План урока в 8 классе.
«История чисел и системы счисления»
Цель урока: Познакомить учащихся с непозиционными и позиционными СС»
Задачи:
Образовательные компетентности
1) Дать представление о кодировании числовой информации;
2) Дать определение понятиям «система счисления» (СС – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.), «Цифры» (Знаки используемые при записи чисел)
3) Познакомиться с разнообразием СС, которые существовали раньше и используются в наше время.
4) Классифицировать СС на позиционные и непозиционные.
5) Дать определение понятиям алфавит СС (все цифры в данной СС используемые для записи чисел), основание СС (количество знаков в алфавите СС).
Развивающая компетенция
6) Развитие познавательной деятельности при частично-поисковом изучении нового материала, совершенствование навыков поиска в сети Интернет
Воспитательная
7) Развитие творческой активности, коммуникативности.
Теоретические основы урока.
Система счисления - знаковая система, в которой числа записываются при помощи символов некоторого алфавита (цифр).
Системы счисления бывают: позиционные и непозиционные.
Непозиционные системы счисления - значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Пример - римская система счисления.
Позиционные системы счисления - значение цифры зависит от ее позиции в числе. Пример - современная система записи чисел.
Основание системы - мощность алфавита знаковой системы. Разряд - позиция цифры в числе.
Свернутая форма записи числа - привычная форма записи числа цифрами.
Развернутая форма записи числа - сумма слагаемых, каждое из которых является произведением цифр на степени основания.
Этапы урока:
I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка тетрадей к работе) – 2 мин.
II. Объяснение нового материала.
1. Актуализация. – 8 мин.
Слайд 2 (ответы учащихся основанные на имеющихся знаниях)
Учитель напоминает, что число - один из основных видов информации, и вводит понятие системы счисления.
Рассмотрим примеры (Деление систем счисления на позиционные и непозиционные на простых примерах - современная система счета и римская система счисления).
Пример 1.
XXX = 10+ 10+ 10 (Х-10)
III = 1 +1 +1 (I -1)
Пример 2.
Сравни IV и VI.
IV= 5 - 1 = 4, VI
= 5 + 1 = 6,
в обоих случаях V - 5, I - 1.
Пример 3.
333 = 300 + 30 + 3
Пример 4.
Сравни 12 и 21.
12=10 + 2, 21=20+1
Ответим на вопросы
1. Какую величину обозначает цифра 5 в числах 153, 534, 2465?
2. Число состоит из трех десятков и трех единиц. Запишите его в римской системе счисления. (XXXIII), теперь сравните с числом 33 в десятичной СС
2. Основная мысль темы – 12 мин. (Самостоятельный вывод и поисковая деятельность учащихся. Затем зачитывание лучшего результата поиска. После чего просмотр слайдов презентации).
По проделанным заданиям сделайте вывод. Обсудите его по парам, найдите единое мнение: Все СС делятся на позиционные и непозиционные.
Запишите его в тетрадь в форме схемы.
Теперь разделитесь по 2 человека, сядьте за ПК. С помощью учебника и сети Интернет заполните схему максимальным количеством примеров.
3. Позиционные системы счисления. – 5 мин. (стр. 124 – 125 § 17)
Рассмотрим особенности позиционных систем счисления на примере десятичной системы счисления, введём понятие развернутой и свернутой форм записи.
План рассмотрения может быть таким:
- алфавит системы счисления (цифры);
- пример числа в свернутой и развернутой форме;
- значение числа в 10 с.с.
Десятичная система счисления:
алфавит - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
2548,4 = 2000 + 500 + 40 + 8 + 0,4 =
= 2 • 103 + 5 • 102 + 4 • 101 + 8 • 10° + 4 • 10-1
Знакомство с другими позиционными СС. - 3 мин.
Систематизация по учебнику, образец таблица стр. 125
III. Закрепление и повторение. - 6 мин.
- Что такое система счисления?
- В чем отличие позиционных и непозиционных систем счисления? Приведите примеры.
- Число состоит из четырех сотен и двух единиц. Запишите его в римской и десятичной системах счисления.
- Во сколько раз изменится значение цифры при перемещении ее на один разряд влево? на два разряда влево? на один разряд вправо? на два разряда вправо?
IV. Оценивание работы - 2 мин.
Сначала ученик ставит себе оценку сам, затем класс говорит, согласен ли с такой оценкой и итоговую оценку ставит учитель, ведя в своей тетради отметки в виде «+» и « - » на всех этапах работы учащихся. 1
V. Домашнее задание. - запись и объяснение – 2 мин.
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.