Как помочь ребёнку стать самостоятельным.
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать
всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг
станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать
осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли
самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности,
т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять
несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но
ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за
последствия своих действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать
решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у
него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как
поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к
которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать
машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только
учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай
сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он
сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он
сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны
оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как
распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома
или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и
временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с
ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит
поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим
его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет
либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы
хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него,
чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет
гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с
тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить
принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной
жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым
играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки,
шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство
свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего
поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его
опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать
самостоятельно в реальной жизни.
|