа корабля. Это один торс, но он так выразителен, что забываешь об отсутствии рук и головы.
В Александрии в эпоху эллинизма было изготовлено немало прекрасных камей. Камеи — это изображения, высеченные из многослойного камня: агата, сардоникса, оникса. Они не имели определенного практического смысла, а были лишь предметом искусства и становились украшением коллекций богачей. Одна из самых красивых и больших камей — знаменитая камея Гонзага. Сегодня камея Гонзага находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.