Тест "Рисунок семьи" предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семье, из-за чего переживает или чувствует дискомфорт. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, кружков, животных, деревьев, да хоть тортов! Основные показатели: расположение, размер, цвет, штриховка и т.д., - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация).
Итак, инстукция: "Нарисуй (слепи) свою семью". Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит: "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого - последним.
После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:
1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)
3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром" (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.
6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?
8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой".
Рисунок "Моя семья": интерпретация
Графические показатели:
1. Характеристика фигур.
Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.
Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. К примеру, это может быть отец, которого ребёнок очень боится. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или наличие барьера (реки, стены, любого предмета) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком.
Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем.
Более подробную информацию об интерпретации графических особенностей можно найти в статье "Значение рисунков".
2. Наиболее близкий человек.
3. Изображение себя
4. Родители
Обычно изображаются вместе, папа слева и повыше, мама справа и пониже. Ребёнок из полной семьи может отказаться рисовать того родителя, с которым потерян контакт. Ребенок из неполной семьи может нарисовать отсутствующего родителя, потому что очень желает его возвращения и не принимает реальную ситуацию. Если одна из фигур изображена неестественно большой, то этот родитель подавляет других членов семьи, доминирует над ними.
5. Дополнительные персонажи
Появление на рисунке дальних родственников, друзей, домашних животных, вымышленных персонажей говорит о недостатке общения и внимания внутри семьи. Таким образом ребенок пытается компенсировать эту нехватку.
6. Отказ от изображения члена семьи
Если один из членов семьи (проживающих вместе с ребёнком) не изображен на рисунке, то ребенок испытывает по отношению к нему сильные негативные чувства: злость, обиду, ревность, страх и т.д.. Это может быть как злость на брата, за то, что родители уделяют ему больше внимания, так и обида на папу за то, что он слишком мало общается с ребёнком.
Часто дети "забывают" или просто не хотят рисовать братьев или сестер. Это говорит о чувстве ревности, обиде на родителей, неудовлетворенности их отношением к себе. Скорее всего, родители уделяют "отсутствующему" ребёнку больше любви и внимания, чаще встают на его сторону, сравнивают детей друг с другом, несправедливо разрешают конфликты между ними ("Ты же старше, уступи").
Рассказ о рисунке:
Где находится семья:
дома - самый стандартный вариант;
на природе, на празднике - желание отдохнуть, развеяться, повеселиться, нехватка живого общения с родителями;
в неприятных условиях (в плохую погоду, например) - напряженная, конфликтная обстановка в семье.
Заняты общей деятельностью - признак сплочённости, единства. Заняты каждый своим делом - разрозненность, каждый "сам по себе".
Нарисована ситуация из прошлого - ребёнок использует прошлые приятные события в качестве положительного ресурса, а настоящая ситуация его не удовлетворяет. Нарисована ситуация из будущего - использование мечты как источника позитива, опять же неудовлетворенность настоящей ситуацией.
Что касается вопроса про кино, то тот член семьи, который остался дома - это отвергаемый ребёнком человек. Если отвергаемых нет, то обычно звучат варианты: "Все пойдут", "Тогда никто не пойдет" или "Бабушка, она никогда в кино не ходит". Можно задать контрольный вопрос: "А ты бы хотел, чтобы бабушка тоже пошла?"
Очень важно то, что ребенок хотел бы изменить: поближе к кому встать, кого добавить или убрать, как изменить ситуцию на рисунке. Если ваша цель не только диагностика, но и терапия, то предложите ребенку переделать его рисунок так, как ему хочется, прямо сейчас. При этом вы можете озвучить его желания: "Ты бы хотел чаще видеться с дедушкой", "Тебе хочется поехать на шашлыки всей семьёй" и т.д..
Признаки благополучной семейной ситуации:
Признаки неблагополучной семейной ситуации:
Тест «Несуществующее животное»
начинается простой инструкцией:
«Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».
Расположение рисунка на бумаге.
В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его уровень самооценки. Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.
Основная часть рисунка.
· Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
· Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
· Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
· Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
· Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
· Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
· Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
· Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.
Методика определения эмоциональной самооценки
(автор А.В. Захаров)может говорить о том, что он
ИНСТРУКЦИЯ:
Представь, что изображённый на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты.
КЛЮЧ: Нормой для ребёнка является указание на 3-й, 4-й круг слева. В этом случае ре Нормой для ребёнка является указание на 3, 4 круг слева. В этом случае ребёнок адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа», осознаёт свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг – имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого – заниженную самооценку.ет
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)
Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступенями и объясняют задание.
ИНСТРУКЦИЯ:
"Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: "хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие"). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему."
После ответа ребёнка, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть."
"Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама?"
Используется стандартный набор характеристик: "хороший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "сильный - слабый", "смелый - трусливый", "самый старательный - самый небрежный". Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребёнок не даёт никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: "Почему ты себя сюда поставил?" "Ты всегда такой?" и т.д.
КЛЮЧ: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет или ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала".
Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка.
Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.самооценку.
Методика проводится с детьми с 4-х лет.
ЦЕЛЬ – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия
агрессии, ее направленности и интенсивности.
МАТЕРИАЛ – бумага (формат А4), карандаш.
ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе
представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку
дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с
ребенком проводится беседа.
БЕСЕДА:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
4. У кактуса есть соседи?
5. Какие растения его соседи?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков,
необычность форм
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри
кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов
Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки,
прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов
Интровертированность - изображен только один кактус
Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.