История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности
Оценка 4.8

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

Оценка 4.8
docx
23.01.2020
История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности
урок 9. История создания, особенности жанра и конфликта На дне.docx

Урок 9

Тема: История создания, особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

I. История создания

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1900-1902 годов. Надо сказать, что напиши ее Горький в другое время, она бы не имела такого успеха у современников. И вот почему.

Во – первых, в девятисотые годы в  России разразился жестокий экономический кризис. Голодный 1900 год. После каждого неурожая  массы  разорившихся,  обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и  средств  к  существованию. Под влиянием  тягчайшего  экономического гнета появляется  огромное количество босяков,  которые опускаются на  «дно» жизни.                                             
Пользуясь  безвыходным  положением обнищавших людей,  предприимчивые владельцы  темных  трущоб  нашли способ  извлекать пользу из своих зловонных подвалов,  превратив  их   в  ночлежки,   где  находили  приют  безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».      

Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.          .

В пьесе Максим Горький хотел рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи.

Написав первый акт, он решил прочитать его Л. Толстому, который был для него, с одной стороны, авторитетом, с другой, литературным оппонентом. По замыслу предполагалась показать обитателей ночлежки, которые, несмотря ни на что, по весне выходят все и начинают убирать территорию вокруг, преобразовывая пространство. Коллективный труд их несколько сближает и проявляет в них нечто человеческое.  Л.Толстой воспринял пьесу негативно, даже не стал дослушивать. Он сказал Горькому, что незачем тащить в литературу эту грязь, что не видит в этом никакого смысла, что это неинтересно. Горький обиделся. Он переписал пьесу, вставив туда еще одного героя – Луку, который является пародией на Толстого. И пьеса получила иное звучание. И звучит до сих на разных сценах мира.

Писал эту пьесу Горький исключительно для МХАТа. Сам присутствовал на репетициях. Отслеживал произношение каждой реплики. Надо сказать, что артисты даже специально посетили одну из московских ночлежек, чтоб лучше войти в образ, и где их чуть не побили. Спасибо Гиляровскому, который туда их и привел, он загнул такую фразу, полную нецензурной лексики, что обитатели ночлежки в восхищении остановились.

18 декабря 1902 года состоялась премьера. Пьеса сразу же вызвала яростные споры. И это, в общем-то, понятно. Все принципиально новое вызывает споры.

II. Особенности жанра и конфликта

Горький – писатель, выходящий за рамки общепринятого. В пьесе «На дне» новым является практически все, начиная с тематики.

      В пьесе показана жизнь босяков. Это было новым. Герои, оказавшиеся на дне жизни, оказываются больше «человеками», чем те, кто тупо исполняют свою роль.

Сюжет в произведении несколько ослаблен, но это не означает, что он отсутствует. В пьесе происходят весьма драматичные события. 3 смерти: Анны, Костылева, убитого в драке, Актера. И каждая из этих смертей создает внутренний сюжет этой пьесы. Человек погибает в противостоянии этому миру или как жертва этого мира. В пьесе нет главных и второстепенных героев, нет положительных героев и героев-резонеров, которые высказывают авторскую точку зрения. Слова о человеке, который звучит гордо, произносит пьяный шулер.    

В пьесе нет явного конфликта, того необходимого элемента композиции, который нужен для развития сюжета. Формально есть любовный конфликт: двойной треугольник. Его завязкой становится появление хозяина ночлежки Костылёва, ревнующего свою жену Василису к Ваське Пеплу. Кульминация остаётся за сценой: мы узнаём, что Василиса из ревности облила кипятком свою сестру Наташу, которая нравилась  Пеплу. Развязка – Васька Пепел убивает Костылёва. Однако не этот любовный четырёхугольник движет пьесу. Он не захватывает, в нем нет интриги. Все предельно ясно с самого начала.

Гораздо более важным оказывается второй, глубинный конфликт – социально-философский: попытки героев найти правду. Правда – главное слово в этой пьесе. С него и начинается все. Что же такое правда? Правда о человеке?

     Символично время. 1 действие: утро, весна. 4 действие: ночь, ветер. И через всю пьесу идет мотив – холодно. Человеку холодно и зябко на этой земле – об этом пьеса.

В тетрадь:

В пьесе «На дне» Горький показывает людей сломленных жизнью, отброшенных обществом.

«На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.

Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке.

 Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею

Проблемный вопрос:

- Заинтриговала ли вас пьеса? Хотели бы вы посмотреть ее или, как Л. Толстой, посчитали неинтересной пьесу о бомжах? Почему же эту пьесу уже второе столетие ставят разные театры мира? (ответ не озвучивается учителем, к вопросу нужно будет вернуться в конце следующего урока)

III. Герои пьесы.

Знакомство с первой афишей. (анализируем идеи других афиш)

- Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи? Читаем и анализируем афишу.

М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил: « Знаком я был с одним монахом, но – редкий случай! - забыл его имя, а вместе с именем стерлось и лицо. Вот оно, слово – то, сила какая!»

Знакомство с героями пьесы (по презентации «Герои пьесы»)

1. Актер

Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего.

Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».

Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.

2. Барон

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.

Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.

Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

3. Настя

«И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»

В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.

Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».

4. Бубнов

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Понятия чести и совести для него значения не имеют. Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!»

Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «… все люди на земле – лишние», – говорит он Насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

5. Клещ

Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить:«Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»

Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».

Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

6. Костылев

Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.

Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

7. Сатин

Особый интерес М.Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и с песней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»

Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином , что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому».

Многие мысли Горького высказывает именно Сатин.

8. Лука

Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.

Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.

Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»

Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.

 

 

Д/З: прочитать «На дне», сочинение-рассуждение «Нужна ли мне ложь или я хочу знать только правду».

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности

История создания пьесы Горького "На дне". Жанровые особенности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020