Как привить ребенку любовь к чтению?
Оценка 4.7

Как привить ребенку любовь к чтению?

Оценка 4.7
Работа в классе +2
doc
Междисциплинарный 6
1 кл—11 кл
12.08.2020
Как привить ребенку любовь к чтению?
Родительское собрание, на котором рассмотрены методы как в семье привить любовь к чтению.
Как привить ребенку любовь к чтению.doc

Как привить ребенку любовь к чтению?

 

 Все педагоги, воспитатели и любящие своих чад родители единогласны в том, что большое значение в жизни каждого ребенка имеет любовь к чтению книг. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением. Но ничто не приходит само собой. И каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием. 

Великие ученые так говорят о важности чтения книг: 

1. «Человек, любящий читать, редко терпит неудачи». 

2. «Чтение книг научило меня в тысячу раз больше, чем школа». 

3. «Причина моих успехов и моей гениальности в том, что я научился читать и понимать книги». 

4. Однажды у одного ученого спросили: «Почему Вы так много читаете?», на что он ответил: «Потому что мне не хватит для чтения одной жизни». 

 

Есть ряд советов, которые помогают преодолеть нелюбовь к чтению у современных детей. Но ждать того, что успехи в этом направлении проявятся мгновенно, не стоит. Интерес к чтению может быть привит ребенку лишь в результате кропотливого родительского труда.

От самих родителей потребуется значительная доля терпения и сил. Как правило, нежелание читать книги у ребенка выражается в банальных отговорках. Он может говорить, что не любит или вовсе не умеет это делать. Но такие из причин в действительности между собой тесно переплетаются.

1. Начните приучать ребенка к чтению со сказок и стихов

Начиная с раннего возраста, читайте детям сказки и маленькие стихи. Обычно всех детей очень завораживает та интонация и ритм, с которыми произносятся стихотворения.

Вам для подобной цели замечательно могут подойти сказки наших русских классиков. Ребенку также рекомендуется перечитывать сказочный фольклор.

2. Сопровождайте игры с ребенком чтением пословиц и поговорок

Любые занятия или игры можно сочетать с пословицами и поговорками. Приводите примеры из сказок различных народов мира.

3. Не спешите

На первоначальных стадиях периоды чтения не должны быть чрезмерно долгими. Однако читать следует регулярно и систематически. Ведь ребенку пока еще трудно концентрироваться или сосредотачиваться на чем-то одном.

В процессе того, как ребенок будет взрослеть, время, отведенное на чтение, следует увеличивать. 

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты, связанные с чтением книг.

 

ПЛОХОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Обилие книжек с картинками, разных мультфильмов и всего того, где есть готовые визуальные образы, — все это не стимулирует современных детей фантазировать или додумывать что-то. Поэтому из-за проблем с воображением они в процессе чтения ничего себе не представляют, и читать от этого им становится скучно. Поэтому один из способов исправить ситуацию — рисовать вместе иллюстрации к прочитанному.

МЕДЛЕННО ЧИТАЕТ
Если у ребенка есть проблемы с чтением (делает это медленно и с большим количеством ошибок), то все его усилия уходят только на то, чтобы хотя бы прочесть текст. Поэтому чтение даже самого увлекательного произведения превращается для него в мучение. Чтобы решить эту проблему, в семье в обязательном порядке нужно ввести традицию вечернего чтения вслух. При этом лучше всего читать с ребенком по очереди. Например, мама — одну страницу, а ребенок, в свою очередь, всего несколько абзацев. Естественно, со временем объемы прочитанного им можно увеличивать. Еще можно организовать своеобразный домашний театр, подключив к чтению всех членов семьи.


РОДИТЕЛИ НЕ «ДРУЖАТ» С КНИГОЙ
Если родители, прививая любовь к книгам своему ребенку, сами при этом не читают или же делают это крайне редко, то вряд ли у них что-то получится. Отсюда вывод: хотите, чтобы ребенок читал, — читайте сами, регулярно пополняйте домашнюю библиотеку. Ребенок будет видеть, что родители интересуются чтением, и сам потянется читать, чтобы от них не отставать.

ВСЕМУ ВИНОЙ — ОБЯЗАЛОВКА
Часто родители за своего ребенка решают, что ему нужно прочесть. При этом во многих случаях их выбор неинтересен для него, поэтому чтение вызывает не самые лучшие эмоции. Поэтому здесь главное — найти интересную книжку для ребенка. Для этого ходите вместе с ним в книжный магазин (пусть это даже станет вашей семейной традицией) и разрешайте ему самостоятельно выбрать себе книжку, пусть даже она не кажется вам умной и полезной.


ПУГАЮТ ОБЪЕМЫ ТЕКСТА
Причиной отказа от книг еще может быть лень много читать. В этом случае приучать ребенка осваивать сотни страниц нужно постепенно. Например, школьнику младших классов можно начать ежедневно писать короткие письма, от имени сказочного героя. Со временем тексты должны становиться длиннее. Затем можно начать добавлять в них просьбу от его имени сделать что-то, например, найти ответ на какой-то вопрос в энциклопедии (так будет воспитываться привычка «общения» с книгой) или предложить узнать о его приключениях, прочитав определенную главу в книге. А вот что до школьников постарше, то их в зависимости от увлечений можно подписать для начала на тематический журнал.

НЕТ ОСОЗНАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Самая распространенная причина того, что ребенок не имеет привычки к чтению, обусловлена простым неумением в отношении этого занятия.

Но речь при этом идет не о самом навыке чтения, при котором ребенок просто распознает буквы и складывает их в слова. Здесь имеется в виду отсутствие умения вникать, осмысливать и понимать прочитанное.

Чтобы помочь ребенку справиться успешно с такой задачей, рекомендуется комментировать то, что он прочитает в слух. По ходу процесса чтения ребенком родителям следует пояснять ему сложные из слов или предложений, а также объяснять суть поступков героев.

Если у ребенка в связи с этим возникают вопросы, это очень хорошо. Одобряйте их и вместе старайтесь разбирать прочитанное. Чтобы юный читатель лучше осознал смысл рассказа, можно просить его пересказать вкратце смысл или суть. Либо просто уточняйте отдельные поступки героев.

Ребенку можно предложить сделать остановку в чтении перед заключением рассказа. Пусть ребенок придумает сам концовку и расскажет вам о своем варианте. В результате этого приема у ребенка будет лучше развиваться воображение, а интерес к чтению усилится.

Родителям также будет более понятно, насколько ребенок смог понять прочитанное. Чем раньше ребенок осознает, что книги способны пополнять его словарный запас, учить, развлекать и способствовать формированию грамотности, тем скорее он отплатит вам благодарностью и успехами в школе за проявленные вами старания.

Существует немало различных методов, которые способствуют развитию любви к чтению.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически "нет времени" на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки главного героя или нет. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

 Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я даже и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать - плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!) И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. "Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком - не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне".

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. "Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят". Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

- Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь. 
- Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности - это уже отдельная история.

 

Можно сказать, что готовых рецептов научить любить чтение нет, а есть ли четкие рецепты как заставить полюбить себя, как человека равнодушного - превратить в любящего…

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.  Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте. Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.


Как привить ребенку любовь к чтению ?

Как привить ребенку любовь к чтению ?

Любые занятия или игры можно сочетать с пословицами и поговорками

Любые занятия или игры можно сочетать с пословицами и поговорками

ПУГАЮТ ОБЪЕМЫ ТЕКСТА Причиной отказа от книг еще может быть лень много читать

ПУГАЮТ ОБЪЕМЫ ТЕКСТА Причиной отказа от книг еще может быть лень много читать

Существует немало различных методов, которые способствуют развитию любви к чтению

Существует немало различных методов, которые способствуют развитию любви к чтению

Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать?

Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2020