«Как сохранить осанку» практикум
Цель:
1. Совершенствование педагогами знаний о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста и ее профилактики.
2. Формирование у педагогов практических навыков проведения упражнений и игр для профилактики нарушений осанки.
3. Включение в повседневную работу с дошкольниками компонентов здоровьесбережения.
1 часть Теоретическая
Цель: Закрепление педагогами знаний о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста.
Хорошая осанка – что это такое? Когда она закладывается? Как формируется? Что является причиной нарушения осанки? Что влечет за собой нарушение осанки? Как нужно поддерживать хорошую осанку?
Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.
При осмотре осанки у ребенка необходимо обращать внимание на лопатки: они должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Так называемые «крыловидные» лопатки являются симптомом нераскрытой грудной клетки. Плечи должны быть на одном уровне и слегка развернуты назад. Позвоночник находится на прямой линии. Необходимо обращать внимание на талию. Если с одной стороны талия сглажена - это признак искривления позвоночника в поясничном отделе. Живот должен быть подтянут, пупок – располагаться в центре живота. Ноги должны быть одинаковой длины, ровными; стопы иметь хорошо выраженный внутренний свод и хороший подъём – так, чтобы отпечаток стопы на мокром песке не был похож на лепёшку, а имел в центре тонкий мыс.
Хорошо развитые мышцы спины, живота, рук и ног позволяют человеку комфортно чувствовать себя в пространстве.
В поперечной плоскости позвоночник должен иметь четыре изгиба. В норме изгиб не должен превышать трёх сантиметров: шейный и поясничный изгибы- вперед, грудной и крестцовый – назад.
Виды неправильной осанки: сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз.
Кифоз и лордоз – это искривление позвоночника в передне – задней плоскости, а сколиоз – искривление справо налево в боковой плоскости.
При кифозе происходит усиление изгиба позвоночника в грудном отделе. Чтобы сохранить равновесие, ребенок вынужден сильнее отклоняться в крестцовом отделе позвоночника. При очень выраженном кифозе формируется горб.
При лордозе грудной отдел позвоночника плоский, но усиливается изгиб шейного и поясничного отделов позвоночника. Очень часто у таких детей имеется опущение внутренних органов: почек, желудка, кишечника,- а это приводит к нарушению их функций и к возникновению хронических заболеваний.
При сколиозе позвоночник искривляется в боковой плоскости, и выраженнее это искривление, тем сильнее страдают внутренние органы.
Причины нарушения осанки:
1. неблагоприятные условия окружающей среды;
2. заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
3. инфекционные и частые простудные заболевания;
4. дефекты физического развития;
5. плоскостопие;
6. длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
7. привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
8. неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами);
9. неполноценное питание;
10. детский невроз;
Что же нужно для достижения хорошей осанки?
Для хорошей осанки у ребенка необходимы: хорошая наследственность, прекрасная беременность и роды, доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, скорректированная физическая нагрузка по возрасту, правильная постель и достаточный сон, эмоциональная удовлетворенность и родительская любовь.
Начнем с самого начала:
1. Хорошая наследственность. Если у родителей или у кого-то из родственников были серьёзные нарушения осанки, ребенок может получить в наследство заболевания, которые превратят жизнь всей семьи в непрестанный труд. Поэтому будущим родителям необходимо проконсультироваться в медико – генетической консультации.
2. Неблагоприятные воздействия, которые ребёнок испытывает во время внутриутробного развития. Это могут быть различные заболевания мамы впервые двенадцать недель беременности, отравления, высокочастотные излучения, дефицит минералов и витаминов. Даже тяжелые потрясения могут оставлять свой след на костной системе ребенка.
3. Не менее важные отрицательные факторы для хорошей осанки – это родовые травмы. Во время родов ребенок чаще всего травмирует голову и шейный отдел позвоночника. Впоследствии это становится серьёзным поводом для искривления позвоночника и нарушения работы внутренних органов.
4. Рахит – одна из ведущих причин нарушения осанки. Слишком часто эта болезнь воспринимается несерьёзно. Рахит расцветает, как правило в период минимального солнечного дня. Солнечные, а точнее ультрафиолетовые, лучи способствуют выработке витамина Д в коже, наша слякотная осень и долгая зима лишает детей возможности получать необходимое количество витамина Д естественным путем, поэтому разработаны специальные профилактические меры.
5. Нарушения осанки часто возникают в период ростового скачка, когда мышечная и сосудистая системы не успевают за костной системой и не дают ей соответствующей поддержки.
6. Нарушения осанки возникают в случае, если ребенок не имеет соответствующей возрасту физической нагрузки и у него нет хорошего « мышечного корсета». Но нарушения осанки могут быть и при дефиците питания.
7. Нарушения осанки могут быть симптомом невроза. И пока не будет устранена причина невроза, надеяться на улучшение не приходится.
Как формировать хорошую, правильную осанку?
Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая, правильная осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка правильной осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.
Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить.
Правильная осанка в положении сидя –прямая посадка головы, слегка отведенные назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром. При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях необходимо сидеть откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях ( ближе к животу), плечи развернуты, голова приподнята. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшается, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости.
На занятиях необходимо, время от времени менять позу. Однообразное положение очень утомительно.
Во время ходьбы необходимо держать прямо голову, плечи отведенные назад и опущенные книзу, развернуть грудную клетку, подтянуть живот.
Стоять нужно правильно в основной стойке или на слегка расставленных ногах.
Необходимо постоянно следить за осанкой детей , как на занятиях, так и в повседневной самостоятельной деятельности детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их.
Человек с хорошей осанкой прекрасен, а красота функциональна. И есть надежда, что фраза « В здоровом теле – здоровый дух!» станет у нас популярной.
2 часть Практическая
Цель: Отработка с педагогами на практике специальных игр и упражнений для профилактики нарушений осанки.
1 Задание: «Вопрос – ответ»
1. Что такое нормальная, правильная осанка?
2. Назовите виды неправильной осанки;
3. На каком году жизни детям начинают показывать и объяснять как надо сидеть, стоять, ходить;
4. Правильная осанка в положении сидя;
5. Правильная осанка в положении стоя;
6. Правильная осанка в движении;
7. Определите вид неправильной осанки;
8. Что же нужно для достижения правильной осанки?
9.
2 Задание: «Играем вместе»
Цель – Знакомство педагогов с играми и упражнениями направленными на формирование у детей правильной осанки.
Упражнения для формирования правильной осанки:
1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1 шаг, сохраняя принятое положение.
3. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночника, медленно встать в исходное положение.
Игра «Тише едешь – дальше будешь»
Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По командам ведущего «Шаг вперед!», «Два шага влево!», «Присесть!», «Кругом!» и т.д. все выполняют указанные движения, сохраняя правильную осанку. Ведущий после каждой команды осаливает того, кто не смог сохранить правильную осанку. Этот участник возвращается на линию старта. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.
Игра «Встань прямо»
1. Педагог напоминает как правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Затем дети двигаются врассыпную: бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды «Встань прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом (10-15 секунд).
2. По команде «Разойдись» дети двигаются с мешочком на голове. Через 1,5 – 2 минуты по команде «По местам» вновь принимают правильное положение у стены.
3. Исходное положение у стены, на полу треугольники (расположить так, чтобы разворот носков составлял 30 градусов на расстоянии 100 см.). Дети по сигналу расходятся по залу, делают под музыку круговые движения, рывки руками и т.д. По следующему сигналу берут мешочек с песком, возвращаются в исходное положение: равняют ноги по треугольникам, выпрямляют спину , мешочек кладут на голову.
Методические указания: замечания педагога в основном направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если мешочек упал, поднять его и вновь положить на голову.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.
Формирование правильной осанки начинается с того, что нужно показать и объяснить детям,как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложить поупражняться в этом. Объяснить, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устает во время рисования, игр за столом.
В перерыве между занятиями нужно проводить физкультурные минутки,предлагая ряд упражнений стоя:
• для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз,
• для косых мышц туловища (наклоны, повороты,
• для мелких мышц шеи, кистей рук (наклоны, повороты).
Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении.
На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. При нормальном ее строении нога опирается на наружный продольный свод, служит рессорой, обеспечивая эластичность походки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая.
В целях профилактики плоскостопия необходимо применять ходьбу босиком.
В вводную или заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно нужно включать:
• профилактическую ходьбу на носках, пятках,
• ходьбу с опорой на наружные края стопы,
• ходьбу по канату, обручу.
В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги.Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики необходимо включать упражнения из разных исходных положений для туловища:
• лежа на животе — «рыбка»,
• лежа на животе — «ласточка»,
• лежа на спине – «велосипед»,
• лежа на спине – «ножницы».
Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Поэтому необходимо научить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания.
С этой целью производятся специальные дыхательные упражнения,например:
• глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах духов, цветка, продолжительный выдох (подуть на цветок) 3—4 раза,
• упражнение «Дровосек» — руки вверх (вдох, опустить вниз, сказать «ух» (выдох).
Для формирования правильной осанкиисключительную ценность имеют упражнения в равновесии:
• ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове,
• ходьба по гимнастической рейке.
Сказка «Больше внимания осанке и плоскостопию»
- В одном большом и красивом дворце, под названием «Планета детства» жили принц и принцесса.
Упражнение «Принц»: И. П. основная стойка у стены (пятки и носки вместе, руки опущены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками.
На голове легкая бумажная корона.
1. Постоять у стены, досчитать до 5,
2. Сделать шаг вперед,
3. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Принцесса»: И. П. сесть на стул прямо, касаться спинки стула спиной, стопы параллельно, бедро и голень образуют прямой угол, руки опущены на колени. Сидеть на стуле, сохраняя правильную осанку 30-60 сек.
- У принца и принцессы было много разных животных, они очень любили с ними играть.
Упражнение «Ежики»: И. П. сидя на стуле, спину прижать к спинке стула.
Одну ногу поставить на массажный мячик. Другая нога плотно стоит на полу. Делать круговые движения одной ногой, потом поменять ногу.
Упражнение «Змейки»: И. П. сидя на стуле, спину прижать к спинке стула.
Одной нога стоит плотно на полу, другой ногой собрать пальцами ног веревку.
- Принц и принцесса очень веселые и каждый день выдумывали разные игры. Сегодня принц предложил поиграть в игру «Чебурашка».
Упражнение «Чебурашка»: И. П. сидя на стуле, спину прижать к спинке стула. Бедро и голень образуют прямой угол, руки на коленях.
1. Руки за голову, локти смотрят в стороны, досчитать до 5.
2. Вернуться в И. П.
- Их дворец был очень большой и в нем было много комнат, а в эти комнаты вели разноцветные дорожки, по которым принц и принцесса ходили разными способами.
Упражнение «Цветные дорожки»:
1. Ходьба по массажным коврикам (руки на поясе, спина прямая,
2. Ходьба на внешней стороне стопы (руки на поясе, спина прямая,
3. Ходьба на внутренней стороне стопы (руки на поясе, спина прямая,
4. Ходьба на носках (руки на поясе, спина прямая,
5. Ходьба на пятках (руки на поясе, спина прямая)
- А во дворе был большой пруд, через который лежал хрустальный мост, по которому принц и процесса любили гулять.
Упражнение «Мостик»: Руки на поясе. Ходьба по массажной дорожке с мешочком или бумажной короной на голове.
- Вот такая интересная сказка, благодаря которой мы приобрели море позитива и укрепили свое здоровье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.