История астрономии
Оценка 4.9

История астрономии

Оценка 4.9
Лекции
docx
астрономия
6 кл—11 кл
24.10.2018
История астрономии
На протяжении веков человек стремился разгадать тайну великого мирового «порядка» Вселенной, которую древнегреческие философы и назвали Космосом (в переводе с греческого - «порядок», «красота»), в отличие от Хаоса, предшествовавшего, как они считали, появлению Космоса. Первые, дошедшие до нас естественнонаучные представления об окружающей нас Вселенной сформулировали древнегреческие философы в 7-5 вв. до н. э. Их натурфилософские учения, опирались на накопленные ранее астрономические знания египтян, шумеров, вавилонян, арийцев, но отличались существенной ролью объясняющих гипотез, стремлением проникнуть в скрытый механизм явлений. Наблюдение круглых дисков Солнца, Луны, закругленной линии горизонта, а так же границы тени Земли, наползающей на луну при ее затмениях, правильная повторяемость дня и ночи, времен года, восходов и заходов светил - все это наводило на мысль, что в основе строения вселенной лежит принцип круговых форм и движений, «цикличности» и равномерности изменений.В данной работе сделана попытка собрать по крупицам те знания по астрономии, которые возникали у древних людей на разных континентах нашей планеты у разных народов
Проект по астрономии.docx
СОДЕРЖАНИЕ Аннотация.............................................................................................................3 Введение...............................................................................................................4 1. Овладение временем и пространством..........................................................6 2. Самая старая обсерватория Европы..............................................................7 3. Великий Стоунхендж.......................................................................................8 4. Астрономия на Руси........................................................................................9 5. Звездная науки страны пирамид.....................................................................10 6. Наука Междуречья..........................................................................................11 7. Представления майя........................................................................................11 8. Представления ацтеков...................................................................................12 9. Представления инков......................................................................................13 10. Китайская астрономия..................................................................................14 Заключение...........................................................................................................15 Список литературы..............................................................................................16 Приложение. Презентация "История астрономии" (отдельный файл) 2 Аннотация. На протяжении веков человек стремился разгадать тайну великого мирового  «порядка» Вселенной, которую древнегреческие философы и назвали Космосом (в  переводе с греческого ­ «порядок», «красота»), в отличие от Хаоса,  предшествовавшего, как они считали, появлению Космоса. Первые, дошедшие до нас естественнонаучные представления об окружающей  нас Вселенной сформулировали древнегреческие философы в 7­5 вв. до н. э. Их   натурфилософские учения, опирались на накопленные ранее астрономические знания египтян, шумеров, вавилонян, арийцев, но отличались существенной ролью  объясняющих гипотез, стремлением проникнуть в скрытый механизм явлений. Наблюдение круглых дисков Солнца, Луны, закругленной линии горизонта, а  так же границы тени Земли, наползающей на луну при ее затмениях, правильная  повторяемость дня и ночи, времен года, восходов и заходов светил  ­  все это  наводило на мысль, что в основе строения вселенной лежит принцип круговых форм  и движений,  «цикличности» и равномерности изменений. Но вплоть до 2 в. до н. э. не существовало отдельного учения о небе, которое объеденило бы  все знания в этой  области в единую систему. Представления о небесных явлениях, как и явлениях «в  верхнем воздухе» ­ буквально о «метеорных явлениях», долгое время входили в  общие  умозрительные учения о природе в целом. Эти учения несколько позднее  стали называть физикой (от греческого слова «фюзис» ­ природа ­ в смысле периоды,  существа вещей и явлений). Главным содержанием этой древней полу философской  «физики», или в нашем понимании  ­ скорее натурфилософии, включавшей в качестве едва ли не главных элементов космологию и космогонию, были поиски того  неизменного начала, которое, как думали, лежит в основе мира изменчивых явлений. Все накопленные веками знания о природе вплоть до технического и  житейского опыта были объединены, систематизированы, логически предельно  развиты в первой универсальной  картине мира, которую создал в 4 веке до н. э.  величайший древнегреческий философ Аристотель (384 ­ 322 гг. до н. э.). В данной работе сделана попытка собрать по крупицам те знания по  астрономии, которые возникали у древних людей на разных континентах нашей  планеты у разных народов 3 ВВЕДЕНИЕ Компьютерные технологии прочно проникают во все сферы деятельности.  Прочно они укрепляются и в образовании, и в обслуживающей сфере,  и даже в  нашем быту. Трудно уже представить себе подготовку реферата без использования  Интернета, электронных  вариантов книг и энциклопедий, т.е. без использования  информационно – коммуникационных технологий. Я тоже иду в ногу со временем и  стремлюсь использовать возможности компьютера. Кроме увлечения компьютером  меня с детства привлекала одна из древнейших наук – астрономия. Общение с  людьми, знающими астрономию, наблюдения за небесными объектами в телескоп,  изготовленный руками дяди, его интересные рассказы – всё это всё больше и больше  вызывало у меня интерес к изучению неба. Когда я узнал, что астрономия исключена из перечня основных предметов  школы, я был огорчён. Как же так? астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, она  вносила и продолжает вносить существенный вклад в развитие других наук и  прикладных исследований в широком круге областей; астрономические наблюдения оказывают глубокое влияние на развитие  науки, философии, культуры и общей концепции Вселенной; в каждом обществе благодаря астрономии сложились легенды, мифы и  традиции, связанные с небом, планетами и звездами и являющиеся частью его  культурного наследия;  Всё это  разве не аргумент в пользу изучения данной науки как основной? Всё  выше перечисленное  говорит об актуальности рассматриваемой темы. ­ Стимулировать во всём мире, особенно среди молодёжи, интерес к  астрономии и науке в целом в рамках центральной темы: «Вселенная — для Вас». ­ Содействовать правильному восприятию творческих аспектов астрономии,  которые представляют собой бесценный общий ресурс для всех стран.  Поэтому я решил внести свой вклад в привлечении внимания к астрономии как  науке, которая выполняет следующие роли: а)  общенаучной роли астрономии (как мы знаем, астрономия стимулировала  появление и развитие многих наук, включая математику и физику), б)  образовательной роли астрономии (изучение основ астрономии  представляет собой важный компонент общего образования и обладает огромным  мировоззренческим и эмоциональным потенциалом), в)  общекультурной роли астрономии (сегодня в наступившей космической эре  с основными достижениями астрономии должен быть знаком каждый культурный  человек). Для этого я решил соединить свои увлечения компьютерными технологиями,  информационно – коммуникационными технологиями и интерес к астрономии и  создать проект «История астрономии», который был бы интересен всем. 4 5 Проектная работа состоит из двух этапов: 1  этап: Научно – исследовательской, методами в которой являются   изучение материалов в книжных источниках; исследование материалов с использование информационно –   .  astronomy коммуникационных технологий; (www     .  ru   /, http   .  spb  http   ://   ru   .  wikipedia  ://   galspace  .  ru , www   ://   skywatching    .  astronet    .  net.)  .  ru,     .  org, http    2 этап: Практическая часть Создание презентаций  теме « История астрономии».  Новизна работы:     Привлекательна по исполнению ( в форме презентации)  Рассчитана на аудиторию разного уровня восприятия. Систематизирует материал из истории астрономии. Формирует целостное представление по истории астрономии  древнего мира до взглядов, на которых базируется современное мироздание.  уроках.  Удобна как для самостоятельного изучения, так и для применения на Экономит время изучения материала. 6 1) ОВЛАДЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ                 Величественна картина звёздного неба. Тысячи звёзд, мерцая и переливаясь,  манят к себе любознательные умы. Человек пытался и пытается осмыслить, какое  место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли  существовал, и если нет, то возник ли сам или создан богами. Постижение звёздного  мира бесконечно, но начало познания неба просто, потому, что большинство не­ бесных явлений повторяется совершенно одинаково несчётное количество раз.  Однообразно повторяются суточный путь Солнца, порядок восхода и захода  созвездий, лунные фазы, изменения на небе, связанные со временами года. Эти  небесные явления настолько срослись с жизнью, что ими пользуются люди, животные и растения. Дуб «знает», когда его почки могут начать распускаться, а человек и без  часов способен проснуться точно в намеченные им час и минуту. Птицы хорошо  ориентируются по Солнцу, учитывая его дневное движение по небу; у них есть даже  свои «навигационные» звёзды, по которым они находят путь в Африку и обратно.  Североамериканская бабочка монарх, перелетая на зимовку в Центральную Америку, никогда не сбивается с дороги. Всё это примеры астрономического ориентирования, выработанного живыми  организмами бессознательно, в процессе эволюции. Когда же появился человек  разумный, он стал осознанно ориентироваться во времени и пространстве и ради жиз­ ни, и ради трудовой деятельности, которая тогда занимала почти всё его время.  Первобытные охотники и рыболовы должны были знать циклы жизни и пути  миграции животных Скотоводам нужно было вовремя перегонять стада на новые пастбища, как­то  ориентироваться на местности, определять время наступления дождливых или  засушливых сезонов, а в более северных местах — предвидеть наступление зимы или  лета. Земледельцы оказались в ещё большей зависимости от сезонных изменений; их  труд — посев и жатва — невозможен без календаря. 7 2) САМАЯ СТАРАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ЕВРОПЫ. НЬЮ­ГРЕЙНДЖ. Наиболее древним в Европе мегалитическим памятником, который связан с  астрономией, считается Нью­Грейндж. Он был найден в Ирландии, неподалёку от  Дублина. Там располагался холм, которому местное население приписывало  магические свойства. Говорили, что внутри него обитают феи и что каждый год в  ночь на 1 ноября, считавшуюся у кельтов ночью «без времени», когда один год  кончается и уступает своё место другому, они выходят наружу. Возле этого холма  ирландцы в давние времена хоронили своих королей. В 1963 г. начались раскопки. Холм был вскрыт, и результаты превзошли все  ожидания. Под слоем земли было обнаружено странное сооружение из серых и белых камней, представлявшее собой сложенную прямо на земле каменную полусферу  правильной формы около 85 м в диаметре, окружённую внешним кольцом из неболь­ ших, от 1,8 до 2,5 м, грубых каменных столбов­менгиров. Внутри «свод» оказался  заполненным валунами. Посреди них находился узкий коридор длиной 12 м, который вёл в небольшую комнату. Стены Нью­Грейнджа расписаны странными узорами из  кругов и спиралей, скорее всего символизировавшими кольца времени. Туннель ориентирован на юго­восток, точно на место восхода Солнца в день  зимнего солнцестояния. В течение нескольких дней, близких к 21 декабря, лучи  восходящего Солнца проникают по нему во внутреннюю комнату и ярко освещают  её.Это эффектное зрелище длится сейчас всего 14 минут в год. Нью­грейндж был  храмом Солнца и времени. В отличие от возведённого гораздо позже Стоунхенджа в  его функции входила лишь одна астрономическая операция: определение начала  года, которое его строители связывали с 21 декабря. Жрецы Нью­Грейнджа, по­ видимому, стремились «помочь» Солнцу в наиболее «трудном» месте его пути, когда оно достигало самой нижней точки и должно было начать подъём от зимы к весне и  лету. Датируется Нью­Грейндж примерно 3000 г. до н. э. Это лишь один из шести  знаменитых «волшебных холмов» Ирландии! Другие ещё не раскопаны, и можно  лишь гадать, какие в них скрываются сюрпризы. 8 3) ВЕЛИКИЙ СТОУНХЕНДЖ Ни одному из гигантских сооружений древности не уделялось столько  внимания, как знаменитому и загадочному Стоунхенджу. Он по справедливости  может быть назван одним из первых памятников человеческой мысли. Что же представляло собой это сооружение, возведённое на Солсберийской  равнине Южной Англии? 30 вкопанных в землю обтёсанных вертикальных камней  высотой около 5,5 м с положенными сверху плитами составляли кольцевую  «колоннаду» диаметром 29,5 м. Внутри неё вокруг центрального камня подковой  располагались пять трилитов в форме узких «трёхкаменных ворот». Сооружение  было окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом, а на  северо­восток от него шла обозначенная валами «аллея», в конце которой  возвышался шестиметровый каменный столб массой в 35 тонн — Пяточный камень. В Средние века считалось, что Стоунхендж (от древнеангл. Stan Hengues —  «Висячие Камни») воздвиг король кельтского племени бриттов в память о сражении  с саксами. По преданию, его построил за одну ночь главный чародей бриттов  Мерлин. Миф о кельтском происхождении Стоунхенджа продержался на удивление  долго. Учёные обратили внимание на устройство трилитов. Вертикальные камни в них были поставлены очень близко друг к другу, на расстоянии всего 30 см. Таким  образом, смотря сквозь бойницу, человек неизбежно очень сильно ограничивал поле  своего зрения, причём каждый раз «луч» взгляда, пройдя сквозь трилит, попадал в  определённый проём внешней колоннады. Также фиксировались другие важные  направления. Как показали исследования, сквозь один из трилитов открывается вид  на Солнце, встающее в день зимнего солнцестояния. Два других трилита  предназначались для наблюдения заходов Солнца в дни летнего и зимнего  солнцестояний. Два трилита использовались для наблюдений Луны. Проёмы внешней  колоннады делали их более точными и совершенными. Луна движется по  зодиакальным созвездиям вдоль эклиптики так, что оказывается то выше неё (до 5°),  то ниже. Это называется «высокая и низкая Луна». Закаты Луны, максимально  удалённой от эклиптики к северу и югу, просматривались через один трилит, но через разные арки колоннады. В дни, когда Луна пересекает эклиптику, возникает возможность лунного или  солнечного затмения. Чтобы предупреждать об этой «опасности», и был построен  Стоунхендж, оказавшийся не только обсерваторией­календарём. Согласно гипотезе  Джеральда Хокинса, он использовался и в качестве некоей «вычислительной  машины», позволявшей следить за приближением Луны к эклиптике и предсказывать  солнечные и лунные затмения.  9 Кроме того, лунные затмения могли происходить и осенью. Каждый раз этому  предшествовало совпадение точки восхода Луны с определённым камнем внешнего круга. Интервал, через который она вновь должна будет оказаться в этой точке, составляет 18 лет. Через три цикла — это почти 56 лет. Вероятно, именно для этого они и служили: пользуясь лунками, можно было предсказывать наиболее «опасные» моменты при сближении Солнца и Луны.  10 4) АСТРОНОМИЯ НА РУСИ Все известные источники содержат очень скудную информацию о том,  насколько хорошо древние славяне знали звёздное небо. Причины этого в общем  понятны. Почти полгода небо на Руси закрыто облаками и туманами. Кроме того, в  летнее время ночи очень светлые. И наконец, славяне долгое время были изо­ лированы от народов, накопивших богатый наблюдательный материал. Прежде всего  речь идёт о греках и римлянах, от которых восприняли свои представления о  звёздном небе кельты и германцы. Кочевые же народы, хорошо знавшие звёзды, часто  со славянами воевали. Большая и Малая Медведицы с Полярной Звездой в славянской народной  традиции назывались: «Ковш», «Лось», «Сохатый», «Воз», «Телега», «Повозка» и т.  д. Названия «Лось», «Сохатый», по­видимому, пришли от угро­финских народов,  северо­восточных соседей древних славян, охота для которых была главным за­ нятием. «Телега», «Повозка», «Воз» пришли от древних германцев или были обшими  названиями для двух народов ещё в период глубокой древности (конец II — I  тысячелетие до н. э.), когда они не были ещё разделены. Полярную звезду славяне  представляли как «Кол», вокруг которого движутся звёзды. Впрочем, такое же  понимание было и у других народов. Весьма популярными у славян были Плеяды. Именовались они по­разному:  «Волосыны», «Волоса», «Стожары», «Волосожары» и т. д. Возможно, так  представлялся им бог Велес, или «скотий» бог. Плеяды, которые были видны только  зимой, отмечали как бы вынужденный простой в хозяйственной деятельности. Название «Стожары» происходит от слова «стог». Восточные славяне называли «стожаром» кол, воткнутый в землю, чтобы укрепить стог сена. Правда, возможна  обратная связь: когда уходят с небосвода Плеяды, наступает время выводить скот в  поле на выпас. В созвездии Ориона славяне обращали внимание на три центральные  звезды, так называемый Пояс Ориона, и устная традиция сохранила их название —  «Три плуга». Венеру славяне, как и другие народы, воспринимали как две звезды —  Вечернюю и Утреннюю: «Зарница», «Зарянка», «Денница» — Утренняя звезда;  «Вечерия», «Вечёрка» — Вечерняя. Есть у Венеры и «звериные» названия: «Волчья  звезда» — время вечернего выхода на охоту волка; «Воларина» (от слова «вол») —  время утреннего вывода скота на пастбище. Известны народные названия и других созвездий, но их давность определить  трудно. Славяне жили в основном в лесах и по берегам рек, которые давали массу  вспомогательных ориентиров по сторонам горизонта: по растениям, по рельефу местности, по направлениям ветров (по сезонам) и т. д. Они иначе воспринимали мир, чем, например, жители южных широт с их открытым небом и пространством пустынь и степей или народы, населявшие морские берега, которые использовали знания звёздного неба в навигационных целях. 11 5) ЗВЕЗДНАЯ НАУКА СТРАНЫ ПИРАМИД Примерно за четыре тысячелетия до новой эры в долине Нила возникла одна из  древнейших на Земле цивилизаций — египетская. Ещё через тысячу лет, после  объединения двух царств (Верхнего и Нижнего Египта), здесь сложилось мощное  государство. К тому времени, которое называют Древним царством, египтяне уже  знали гончарный круг, умели выплавлять медь, изобрели письменность. Именно в ту  эпоху были сооружены пирамиды. Тогда же, вероятно, появились египетские  календари: лунно­звёздный — религиозный и схематический — гражданский. Обитатели долины Нила, где нет настоящей зимы, делили год на три сезона,  которые зависели от поведения реки. Первый сезон — «ахет» (что в переводе с языка древних египтян означает «наводнение») — совпадал с разливом Нила. В то время, с  июля по октябрь, река затопляла низины. Следующий сезон, длившийся тоже около  четырёх месяцев, назывался «перет» (появление суши). Вода спадала, увлажни»,  землю и удобрив её илом; сезон начинался севом и заканчивался сбором урожая. С  марта со стороны Сахары полтора месяца дули иссушающие ветры, и наступал  последний сезон года, «шему» (отсутствие воды). С Нила, от которого зависела вся  жизнь египтян, и началась астрономия этой древней цивилизации. «Египет — это дар  Нила», — писал древнегреческий историк Геродот. Египетские жрецы­астрономы заметили, что незадолго до начала подъёма воды  происходят два события: летнее солнцестояние и первое появление Сириуса на  утренней заре после 70­дневного отсутствия на небосводе. Сириус, самую яркую  звезду неба, египтяне назвали именем богини Сопдет. Греки произносили это имя как «Сотис», К тому времени в Египте существовал лунный календарь из 12 месяцев по 29 или 30 дней — от новолуния до новолуния. Чтобы его месяцы соответствовали сезонам года, раз в два­три года приходилось добавлять тринадцатый месяц. Сириус «помогал» определять время вставки этого месяца. Первым днём лунного года считался первый день новолуния, наступавший после возвращения этой звезды. Такой «наблюдательный» календарь с нерегулярным добавлением месяца  плохо подходил для государства, где существовали строгий учёт и порядок Поэтому  для административных и гражданских нужд был введён так называемый  схематический календарь. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней с добавлением в конце года дополнительных пяти дней, т. е. содержал ровно 365 дней. Египтяне знали, что истинный год на четверть дня больше, чем введённый, и  достаточно добавить в каждом четвёртом, високосном, году вместо пяти  дополнительных дней шесть, чтобы согласовать его с сезонами. Но этого сделано не  было. За 40 лет, т. е. за жизнь одного поколения, календарь уходил вперёд на десять  дней, не на такую уж заметную величину, и писцы, управлявшие хозяйством, могли  без труда приспособиться к медленным изменениям дат наступления сезонов. 12 13 6) НАУКА МЕЖДУРЕЧЬЯ Месопотамия, или Междуречье, — это область на Ближнем Востоке, лежащая  по берегам двух больших текущих рядом рек, Тигра и Евфрата. На протяжении 3  тыс. лет, с конца IV тысячелетия до н. э. и до I тысячелетия н. э., здесь находился  центр цивилизации, культурное влияние которой простиралось от берегов  Средиземного моря на западе до Иранского нагорья на востоке и от Кавказских гор  на севере до Персидского залива на юге. Среди многочисленных достижений этой  цивилизации особое место занимает развитие астрономии. Как и все науки древности, за исключением уникальной древнегреческой, здешняя астрономия носила  преимущественно прикладной характер, изучая движение светил для аграрных и  религиозных нужд. Но именно накопленные месопотамскими учёными данные и  математические приёмы позволили Гиппарху и Птолемею заложить основы  астрономической науки. 7) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАЙЯ Подлинными интеллектуалами доколумбовой Америки принято считать  древних индейцев племени майя — «греков» Нового Света, обитавших в центральной Америке на полуострове Юкатан. Самые ранние сведения о них относятся к 1000 г.  до н. э. Жрецы­астрономы майя всю жизнь проводили в наблюдениях за небесными  светилами из своих монументальных каменных обсерваторий — караколей (раковин), расположенных в городах­государствах Тикале, Копане, Паленке, Чичен­Ице и др.  Они знали пять планет. У них были свои созвездия. От жрецов шли указания о начале  тех или иных сельскохозяйственных работ.Для подсечно­огневого земледелия майя  знания эти были крайне необходимы. В строго определённый день, указанный  жрецами, в густом тропическом лесу индейцы каменными топорами подрубали  деревья или кольцеобразно сдирали с них кору. Когда загубленные деревья  высыхали, их выжигали. Сделать это нужно было в самом конце сухого периода и без затяжек, чтобы не помешали продолжающиеся здесь пять—шесть месяцев подряд  тропические ливни. Затем образовавшиеся поля засевали семенами различных  растений. Ошибка в несколько дней могла стать роковой для всего цикла работ. Среди типичных обсерваторий майя особо выделялась своими размерами  караколь Чичен­Ииы в виде башни, поставленной на двухступенчатой прямоугольной платформе. Её небольшие окна смотрят на точки восхода и захода Солнца и Луны в  дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Календарь майя состоял из 13­дневной недели, 20­дневного месяца и 365­ или  366­дневного года. Он был самым точным календарём из всех существовавших.  Лишние сутки набежали бы в нём по сравнению с истинным годом только по  прошествии 10 тыс. лет. Для сравнения: календарь Юлия Цезаря давал ошибку в  сутки за 128 лет, наш современный — за 3 тыс. лет, календарь Омара Хайяма (XII в.)  — за 8 тыс. лет. 14 Однако в календаре важна не только точность, но и простота счёта високосных  годов. У майя был сплошной календарь.О хозяйственной направленности  астрономической науки майя говорят и названия их месяцев, например «сбор»  (уборка урожая кукурузы), «олень» (начало сезона охоты), «облачный» (наступление  сезона дождей) и т. д. Названия дней не были связаны с каким­либо видом работ. Это плод жреческой фантазии: «киб» (воск), «кавак» (буря), «ахав» (владыка). Жрецы  майя даже умели рассчитывать наступления солнечных и лунных затмений. Делая  вид, что они могут их контролировать, жрецы использовали свои знания, чтобы  держать народ в страхе и повиновении. Астрономия в их руках была инструментом  власти. 8) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЦТЕКОВ Обитавшие в центральной Мексике с XII по начало XVI в. воинственные ацтеки за свою агрессивную внешнюю политику были прозваны «римлянами» Нового Света.  Но и они особое внимание уделяли наукам, в том числе астрономии. Для нужд земледелия аптеки, используя полученные от предшественников  знания, выработали точную календарную систему. В её основе лежал 52­летний  лунно­солнечный цикл (нечто вроде нашего понятия «век»). В конце цикла, по их  представлениям, могла произойти мировая катастрофа (солнечное затмение?)  уничтожающая всё живое. Чтобы этого не случилось, необычайно торжественно, с  принесением человеческих жертв, проводился обряд Нового Огня. В последние пять  «несчастных» дней 52­го года цикла ацтеки запирались в домах, гасили все огни и  ждали рассвета первого дня нового цикла, чтобы зажечь Новый Огонь. Женщинам и  детям категорически запрещалось выходить в эти дни из дома, чтобы их не похитили  злые духи. Ацтекский год делился на 18 месяцев по 20 дней. В конце года к ним  прибавлялись уже упоминавшиеся «несчастные» дни. Не только каждый месяц, но и  каждый день имел своё название: первый день — «аллигатор», второй — «ветер»,  третий — «дом» и т. д. Помимо этого, у ацтеков существовали названия для каждого часа дня и ночи. Они были связаны с именами богов. 15 9) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНКОВ Наиболее важным небесным объектом легендарные инки, которые проживали в  гористых районах Перу, Чили и Эквадора в XII — начале XVI вв., считали Млечный  Путь — Майя (Небесную Реку). Именно на нём, по их представлениям, расположены  все более или менее значимые объекты небосвода. Небесная Река продолжалась на  земле в виде Вильканоты — земной реки, текущей близ столицы инков, города Куско. На Млечном Пути инки выделяли не столько созвездия, сколько пятна  межзвёздной пыли — угольные мешки, виднеющиеся на нём тёмными силуэтами. Эти «чёрные созвездия» носят названия животных. Поднимаясь из­за горизонта, они как  бы преследуют друг друга. А вот эклиптика и зодиак древнеперуанским астрономам,  видимо, известны не были. Солнце было главным объектом поклонения инков: с ним олицетворялся  верховный правитель их государства — Великий Инка. В древнем Куско на гребне горы стояли каменные столбы, позднее  разрушенные конкистадорами. Их было 8, а может быть, даже 16. Одна половина  возвышалась над западной, а другая половина — над восточной частью города. По  этим столбам, ведя наблюдения из главного храма города, жреиы наблюдали точки  восхода и захода Солнца в дни равноденствия и солнцестояния. У инков был ещё один тип «обсерваторий» — интиуатана, т. е. «место, где  прикреплено, привязано Солнце», или «солнечный причал». Интиуатаны высекались в скалах. Посреди «причала» располагался каменный столбик — гномон. По его тени  можно было определить, «который час». Дважды в году (когда Солнце оказывалось в  полдень точно в зените) этот столбик совсем не отбрасывал тени и мог служить  своеобразным календарём. Кроме 12 месяцев по 30 дней в году инков были ещё 5 (а в високосный год —  6) заключительных дней, отводимых на праздники. Астрономическая система древних перуанцев служила своим создателям не  хуже астрономии майя или египтян. Как и повсюду в древности, она определяла,  например, сроки полевых работ. Время их начала и завершения указывалось жрецами с точностью до дня. А важнейших сельскохозяйственных работ здесь насчитывалось  не менее 18 видов (!). Продолжались они от полутора­двух недель до двух с полови­ ной месяцев и охватывали весь год. 16 10) КИТАЙСКАЯ АСТРОНОМИЯ О древней китайской астрономии в Европе почти ничего не знали, как не знали  и о самой стране, лежащей где­то на Дальнем Востоке. Да и сами китайцы о других  странах знали мало, им казалось, что их страна лежит в центре мира. В  представлении китайцев Небо и Земля были тесно связаны. Небом правит Бог, а  страной — император (Сын Неба). Отсюда следовало, что за движением небесных  светил надо следить и вовремя докладывать императору. Придворные астрономы  должны были вести наблюдения и предупреждать о необычных явлениях. Самым  важным достижением древней китайской астрономии было создание календаря.  Первые упоминания о нём относятся к III тысячелетию до н. э. Сначала календарь  был лунный.. К 350 г. до н. э. учёным стало известно, что продолжительность  солнечного года составляет 365,25 суток, а лунного месяца — 29,5 суток  В нём годы объединены в циклы по 60 лет. Знаки 12 животных служили для обозначения  «земных ветвей» цикла. Этот календарь и сейчас используется в Восточной и Юго­ Восточной Азии. Он учитывает полный оборот Юпитера по небесной сфере примерно за 12 лет (11,86). За основу более значительного цикла принято 60 лет, т. е.  приблизительно два оборота по небесной сфере Сатурна (29,58 года). За это время  Юпитер совершает около 5 оборотов. В 60­летнем цикле каждое животное  встречается 5 раз (раз в 12 лет), а для различия годов служит цветовая символика.  Новый год приходится на январское или февральское новолуние (в промежутке от 21 января до 20 февраля), Циклический календарь существует свыше 2600 лет — это  самая древняя в мире система летосчисления. Развитие календаря связано с выдающимся астрономом Чжан Хэном (78—139). Ему также принадлежит труд «Строение Вселенной», где говорится, что только в  северном полушарии неба находится 2500 звёзд, расположенных в 124 созвездиях. Чжан Хэн создал армиллярную сферу, с  помощью которой определялись экваториальные координаты светил. Самый древний  каталог звёзд относится к 360 г. до н. э. Его составил Ши Шень. В списке 122  созвездия с 809 звёздами. К сожалению, на звёздных картах все звёзды показаны оди­ наковыми точками независимо от их блеска, и их трудно отождествить. В Древнем Китае было много изобретений, среди них — гномон, компас,  солнечные и водяные часы и др. Гномон использовался для определения наклона  экватора к эклиптике. Ценными для науки оказались китайские летописи, в которых  сообщалось о солнечных и лунных затмениях, появлении комет, вспышках новых  звёзд, солнечных пятнах и т. д. Например, в 1302 г. до н. э. описано наблюдение  протуберанцев во время солнечного затмения. Или отмечено появление комет в  989,1066,1145 и 1301 гг. (это была комета Галлея, как выяснилось позднее). Наконец, наблюдалась вспышка сверхновой звезды в Тельце в 1054 г. Описание этого явления,  породившего Крабовидную туманность, найдено только в китайских летописях:  звезда­«гостья» появилась в июне 1054 г. Она была видна даже днём и исчезла через  два года — в 1056 г. Наблюдались вспышки и других звёзд. Нужно отметить, что в  тот период, кроме китайцев, никто не вёл астрономические наблюдения. В Средние века и позднее китайская астрономия начала испытывать влияние  европейской цивилизации. Она перестала быть изолированной. 17 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ На мой взгдяд, работа решила стоящие передо мной задачи.   ­ Стимулирует  интерес к астрономии и науке в целом .  ­ Содействовать лёгкому восприятию творческих аспектов астрономии,  которые представляют собой бесценный общий ресурс для всех стран.  ­Раскрывает образовательную и общекультурную роли астрономии. Я  убежден в том, что реализация такого рода проектов может сыграть  чрезвычайно важную роль, в частности, в повышении информированности  обучающихся в истории астрономии, для устойчивого развития этого интереса, в  содействии расширению доступа к фундаментальным научным знаниям  универсального значения благодаря живому интересу к астрономии, в оказании  поддержки преподаванию научных дисциплин в школах, а также  содействие  обеспечению научной грамотности людей. И в заключении я хочу процитировать Ломоносова:  «Красота, важность, обширность, величие астрономии не только  возвышают дух мудрых, возбуждая их пытливость и усердие, не только  прельщают умы граждан, просвещенных и находящих отраду в науке, но и  необразованную толпу приводят в изумление». 19 Список литературы: 1)   Б. A. Воронцов­Вельяминов «Астрономия» 2)   Я.И. Перельман «Занимательная астрономия» 3)   Г.С. Калинова, Н.В. Шкарбан, Р.Г. Иванова, Е.К. Страут, Л.П. Краснокутская  «Естествознание 5» 4)   М.Ю. Шевченко «Школьный астрономический календарь на 2015/2016 учебный год. 5)   Гурштейн А.А. – Извечные тайны неба: Книга для учащихся. – 2­е изд.,  перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с. 6)   Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – 2­е изд., испр.­ М.: Аванта+,  2000. – 688с. 7)   Астрономия в древности [Электронный ресурс] //Astronomy portal. – Режим  доступа: http://astroportal.jino­net.ru 8)   Гирин Ю. История астрономии: даты, биографии, труды [Электронный  ресурс] //История астрономии. – М.: 2006. 9)   Наука астрономия [Электронный ресурс]// ASTRONOMY. – Режим доступа:  http://www.space.vsi.ru/frame.htm 20

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии

История астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2018
Посмотрите также: