Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
У р о к 118
Ц е л и : ознакомить учащихся со значением прилагательных; учить сравнивать признаки
предмета; рассмотреть степени сравнения имен прилагательных.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с пред
ложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать
информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность
действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование,
умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему,
работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые
высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической
деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
д // з // у //
Заноза, тулуп, одежда, запад, дуб.
II. Повторение изученного материала.
Н а д о с к е записаны слова:
На картин.., в арми.., от деревн.., в задач.., в истори.., о фамили.., на улиц.., о звер.., в
лагер.., у лошад.., в энциклопеди…
З а д а н и е : выпишите слова, в которых пропущено окончание и.
– Почему вы выписали эти слова?
III. Работа над новым материалом.
1. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь . Ребята, я называю вам некое существо: иностранцевия.
– Можете его представить? Почему? Правильно, сам предмет назван, но не названы его
свойства.А теперь я называю:
огромный, темносерый, толстокожий, хоботоносый,
толстоногий…
– Догадались? Кто это?
Видите, перечисления постоянных свойств оказалось достаточно, чтобы узнать предмет.
Такие слова характеризуют признаки существительных. Что бы мы ни делали, мы постоянно
стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, назвать его качественную сторону.
2. Сравнение признаков предмета.
Сегодня мы начнем знакомиться с качественными прилагательными.
1) Р а б о т а с рисунками.
Н а д о с к е вывешены картинки по признакам высоты, ширины предметов:
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Если вы хотите сравнить два дома по признаку высоты, что вы скажете? (Первый дом
высокий, а второй – еще выше.)
– Сравните две ленты по признаку ширины. Что вы скажете? (Первая широкая, а вторая
– еще шире.)
2) О б с у ж д е н и е рубрики «Обрати внимание» и правила.
Запись н а д о с к е :
(пирог) вкусный – более вкусный – вкуснейший
(пирог) яблочный – сливовый – клубничный
(голос) громкий – громче, чем – самый громкий
(голос) звонкий – красивый – нежный
– В каких группах слов сравнивается один и тот же признак предмета?
З а д а н и е : запишите эти группы слов.
Вы убедились, что качественные прилагательные имеют степени сравнения. Прочитайте об
этом в учебнике.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3) К о л л е к т и в н а я р а б о т а по выполнению упражнения 2 (учебник).
– Какой ответ вы выбрали? Какие слова указывают на сравнение?
4) С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а по выполнению упражнения 3 (учебник).
– Какие имена прилагательные вы выписали? (Более ярким, ярче, сильнее, громче,
обильнее, выше, шире, загадочнее.)
– Прочитайте о том, какой признак предмета называют качественные прилагательные
(учебник).
5) Р а б о т а п о в ы б о р у .
З а д а н и е : выберите любые три предложения из упражнения 4 и выпишите качественные
прилагательные (учебник).IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали об имени прилагательном?
Домашнее задание: образуйте степени сравнения прилагательных: красивый, старый,
высокий, запишите их.