Итоговая контрольная работа предусматривает проверку основных знаний перед Единым государственным экзаменом и направлена на выявление "слабых мест" в подготовке. Для проверки умения понимать текст предусмотрен диктант. Это вариативная часть задания. Диктант пишется только после выполнения основной части.
Форма диктанта выбрана не случайно: даже самое хорошее тестирование не отражает истинное владение языком - это показывают результаты Тотального диктанта. Предложены 6 вариантов заданий, одинаковых по форме, но разных по содержанию. Данный материал будет апробирован на студентах Смоленского политехнического техникума как итоговая аттестация по русскому языку.Итоговая контрольная работа по русскому языку для студентов профессиональных учреждений по дисциплине ОУД. 01 Русский язык. Данная работа может использоваться как тренировочные варианты для подготовки к итоговой аттестации.
итоговая контрольная работа.docx
1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный звук:
1) щавЕль; 2) красивЕе; 3) тортЫ; 4) взЯла.
Обязательная часть
В1
2. В каком предложении вместо слова ЦАРСТВЕННЫЙ нужно употребить ЦАРСКИЙ?
1) ЦАРСТВЕННОЕ течение Волги поражает.
2) Она прошла мимо ЦАРСТВЕННОЙ походкой.
3) Это был поистине ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
4) На картине мастерски передана ЦАРСТВЕННАЯ стать сосен.
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) пятьюстами деревьями;
2) клади портфель;
3) килограмм апельсинов;
4) шесть солдатов.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
1) волнение не должно вас одолевать.
2) у вас должны быть конспекты.
3) часы бежали стремительно.
4) выучите сначала теорию.
5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь: готовиш.., мелоч.., багаж.., настеж..,
хорош.., замуж.., капает с крыш.., извлеч.., намаж..те.
6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
пр..отличный, пр..бавить, пр..морье, пр..открыть, пр..сечь, пр..красный, пр..чудливый,
пр..прятать, пр..возмочь, пр..бывать на отдыхе.
пре
при
7. Вставьте пропущенные буквы О – Ё после шипящих: алыч..вый, горяч.., сооруж..нный,
плющ..м, сгущ..нка, каблуч..к, одеж..нка, ч..рствый, стаж..р, береж..м.
8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
Н
НН
Кожа..ый, броше..ый, исписа..ый, соломе..ый, вяза..ый, груже..ый кирпичом, стари..ый,
муравьи..ый, консервирова..ый, исправле..ы.
9. В каком из примеров тип связи СОГЛАСОВАНИЕ:
1) поглощает и сковывает;
2) требует времени;
3) говорил тихо;
4) большое дело.
10. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не расставлены).
1) Очутившись на тротуаре выложенном голубоватыми каменными плитами он
остановился. 2) Низко нависло фиолетовое небо и серой пеленой затянулись дали.
3) Гостей он принимал ласково радушно но не суетился не кланялся в пояс.
4) В спокойном и неторопливом течении Днепра есть чтото величественное и
таинственное.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Утром на другой день у него болела голова ( ) и во всем теле чувствовалось
недомогание.
1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Сложное предложение, но есть общий член предложения, запятая перед союзом И не
нужна.
12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Сегодня выпал первый снег на дорогах сразу образовались гигантские пробки.
1) Бессоюзное сложное предложение содержит противопоставление.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём
говорится в первой части.
Дополнительная часть
Записав текст диктанта, выполните задания 13, 14.
13. Прямое высказывание, наиболее полно отражающее точку зрения автора, содержится в
утверждении:
1) Мы не в силах изменить вселенную.
2) Тот, у кого хватит смелости захотеть, может изменить свое будущее.
3) Нельзя жить для себя, надо действовать, верить в силу воли, хранить верность.
4) Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя
несчастным.
14. Определите стиль текста:
1) художественный;
2) научный;
3) разговорный;
4) публицистический.
В2
Обязательная часть
1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный звук:
1) средствА; 2) фенОмен; 3) свеклА; 4) брАла.
2. В каком предложении вместо слова ЦВЕТНОЙ нужно употребить ЦВЕТОВОЙ?
1) У детей в руках были цветные флажки.
2) Цветные лампочки тускло поблескивают во мраке.
3) В книге множество фотографий и цветных рисунков. 4) Цветные и световые особенности драгоценных камней вызывают у нас чувство
таинственности.
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) пара чулок;
2) езжайте на дачу;
3) обоих студентов;
4) зелёный тюль.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,
1) проводятся консультации.
2) требуется много времени.
3) повторите правила орфографии и пунктуации.
4) требуется повторение всего школьного курса.
5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь: много рощ.., спориш.., истолоч..,
щелоч.., наотмаш.., могуч.., грач.., невтерпёж.., отреж..те.
6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
пр..забавный, пр..думать, пр..ставить, пр..градить, пр..колоть, пр..брежный,
пр..влекательный, пр..восходство, пр..одолеть, пр..клонить колени.
при
пре
7. Вставьте пропущенные буквы О – Ё после шипящих: ретуш..р, кумач..вый, общ..,
гараж..м, обруч..нный, стереж..т, крюч..к, книж..нка, ж..сткий, туш..нка.
8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
Н
НН
Лома..ый, ледя..ой, сваре..ый, купле..ый, баше..ый, соловьи..ый, рифмова..ый, таинстве..ый,
вяза..ый крючком, исписа..ы.
9. В каком из примеров тип связи УПРАВЛЕНИЕ:
1) красивые слова;
2) плохо плавал;
3) стоял на берегу;
4) стоял рядом.
10. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не расставлены):
1) От страха он был ни жив ни мертв.
2) Мы продолжали купаться хотя солнце спряталось и похолодало.
3) Они работали спустя рукава.
4) Чудесный вечерний полумрак стоял под кронами старых дубов.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Гости постепенно расходились ( ) и почтительно прощались с организаторами.
1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна. 4) Сложное предложение, но есть общий член предложения, запятая перед союзом И не
нужна.
12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Утром уходили втроём после боя вернулись лишь двое.
1) Бессоюзное сложное предложение содержит противопоставление.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём
говорится в первой части.
Дополнительная часть
Записав текст диктанта, выполните задания 13, 14.
13. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
1) Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя
несчастным.
2) Всякий, кто живет ради других, словно по волшебству забывает тоску и мелкие
житейские неприятности.
3) Нельзя жить для себя, надо действовать, верить в силу воли, хранить верность.
4) Будущее целиком и полностью предопределено.
14. Определите тип речи текста:
1) повествование;
2) описание с элементами рассуждения;
3) рассуждение;
4) повествование с элементами описания.
Диктант
«Открытое письмо молодому человеку о науке жить»
Нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин
быть несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел. Никогда не получал всего
того что, по его мнению, заслуживал. Редко был любим так, как мечтал. Всякий же, кто
живет ради других, словно по волшебству забывает тоску и мелкие неприятности.
Второе правило надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на несправедливость
мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах
изменить вселенную. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом правильно
выбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства.
Третье правило надо верить в силу воли. Неверно, что будущее целиком и полностью
предопределено. Тот, у кого хватит смелости захотеть, может изменить свое будущее.
Не менее важно и четвертое правило надо хранить верность. Верность слову,
обстоятельствам, другим, самому себе. Надо быть из тех людей, которые никогда не
подводят.
/ По А. Моруа/
В3
Обязательная часть
1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный звук:
1) грАжданство; 2) дОбыча; 3) квартАл; 4) докУмент. 2. В каком предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ?
1) Эта пианистка ЖЕЛАННЫЙ гость на всех международных конкурсах.
2) Любую мелочь можно превратить в самый ЖЕЛАННЫЙ дар.
3) Нужно было много трудиться, чтобы достигнуть ЖЕЛАННОГО результата.
4) Судак – ЖЕЛАННЫЙ трофей для любого рыболова.
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) трое друзей;
2) более ярко;
3) международные договоры;
4) о пятиста студентах.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Начиная рассказ,
1) волнение не должно вас одолевать.
2) он немного нервничал.
3) мне сразу вспомнилось пережитое.
4) все внимание было обращено к оратору.
5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь: молчиш.., доч.., саботаж.., вскач..,
трескуч.., обжеч..ся, зрелищ.., лиш.., спряч..те.
6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
пр..старелый, пр..грозить, пр..город, пр..сесть, пр..пятствие, пр..сытился, пр..ударить,
пр..кончить, пр..ломление, пр..зирать за трусость.
при
пре
7. Вставьте пропущенные буквы О – Ё после шипящих: сургуч..вый, больш..й,
изображ..нный, кумач..м, ноч..вка, струч..к, рубаш..нка, ч..порный, стаж..р, стереж..т.
8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
Н
НН
Дровя..ой, писа..ый, кошен..ый, изране..ый, исписа..ы, правле..ый редактором, клюкве..ый,
каме..ый, лебеди..ый, маринова..ый.
9. В каком из примеров тип связи ПРИМЫКАНИЕ:
1) новое дело;
2) требует времени;
3) поступил правильно;
4) справился с работой.
10. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не расставлены).
1) Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.
2) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
3) В ноябре дожди шли и день и ночь.
4) Я взял кусок хлеба и яблоко и вновь поднялся на палубу.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Старуха с благоговением приняла ладанку ( ) и предложила монаху в дар ассигнацию.
1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Сложное предложение, но есть общий член предложения, запятая перед союзом И не
нужна.
12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
1) Бессоюзное сложное предложение содержит противопоставление.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём
говорится в первой части.
Дополнительная часть
Записав текст диктанта, выполните задания 13, 14.
13. Прямое высказывание, наиболее полно отражающее точку зрения автора, содержится в
утверждении:
1) Представления о чести бывают совершенно ложными.
2) Честь истинная всегда в соответствии с совестью … честь ложная мираж в пустыне...
3) Совесть не бывает ложной.
4) Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
14. Определите стиль текста:
1) художественный;
2) научный;
3) разговорный;
4) публицистический.
В4
Обязательная часть
1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный звук:
1) бензопрОвод; 2) диспАнсер; 3) дОговор; 4) жалюзИ.
2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?
1) Он приютил осиротевшую племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2) Пушистый белый снег ОДЕЛ шапками хвойные деревья.
3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4) Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) пара носок;
2) согласно расписанию;
3) обеих подруг;
4) около двухсот страниц.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Используя работы своих предшественников,
1) может быть выдвинуто несколько новых версий. 2) исторические события описаны более подробно.
3) историк освещает и более ранние события.
4) учёным раскрывались очень сложные вопросы.
5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь: около дач.., готовиш.., помоч.., калач..,
навзнич.., трескуч.., ветош.., иш.., среж..те.
6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
пр..хорошенький, пр..кусить, пр..пираться, пр..двинуть, пр..сяга, пр..городный,
пр..видение, пр..восходить, пр..образовать, пр..творить в жизнь.
при
пре
7. Вставьте пропущенные буквы О – Ё после шипящих: тренаж..р, холщ..вый, горяч..,
плеч..м, сбереж..нный, подж..г сарай, знач..к, собач..нка, ж..лтый, плащ..вка.
8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
Н
НН
Слома..ый, водя..ой, краше..ый, купле..ый, цели..ый, тигри..ый, асфальтирова..ый,
станцио..ый, еще не коше..ый, изготовле..ы.
9. В каком из примеров тип связи СОГЛАСОВАНИЕ:
1) их решение;
2) по новому плану;
3) стоял на страже;
4) играл поновому.
10. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не расставлены):
1) А вокруг был дым и бой и смерть.
2) Были и лето и осень дождливы.
3) Я всё чаще и чаще бывал у него и познакомился со всей семьёй.
4) Я за ним и в огонь и в воду.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На пологом склоне берега раскинуты зеленые ковры озими ( ) и птицы маленькими
точками вьются над ними.
1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Сложное предложение, но есть общий член предложения, запятая перед союзом И не
нужна.
12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
В октябре птицы летят ниже к земле быть ранней зиме.
1) Бессоюзное сложное предложение содержит противопоставление.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём
говорится в первой части. Записав текст диктанта, выполните задания 13, 14.
Дополнительная часть
Диктант
Честь истинная и ложная
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые
различия между совестью и честью.
Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере
очищаются.
Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или
слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно
ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я
имею в виду то, что
называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым
грузом.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные
проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими
памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания
«чести мундира» можно привести много. Честь истинная всегда в соответствии с
совестью. Честь ложная мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.
13. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
1) Я не люблю определений и часто не готов к ним.
2) Представления о чести бывают совершенно ложными.
3) «Честь мундира» необходимо отстаивать всегда.
4) Честь истинная всегда в соответствии с совестью.
14. Определите тип речи текста:
1) повествование;
2) описание с элементами рассуждения;
3) рассуждение;
4) повествование с элементами описания.
1.Укажите слово, в котором ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук:
В 5
создАлась
1 изОгнутый
2
3 дОлжностей
4 красивЕе
2. В каком слове вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?
1 Перед многими молодыми семьями встает ЖИЛИЩНАЯ проблема.
2 Этот многоквартирный ЖИЛИЩНЫЙ дом был построен довольно быстро.
3 Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно найти в ЖИЛИЩНОМ
кодексе.
4 ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
1 Пачка макаронов
2 Пятьюстами книгами 3 С обеих позиций
4 Испеки пирог
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Говоря о Пушкине,
1) нельзя не сказать о его лицейских друзьях.
2) мне вспоминается стихотворение «Осень».
3) у нас возникает светлое чувство.
4) критиком были найдены очень точные слова.
5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь:
Бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми, стало невмоч..,
голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся потеплее, промаж... клеем, удивительный
товарищ..
6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограмм:
ПРЕ
ПРИ
Пр_брежный; пр_остановиться; пр_прятать; пр_увеличить, пр…умолкла, пр…рвали,
пр…лестный, пр..бить, пр..взойти, пр..красный.
7. Вставьте пропущенные буквы О_Е после шипящих:
Забавная собач..нка; вещ..вой меш..к; камыш..вый кот; маленькая шапч..нка; книж..нка;
горяч.. спорить; говорил певуч..; ветхая одеж..нка; сбереж..т здоровье; пуч..к травы;
ж..лтый крыж..вник; сокращ..нный вариант;
8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
Н
НН
Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый,
мужестве…ый, вниматель…ый, удивле…ый, серебря..ый.
9. В каком из примеров тип связи – СОГЛАСОВАНИЕ?
1 Летящий мяч
2 Начало игры
3 Жарко у печки
4 Совсем не больно
10. Укажите предложение, в котором надо поставить ОДНУ запятую:
1) Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной удивительной и
запоминающейся.
2) А Герасим всё грёб да грёб.
3) Архивы и библиотеки отражают культурные и политические события и веяния эпохи.
4) Транспортные средства специального назначения могут передвигаться по земле и по
воде и по воздуху.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Стало нестерпимо душно () и пришлось открыть все окна.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
12. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении:
Берестяные грамоты Новгорода — бесценное открытие в археологии: в них
запечатлелась оригинальная история русской книги. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время
действия, о котором говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме Им. пад.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.
Записав текст диктанта, выполните задания 13, 14.
Диктант
Дополнительная часть
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые
Честь истинная и ложная
различия между совестью и честью.
Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере
очищаются.
Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или
слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно
ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я
имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное
нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается
тяжелым грузом.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные
проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими
памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания
«чести мундира» можно привести много. Честь истинная всегда в соответствии с
совестью. Честь ложная мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.
13. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
1) Я не люблю определений и часто не готов к ним.
2) Представления о чести бывают совершенно ложными.
3) «Честь мундира» необходимо отстаивать всегда.
4) Честь истинная всегда в соответствии с совестью.
14. Определите тип речи текста:
1) повествование;
2) описание с элементами рассуждения;
3) рассуждение;
4) повествование с элементами описания.
В 6
1. Укажите слово, в котором ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук:
1) бензопрОвод;
2) диспАнсер;
3) дОговор;
4) жалюзИ.
2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?
1) Он приютил осиротевшую племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2) Пушистый белый снег ОДЕЛ шапками хвойные деревья.
3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4) Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) пара носок;
2) согласно расписанию; 3) обеих подруг;
4) около двухсот страниц.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Используя работы своих предшественников,
1) может быть выдвинуто несколько новых версий.
2) исторические события описаны более подробно.
3) историк освещает и более ранние события.
4) учёным раскрывались очень сложные вопросы.
5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь:
Около дач.., готовиш.., помоч.., калач.., навзнич.., трескуч.., ветош.., иш.., среж..те.
6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
при
пре
Пр..хорошенький, пр..кусить, пр..пираться, пр..двинуть, пр..сяга, пр..городный,
пр..видение, пр..восходить, пр..образовать, пр..творить в жизнь.
7. Вставьте пропущенные буквы О – Ё после шипящих:
Тренаж..р, холщ..вый, горяч.., плеч..м, сбереж..нный, подж..г сарай, знач..к, собач..нка,
ж..лтый, плащ..вка.
8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:
Н
НН
Слома..ый, водя..ой, краше..ый, купле..ый, цели..ый, тигри..ый, асфальтирова..ый,
станцио..ый, еще не коше..ый, изготовле..ы.
9. В каком из примеров тип связи СОГЛАСОВАНИЕ:
1) их решение;
2) по новому плану;
3) стоял на страже;
4) играл поновому.
10. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не
расставлены):
1) А вокруг был дым и бой и смерть.
2) Были и лето и осень дождливы.
3) Я всё чаще и чаще бывал у него и познакомился со всей семьёй.
4) Я за ним и в огонь и в воду.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На пологом склоне берега раскинуты зеленые ковры озими ( ) и птицы маленькими
точками вьются над ними.
1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Сложное предложение, но есть общий член предложения, запятая перед союзом И не
нужна.
12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
В октябре птицы летят ниже к земле быть ранней зиме.
1) Бессоюзное сложное предложение содержит противопоставление.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём
говорится в первой части.
Записав текст диктанта, выполните задания 13, 14.
Диктант
Дополнительная часть
«Открытое письмо молодому человеку о науке жить»
Нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин
быть несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел. Никогда не получал всего
того что, по его мнению, заслуживал. Редко был любим так, как мечтал. Всякий же, кто
живет ради других, словно по волшебству забывает тоску и мелкие неприятности.
Второе правило надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на несправедливость
мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах
изменить вселенную. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом правильно
выбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства.
Третье правило надо верить в силу воли. Неверно, что будущее целиком и полностью
предопределено. Тот, у кого хватит смелости захотеть, может изменить свое будущее.
Не менее важно и четвертое правило надо хранить верность. Верность слову,
обстоятельствам, другим, самому себе. Надо быть из тех людей, которые никогда не
подводят.
/ По А. Моруа/
13. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
1) Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя
несчастным.
2) Всякий, кто живет ради других, словно по волшебству забывает тоску и мелкие
житейские неприятности.
3) Нельзя жить для себя, надо действовать, верить в силу воли, хранить верность.
4) Будущее целиком и полностью предопределено.
14. Определите тип речи текста:
1) повествование;
2) описание с элементами рассуждения;
3) рассуждение;
4) повествование с элементами описания.
Список используемой литературы
1 Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ Русский язык .
Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько . – М.,
Издво Национальное образование, 2017
А,Моруа «Открытое письмо молодому человеку о науке жить» АСТ,2011
2
3 Д.С.Лихачев. Письма к молодым читателям. Наука, СПб, 2012
Интернетресурсы:
1. https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2017/zadanie_6/?p=11
2. https://rusege.sdamgia.ru/problem?id=1182
3. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test279.xml
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.