Спецификация итоговой контрольной работы
по родному языку(русскому) в 8 классе
1. Назначение работ.
Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по предмету «Родной русский язык», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документ, определяющий содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень.
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с нормативным документом.
Намеченный в ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.
4. Характеристика структуры и содержания диагностической работы
Количество вариантов - 2
Количество заданий в каждом варианте - 18.
Распределение заданий по уровню сложности:
- заданий базового уровня – задания части А
- заданий повышенного уровня – задания части В
- заданий высокого уровня – задание части С
Таблица 1. Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Тип заданий |
Часть А |
16 |
16 |
Один верный ответ из четырех предложенных |
Часть В |
3 |
6 |
С кратким ответом |
Часть С |
1 |
13 |
Развернутый ответ |
Итого |
18 |
35 |
|
5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский родной язык» представлено в таблице.
Содержательные разделы |
Количество заданий |
Максимальный балл |
Фонетика |
1 А1 |
1 |
Лексика |
1 А10 |
1 |
Морфемика |
2 А2, А3 |
2 |
Морфология |
1 А4 |
1 |
Орфоэпия |
1 А11 |
1 |
Синтаксис |
5 А5-А7, А12, В1-В3 |
10 |
Орфография |
1 А9 |
1 |
Пунктуация |
1 А8 |
1 |
Текст |
2 А13- А16 |
4 |
6. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится 40 минут.
7. Система оценивания.
Промежуточная аттестация по русскому в 8 классе состоит из вопросов и заданий трех уровней.
Часть А – базовый уровень, часть В – повышенный уровень, часть С- высокий уровень.
Первый уровень вопросов (А) – самый простой. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части - 16 баллов. На выполнение части А – отводится 5-10 минут. К заданиям А5, А6, А13, А14, А15, А16 предлагается 3 варианта ответа, в остальных случаях 4. Учащийся должен указать один верный ответ.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется по 2 балла. Максимальное количество баллов – 6. Примерное выполнение задания 15 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений. Задание части С оценивается максимум 13 баллами. Время выполнения части С – 15-20 минут.
Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 35 баллов.
Шкала оценивания
35-34 баллов – отметка «5»;
34-26 баллов – отметка «4»;
25-18 баллов – отметка «3»;
18 баллов и ниже – отметка «2».
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания |
Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
|
Работа соответствует теме и заданию |
1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания |
0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
|
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения |
2 |
Допущена одна логическая ошибка |
1 |
Допущено более 1 логической ошибки |
0 |
Точность и выразительность речи |
2 |
Однообразие грамматического строя речи |
1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи |
0 |
Грамотность |
|
Соблюдены орфографические нормы |
2 |
Допущено 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов |
13 |
7. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по родному русскому языку
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: ВО - выбор ответа, КО – краткий ответ, РО - развернутый ответ. Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
№ задания |
Обозначение задания в работе |
Проверяемое содержание |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за задание |
Примерное время выполнения задания (мин.) |
А1 |
ВО |
Умение выполнять морфемный разбор слов |
Б |
1 |
1 |
А2 |
ВО |
Умение находить части слова |
Б |
1 |
1 |
А3 |
ВО |
Уметь определять способы образования слов |
Б |
1 |
1 |
А4 |
ВО |
Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы |
Б |
1 |
1 |
А5 |
ВО |
Уметь находить грамматическую основу предложения |
Б |
1 |
1 |
А6 |
ВО |
Уметь находить обособленное приложение |
Б |
1 |
1 |
А7 |
ВО |
Уметь находить пунктуационные ошибки |
Б |
1 |
1 |
А8 |
ВО |
Уметь находить словосочетания |
Б |
1 |
1 |
А9 |
ВО |
Уметь находить слова с одной и той же буквой |
Б |
1 |
1 |
А10 |
ВО |
Уметь определять лексическое значение слов |
Б |
1 |
1 |
А11 |
ВО |
Уметь правильно расставлять ударения в словах |
Б |
1 |
1 |
А12 |
ВО |
Уметь определять вид связи в словосочетании |
Б |
1 |
1 |
А13 |
ВО |
Уметь составлять связный текст |
Б |
1 |
1 |
А14 |
ВО |
Уметь правильно использовать слова в тексте |
Б |
1 |
1 |
А15 |
ВО |
Уметь определять тип речи |
Б |
1 |
1 |
А16 |
ВО |
Уметь определять стиль речи |
Б |
1 |
1 |
В1 |
КО |
Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетании |
П |
2 |
3 |
В2 |
КО |
Уметь определять тип сказуемого |
П |
2 |
3 |
В3 |
КО |
Уметь определять синтаксическую роль слов в предложении |
П |
2 |
3 |
Демонстрационный вариант
Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации
по родному русскому языку в 8 классе
Вариант 1
Фамилия, имя учащего(ей)ся_______________________ Дата проведения______________
А1. В каком слове есть гласный звук [о]?
А) родные Б) радость В) отказ Г) шелковый
А2. В каком слове есть суффикс -ан- ?
А) разбросаны Б) рваный В) кожаный Г) ванная
А3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход Б) завхоз В) полнота Г) насухо
А4. Найдите среди данных примеров сочинительный союз.
А) чтобы Б) зато В) за то Г) будто
А5. В каком примере грамматическая основа определена неверно?
А) Останемся ещё на один день. Б) У меня нет лыж. В) Много песен сложено о любви.
А6. Подчеркните номер предложения, соответствующего следующей характеристике (знаки препинания не расставлены): простое, осложненное обособленным приложением.
А) Человек настроения он мог обидеться из-за любой шутки.
Б) Отодвинув штору он увидел в полутьме сад.
В) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
А7. Укажите вариант со словосочетанием:
А) серебрист и светел Б) самый веселый В) очень извилистый Г) несмотря на задержку
А8. Сколько запятых пропущено во всех предложениях задания №6?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) се…щийся, стел…щийся, та…щий, бор…щийся,
Б) отр…сли волосы, разг…ралась, отр…сль, к…снулся,
В) засветл…, говорить общ…, лаб…ратория, девяност…летний.
Г) ороша…мый, обид…вший, постро…нный, увид…в.
А10. Какое из перечисленных слов имеет значение «возникающий вследствие внутренних причин, самопроизвольный»?
А) фатальный Б) формальный В) фанатичный Г) спонтанный
А11. Значение какого слова меняется в зависимости от места ударения?
А) оптовый; Б) картон; В) атлас; Г) квартал.
А12. Найдите ошибку в управлении
А) рецензия на спектакль; Б) отдых в Альпах; В) оперировать с фактами; Г) отзыв о книге.
А13. Выберите вариант правильного порядка предложений, чтобы получился текст.
(1) Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен, достаточно маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек. (2) Потратив уйму времени и сил на изучение “заумных” орфографических правил и исключений, я задумался: почему не договориться писать «как слышится»? (3) (….) не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. (4) Это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым.
А) 1, 2, 3, 4 Б) 2, 3, 4, 1 В) 2, 4, 3, 1
А14. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении из задания 13.
А) и только Б) к тому же В) однако Г) тем не менее
А15. Определите тип речи воссозданного текста из задания 13.
А) рассуждение Б) описание В) повествование
А16. Определите стиль текста из задания 13.
А) публицистический Б) художественный В) научный
В1. Определите главное слово в словосочетании: пятеро студентов. Ответ запишите. Ответ:________________________________________________________
В2. Определите тип сказуемого в данном примере: Он вышел из себя. Ответ запишите.
Ответ:______________________________________________________________________________
В3.Определите синтаксическую роль выделенного слова в предложении: Больной попросил дать ему воды.
Ответ:_______________
С1.Напишите (3-5 предложений) о том, какого человека можно назвать грамотным.
Ответ:____________________________________________________________
Демонстрационный вариант
Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации
по родному русскому языку в 8 классе
Вариант 2
Фамилия, имя учащего(ей)ся_____________________Дата проведения_______________
А1. Найдите ошибочное утверждение
А) В слове ЮЖНАЯ есть звук [У] Б) В слове СГИБАТЬ – происходит озвончение
В) В слове ЕСТ два согласных звука. Г) В слове МЁД произносится гласный [О]
А2. Укажите слово, в котором есть нет суффикса –ин-.
А) львиный Б) свиной В) мышиный Г) пчелиный
А3. Определите способ словообразования слов переход:
А) приставочный Б) суффиксальный В) бессуффиксный Г) приставочно-суффиксальный
А4. В каком варианте выделенным словом является наречие?
А) (на)удачу рассчитываю Б) (в) открытую говорил В) ( в) ширь полей степных Г) (с) начала весны.
А5. В каком примере грамматическая основа определена неверно?
А) Будем подбрасывать дрова в огонь. Б) На небе солнце большое, горячее. В) Посетителей в коридоре нет.
А6. Подчеркните номер предложения, соответствующего следующей характеристике (знаки препинания не расставлены): простое, осложненное обособленным приложением.
А) Друзья мои прекрасен наш союз.
Б) Глухая беззвучная накроет тебя тишина.
В) Мы ребятишки рады были дождю.
А7. Укажите вариант со словосочетанием:
А) накрапывал дождь Б) самый умный В) прическа каре Г) братья и сестры
А8. Сколько запятых пропущено во всех предложениях задания №6?
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5
А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) увелич..те число, сем…сот, воз…меш…, навзнич…,
Б) впоследстви…, н..где взять, подкле…в книгу, пр..зреть сироту;
В) отправлен…о, гружен…ый песком, мчаться бешен…о, кожан…ый;
Г) смешное врем…чко, под брем…нем, горош…нка , н…откуда ждать;
А10. Какое из перечисленных слов имеет значение «лишенный соразмерности частей и деталей, сделанный грубо, безвкусно»?
А) хилый Б) громоздкий В)неудачный Г) плохой
А11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) баловАть В) на доскУ
Б) взятЫ Г) дАвнишний
А12. Укажите неправильную форму употребления существительного с предлогом:
A) Наперекор судьбе. Б) Согласно решения. В) Навстречу опасностям. Г) Вопреки ожиданиям.
А13. Выберите вариант правильного порядка предложений, чтобы получился текст.
(1) Японские нейрофизиологи, введя в мозг тончайшие световоды, воочию увидели: нервные клетки действительно «шевелятся» - совершают движение наподобие амёб. (2)Тема мозга неисчерпаема. (3) И чем напряженнее работа мысли человека, тем это движение живее (4) (….), оказывается, выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл.
А) 1, 2, 3, 4 Б) 3, 4, 2, 1 В) 2, 4, 1, 3
А14. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении из задания 13.
А) потом Б) может быть В) так Г) благодаря этому
А15. Определите тип речи воссозданного текста из задания 13.
А) описание Б) рассуждение В) повествование
А16. Определите стиль текста из задания 13.
А) публицистический Б) художественный В) научный
В1. Определите главное слово в словосочетании пяти учеников: Ответ запишите.
Ответ:______________________________
В2. Определите тип сказуемого в данном примере: Он будет долго вспоминать о былом. Ответ запишите.
Ответ:________________________________________________________________________
В3. Определите синтаксическую роль выделенного слова в предложении: Коллекционировать кукол - моё хобби
Ответ:_________________________________________________________
С1.Напишите (3-5 предложений) о том, какого человека можно назвать грамотным.
Ответ:____________________________________________________________
Ключи
№ задания |
Ответ |
Максимальный балл за задание |
Вариант 1 |
||
А1 |
Г |
1 |
А2 |
В |
1 |
А3 |
Г |
1 |
А4 |
Б |
1 |
А5 |
Б |
1 |
А6 |
А |
1 |
А7 |
В |
1 |
А8 |
Г |
1 |
А9 |
Г |
1 |
А10 |
Г |
1 |
А11 |
В |
1 |
А12 |
В |
1 |
А13 |
В |
1 |
А14 |
Б |
1 |
А15 |
А |
1 |
А16 |
А |
1 |
В1 |
Студентов |
2 |
В2 |
Простое глагольное сказуемое |
2 |
В3 |
дополнение |
2 |
2 вариант |
||
А1 |
В |
1 |
А2 |
Б |
1 |
А3 |
В |
1 |
А4 |
Б |
1 |
А5 |
В |
1 |
А6 |
В |
1 |
А7 |
В |
1 |
А8 |
Д |
1 |
А9 |
А |
1 |
А10 |
Б |
1 |
А11 |
А |
1 |
А12 |
Б |
1 |
А13 |
В |
1 |
А14 |
В |
1 |
А15 |
Б |
1 |
А16 |
А |
1 |
В1 |
Учеников |
2 |
В2 |
Составное глагольное сказуемое |
2 |
В3 |
подлежащее |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.