КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ
(элементарные операции* мышления** )
Глава VII.1 Анализ
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.
Анализ относится к основной мыслительной операции.
Правила (алгоритмическое предписание)
1. Формирование общего синтетического понятия обо всем объекте в целом, без которого это целое не может существовать;
2. Мысленное разложение целого на части/элементы. Разложение целого происходит не механически, а с учетом существенных частей/элементов, без которого это целое не может существовать.
В таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок.
3. Мысленное описание характеристик, качеств существенных частей/элементов;
4. Мысленное определение существенных отношений/действий между отдельными частями/элементами;
5. Мысленное осознание принципов организации целого и его определение в виде устного или письменного изложения.
* Операция - элемент функционирования какой-либо активной системы.
** Мышление - важнейшее свойство человеческого сознания. Одной из причин низкой активности студентов в учении является неумение мыслить, владеть в достаточной мере умственными операциями. Операционный компонент мышления, которое обеспечивает его процеcсуальность составляют операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, конкретизации и т.д.
Приложение
Анализ применяется при изучении понятий, предложений и при доказательстве утверждений.
Глава VII.2. Синтез
Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Синтез относится к основной мыслительной операции.
Правила (алгоритмическое предписание)
1 Мысленный анализ заданных частей/ элементов.
2 Мысленное определение отношений/действий между отдельными частями/элементами;
3 Мысленное воссоединение частей/элементов при этом следует помнить, что синтез не является механическим соединением частей и не сводится к их сумме, а это процесс, в котором необходимо учесть все условия, все данные анализа, чтобы получить адекватный результат.
Благодаря синтезу получается целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.
4 Мысленное осознание целого полученного продукта и его определение в виде устного или письменного изложения.
Примечание
Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сначала должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.
Глава VII.3. Абстрагирование
Абстрагирование - это мыслительная операция, которая выделяет отдельные признаки, элементы и отделяет их от других и от самих объектов. Абстрагирование - процесс применения абстракции*, обычно осуществляется в результате анализа и является не основной мыслительной операцией, а производной от анализа.
Правила (алгоритмическое предписание)
1. Мысленное разложение целого на части/элементы с учетом существенных частей/элементов;
2. Мысленная абстракция на основе выделения существенных признаков, от несущественных, необходимые - от случайных, общие - от единичных, качественные - от количественных и т.д. Бывают случаи, когда эти признаки детерминированы конкретными условиями или обстоятельствами.
Анализируя стул, плотник за существенные признаки примет детали из дерева, а слесарь – детали из металла.
3. Определение объекта самостоятельного мышления на основе выделенного признака.
4. Выражение абстракции в слове, как средстве выражения своего продукта. Слово значительно расширяет возможности этой операции. Поскольку абстракция играет ведущую роль в образовании понятий и разработке теоретических положений, которыми оперирует научное мышление, его еще называют абстрактным мышлением.
* Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.
Примечание
Продуктом актуализации операции абстрагирования является образования понятия, модели, теории и т.п.
Глава VII.4. Сравнение
Сравнение - мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов.
Сравнивая явления друг с другом, отмечается как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность.
Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена.
Правила (алгоритмическое предписание)
1. Предварительный этап
1. Ознакомление с объектами сравнения; Их как минимум должно быть два.
2. определение сравниваемости объектов;
3. выбор последовательности этапов сравнения;
4. выбор опорного объекта сравнения
2. Основной этап
1. Первоначальный смысловой анализ объектов, которые должны составить основу сравнения;
2. Анализ каждого объекта и формулировка его признаков;
3. Сопоставление и выделение наиболее существенных признаков сходства;
4. Сопоставление и выделение наиболее отличительных признаков сходства;
5. Установление зависимости между объектами;
6. Формулировка выводов сравнения в устной или письменной форме.
Примечание.
Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, можно точнее познать и глубже проникнуть в их своеобразие.
Глава VII.5. Обобщение
Обобщение – мыслительная операция, при которой происходит получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам*. Обобщение можно определить, как переход от единичного к общему.
Правила (алгоритмическое предписание)
1. Ознакомление с объектами обобщения;
2. Первоначальный смысловой анализ объектов, которые должны составить основу сравнения;
3. Выбор вида обобщения: эмпирического, которое осуществляется путем сравнения чувственно данных признаков и выявления среди них общих и дли теоретического, которое основывается на глубоком анализе объектов, выделении общих и существенных признаков за счет дальнейшего развития анализа в операции абстрагирования.
4. Анализ объектов и определение их существенных признаков;
5. Абстрагирование существенных признаков объектов и их синтез для определения родовых признаков;
Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксера при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщенной форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своем сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.
6. Выражение родовых признаков в слове, как средстве выражения нового конечного продукта – нового объекта
7. Изложение в устной или письменной форме возникших новых обобщенных и абстрактных знаний
* Существенные (наиболее важные, значимые, главные, основные, определяющие, образующие) признаки являются общим элементом всех мыслительных операций. Именно умение выделять главное, существенное - важнейшее качество человеческого ума.
Примечание
. Операция обобщения необходима тогда, когда надо сделать вывод, определение, вывести правило т.д. Эта операция является продолжением операции синтеза, но сложнее. Сложность ее состоит в том, что она осуществляет поиск не только существенных, но и общих для нескольких объектов признаков, выделение родовых признаков и отделению их от видовых. К тому же операция обобщения надстраивается над простыми операциями мышления.
Глава VII.6. Классификация
Классификация – мыслительная операция, направленная на распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков в группы, подгруппы, классы*
Правила (алгоритмическое предписание)
1. Ознакомление с объектами/предметами классификации;
2. Анализ объектов/предметов и определение их существенных признаков;
3. Определения содержания выделенных свойств;
4. Структурирование объектов/предметов на основе содержания выделенных свойств.
5. деление класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств и на основе сравнения объема класса с объемами входящих в него подклассов
6. выделения общего для всех предметов признака
7. Изложение в устной или письменной форме результата классификации.
* (лат. classls - разряд, группа) - конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое.
Примечание
В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (часто называемая так же, как и процесс — классификацией). Таксономия (от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. п.).
Глава VII.7. Как решать мыслительные задачи
Алгоритмическое предписание 1
1. выясни вопрос, который предстоит решить;
2. привлеки свои знания (законы, правила, факты), необходимые для решения поставленной задачи;
3. 3.используй прошлый опыт, приобретенный в сходных ситуациях;
4. произведи поиск ассоциаций с уже известными явлениями;
5. выработай предположение о сущности рассматриваемого вопроса и выдвини гипотезу;
6. произведи гипотезу проверки мысленно или со схематическим иллюстрированием;
7. реализуй принятое решение;
8. сопоставь цель с истинным результатом.
Алгоритмическое предписание 2( http://school13-nk.ru/doc/mislitelnie_zadachi.doc)
1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении или расширении рамок условия.
2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? В чем их стереотипность? Почему они не годятся?
6. Призови на помощь свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в неё, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.
Глава VII.7. Как решать проблемную ситуацию
Проблемная ситуация - противоречие между целью и возможностью её осуществления с данными ресурсами (временными, материальными, финансовыми и др.) в данных условиях.
Алгоритмическое предписание 1
1. Вспомни все, что ты знаешь по данной проблеме;
2. Отбери необходимые для решения указанной проблемы дополнительные информационные источники;
3. Изучи дополнительную информацию;
4. Выбери оптимальное решение проблемной ситуации;
5. Предложи последовательные, разумные и обоснованные этапы решения указанной проблемы.
Алгоритмическое предписание 2 (по О.Зельцу)
1. Образование комплекса, в который входят:
а) характеристики известного
б) отношения известное-неизвестное
в) определение места неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса — суть проблемности.
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения.
Алгоритмическое предписание 3 (по К.Дункеру)
1. Проникновение в проблемную ситуацию — понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт.
2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
Алгоритмическое предписание 4 (по Грино)
1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.