История нашей улицы
Цель:
· Систематизировать знания детей о родном городе.
· Познакомить с историей возникновения названия улицы.
· Способствовать развитию коммуникативных способностей, учащихся во время подготовки и проведения мероприятия.
· Дать возможность “увидеть” изменения облика улицы.
· Развивать устную речь учащихся, память, творческое мышление.
· Расширять кругозор, углублять словарный запас.
· Обучать поиску и отбору информации.
· Воспитывать чувство патриотизма, нравственности, гражданские чувства, любовь к родному городу, улице, дому.
Задачи:
- собрать максимум информации об истории названия улицы Куйбышева, на которой находится гимназия, используя различные источники;
- систематизировать материал, проанализировать;
- пробудить интерес и уважение к прошлому и настоящему своей «Малой Родины»:
Ход занятия
1. Вступительная беседа
Звучит песня Юрия Антонова «Есть улицы центральные»
Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в наших городах. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?
Улицы - немые свидетели и хранители истории наших городов. Названия улиц о многом могут рассказать сведущему человеку. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.
Наука, изучающая географические названия, называется топонимикой. Она происходит от двух греческих слов: «topos» - место и «onyma» - имя, название.
Представьте себе на мгновение, что все географические названия исчезли с карты, из нашей жизни. Что тогда произойдёт? Жизнь практически остановится. Человек не сможет назвать нужный ему объект, определить точно, где он находится. Остановится транспорт, не смогут нормально функционировать почта, телеграф. В современной жизни мы уже не можем нормально существовать без географических названий. Однако у топонимов есть и другая ценность. Они могут рассказать нам много интересного о жизни наших предков: когда и как заселялась территория, как осваивали землю, чем занимались, какая была природа. Есть названия, которые рассказывают о торговле, культурных связях. У каждого есть своя история, своя судьба.
Географические названия зачастую служат серьёзным дополнением к далеко не безупречным и не полным по документальным свидетельствам о веках давно минувших. Поэтому топонимику нередко называют «языком земли». Ей доверили хранить память о себе давно прошедшие эпохи, исчезнувшие народы и культуры. И она свято и честно сохранила и пронесла эту память через великие переломы.
Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны!
ГОРОД- ДОРОГ
Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
Названия многих улиц – это страницы истории нашей страны, нашего города. Что же такое улица? (“улица” в словаре Ожегова)
1. В населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Узкая, широкая у. Главные улицы города. Оказаться на улице.
2. Пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом. Улицы – это лицо любого города, его своеобразный внутренний мир. Каждая улица по-своему уникальна, неповторима. Их отличия – памятники культуры, парки, скверы, дома необычной постройки, детские сады, школы.
Есть много
улочек и улиц
На пальцах их не перечесть
У каждой свое имя есть,
В честь выдающихся людей
Дают им имена
Вот например –
Артема, Ленина, Ткаченко,
Кольцова, Туполева и Скляренко
И множество других.
А среди них еще одна,
Родная школа здесь, и близкие друзья
Ну и конечно же любимые учителя.
Наш общий дом – наша гимназия находится на улице Куйбышева. Но что же мы знаем об этой улице?
2. Погружение в тему классного часа
2.1 ИСТОРИЯ:
В начале 19 века земли, на которых ныне расположен Куйбышевский район Донецка, принадлежали помещице Смоляниновой. В середине века их выкупил английский предприниматель и инженер, представитель Новороссийского общества и основатель рабочего поселка Юзовка – Джон Джеймс Хьюз. В 70х годах 19 века на территории теперешнего Куйбышевского района Донецка был основан первый рабочий поселок, который получил название Смолянка в честь помещицы Смоляниновой, владейвшей этими землями долгое время. Поселок располагался вокруг шахт по добыче каменного угля. Со временем поселок значительно увеличился в размерах, вокруг него были основаны другие рабочие поселки, которые вошли в состав города Юзовка, переименованного в город Сталино в начале 20 века. В 1937 году был издан указ об основании шести районов Донецка, в том числе и Куйбышевского района города Сталино. В связи с разоблачением культа Сталина город Сталино был переименован в Донецк, а вот район сохранил свое название, как и сохранили свое название, пусть и не совсем официальное, бывшие рабочие поселки.
Улица Куйбышева - одна из главных улиц города Донецкая. Расположенна между улицей Артема и улицей Ивана Ткаченко. Улица Куйбышева находится на территории трех районов Донецка: начинается в Ленинском районе, от улицы Ивана Ткаченко, далее проходит территорию Куйбышевского района и завершается в Киевском районе у улицы Артема. Протянулась в юго западном направлении. Длина улицы составляет около девяти километров. Застройка улицы - преимущественно многоэтажки.
Улица названа в честь Куйбышева. А кто же такой Валериан Владимирович Куйбышев ?
Валериан Владимирович Куйбышев (1888–1935) — советский государственный и партийный деятель, один из организаторов и политических руководителей Красной Армии, участник составления народнохозяйственных планов первой и второй пятилеток.
О том, что В. В. Куйбышев был музыкально одарен, любил Пушкина, Лермонтова и Некрасова, декламировал их и сам с детства писал стихи, нередко упоминается в биографической литературе о нем.
Валериан Владимирович любил свою мать, при каждой возможности, часто из тюрем и ссылок, писал ей. А в одном письме прислал такое стихотворение:
Откуда, ласточки, вы быстро так летите?
Быть может, вы покинули край родины моей?
Ну что она? Но что же вы молчите?
Скажите же вы мне хоть что-нибудь о ней!
Быть может, ласточки, вы около летали?
Ну что мой дом?
Скажите мне хоть что-нибудь о нем…
Все так же милая, любимая мной мать
В слезах меня все поджидает?
О, как бы я хотел скорей ее обнять!
О, скоро ли мгновенье то настанет?
Совершенно иным предстает Валериан Владимирович в стихотворении “Лунная ночь”, написанном им в ссылке, в селе Тутуры Иркутской губернии:
Полночь. Снежинок кристаллы пушистые
Тихо и плавно летят.
Ветви деревьев, красиво волнистые, Снегом одетые спят.
Сказка кругом. И как в сказке мне грезится — Вот-вот из лунных лучей,
В снежную тэту одетая, явится Греза — царица ночей.
Валериан Владимирович был всесторонне развитым и одаренным человеком. Он писал стихи, прекрасно пел, аккомпанируя себе на мандолине, был очень грамотным экономистом. Его портрет был изображен даже на почтовых марках
Большая честь выпала нашей гимназии – быть построенной на улице, названой в честь такого человека. Наверно, и поэтому тоже в гимназии учатся такие талантливые дети.
2.2 Транспорт
Сейчас по улице курсирует много видов городского транспорта, в частности: автобусы № 32, 35, 37, 38б, 63; трамваи № 3, 4, троллейбус № 14 и некоторые микроавтобусы.
2.3 Игра «Показуха»
Предлагаю вам немного пофантазировать. Мы поделимся на 3 команды. Я раздам каждой фотографии улицы в разные времена, а вы – будете изображать транспорт , который ездил в то время. Задача соперников – назвать виды транспорта или средства передвижения.
1 команда.
2 команда.
3 команда.
Молодцы ребята, вы прекрасно поработали. Ну что, продолжим соревнование?
Сегодня улица заасфальтирована, вдоль нее разбиты цветники и аллеи. Чтобы улица выглядели достойно, уютно, красочно, много людей работают не покладая рук. А сейчас каждая команда должна показать профессии людей, которые трудятся на благо нашей улицы. Команды соперников должны назвать профессию. За каждую профессию – 1 балл.
2.4 Творческое задание
Каждой команде надо сочинить стихи об улице (работа в группах) одно четверостишье. Например: Каждому ребенку
Улица мила.
То время золотое
Запомню навсегда.
Каждой команде для этого дается 5 минут. Команда, которая справится с заданием первой – получит дополнительный балл.
Слушаем стихи детей.
Я хочу прочесть стих Раисы Сарби
Наша
улица
Словно улей, наша улица с утра,
И летит пчелиным роем детвора,
Скачет мяч, взлетает с крыши вертолёт
Наша улица от нас не отстаёт.
То на речку за околицу бежит,
То на солнышке с ребятами лежит.
А под вечер — лишь утихнет шум и гам
Всех ребят она
проводит по домам.
И доносится из каждого двора
До свиданья!
До свиданья!
До утра!
Доброй ночи! — говорит она в ответ
И сама во всех окошках гасит свет.
Пора подводить итоги: победила команда… Приз команде – победителю: песня.
Звучит песня «Родная улица моя»
3. Рефлексия
Какие
чувства вы испытывали сегодня на нашем уроке?
Что понравилось и заинтересовало?
Кто был, по вашему мнению, самым активным?
Чьи мысли и высказывания были самыми интересными?
Что нового для себя открыли?
Так за каждым названием улицы, местечка стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.
Улицы нашего города – это наша история, к которой мы должны относиться бережно, создавать её так, чтобы потомкам не было за нас стыдно!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.