Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников
Оценка 4.9

Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников

Оценка 4.9
docx
29.09.2022
Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников
«Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников»
«Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников».docx

Консультативный материал для педагогов

«Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников»

Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.

Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Вспомним такие детские игры как «Ладушки», «Сорока - белобока»,

«Коза рогатая» и другие, ведь в них не только развлекательное, а и развивающее воздействие. Дети выполняют движения руками и запоминают потешку.

Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности -цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов. Рисование позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Первым шагом в развитии понимания речи в процессе рисования является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название.


Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу

взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

Слово помогает ребенку в осмыслении процессов изображения.

При подготовке любой деятельности педагог думает: как её организовать так, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?

Игровые упражнения, используемые в процессе рисования и тесно связанные с развитием речи.

«Узнай и назови».

Перед рисованием овощей и фруктов дети учатся различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста зеленая, круглая».

«Слово на ладошке» - Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.

Дети проходят лексическую тему «Осень». Перед тем, как рисовать дерево, дети могут «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях: багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные.

«Цветные страницы».

Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.

«Зоопарк».

Дети рисуют различных зверей. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, среда обитания.

«Назови жанр».

Рассматривание жанровых картин и заучивание стихов с использованием схемы.

«Из чего состоит?».

Дети разбирают картины по жанрам и должны составить описательные рассказы из чего состоит натюрморт (портрет, пейзаж).


«Узнай и назови сказку».

Перед рисованием по сказкам детям сначала читают сказку, проводят беседу по содержанию, загадываю загадки.

«Художественный салон».

Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Картину можно "купить" в том случае, если сумели рассказать, как называется произведение, почему картина понравилась.

Как писала Н. К. Крупская «Ребёнок очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой. Надо только дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов».


 

Консультативный материал для педагогов «Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников»

Консультативный материал для педагогов «Как процесс рисования влияет на развитие речи дошкольников»

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных

Узнай и назови сказку».

Узнай и назови сказку».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2022