Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско – юношеский центр г. Юрги»
Принята на заседании педагогического совета от 26 мая 2021 г. Протокол № 3
|
Утверждаю: директор МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» __________Е.Г. Кудашкина от «___»_____2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Стрейчинг»
Возраст учащихся: 5 - 17 лет
Срок реализации: 40 часов
Разработчик:
Холкузиева Полина Владимировна, педагог дополнительного образования
Юрга 2021
Содержание
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка………………………………………….……………3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………….…………7
1.3 Содержание программы. .…………………………………………...…….....8
1.4 Планируемы результаты………………………………………………...…..26
Раздел 2 «Комплекс организационно - педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график………………………………..…………….28
2.2 Условия реализации программы ……………………………..…………….28
2.3 Формы аттестации и контроля………………………………….…………..28
2.4 Методические материалы……………………………………….…………..30
Список литературы педагога ………………………………………...……..31
Список литературы для учащихся ……………………...………………….32
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
1.2
Стретчинг – это система упражнений, основная цель которых, растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела. Название этой системы упражнений позаимствовано из английского языка: слово «Stretch» в переводе на русский язык означает «эластичность, растяжение».
Основная характеристика стретчинга: при выполнении упражнений стретчингового характера мышцы становятся гибкими, а суставы подвижными.
Программа имеет художественную направленность, которая учитывает потребность детей в двигательной активности. Она позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни. Занятия стретчингом помогают сохранять подвижность суставов, эластичность сухожилий и связок, а так же укрепление опорно-двигательного аппарата.
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196);
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013г. № 86-ОЗ;
- Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41);
- Сан-Пин к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020гю №28
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
- Правила персонифицированном финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740);
- Устав МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» (Постановление Администрации город Юрги от 09.02.2021г. №101);
- Учебный план МБУДО «ДЮЦ г. Юрги».
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы направлена на развитие и коррекцию физических качеств детей, раскрытие их творческих способностей посредством игрового стретчинга.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том что в свете современных тенденций развития спорта и фитнеса введение в систему дополнительного образования занятий с музыкально–ритмической доминантной, а также занятий, направленных на развитие физических качеств у дошкольников и школьников. Стретчинг занимает важное место в деле укрепления здоровья и развития танцевальных способностей, так как при занятиях стретчиногом улучшается гибкость, увеличивается сила и выносливость обучающихся.
Отличительная особенность программы
1) использование музыкального сопровождения в развитии физических качеств школьников;
2) многообразие используемых средств и методов;
3) практические занятия, теоретико-методические занятия по фитнес-аэробике, как массовому виду спорта с использованием видеоматериалов;
4) имеется ярко выраженный образовательный эффект программы, который заключается в расширении анатомо-физиологических знаний в области физической культуры.
Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной общеразвивающей программы от 5 до 17 лет.
Зачисление осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей). Принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровью. Обучающиеся предоставляют заключение от врача (справка) об отсутствии противопоказаний к занятиям по хореографии.
Объём и срок освоения программы
Обучение по программе рассчитан на период с 23.06.2021г. по 31.08.2021
Формы и режим занятий.
Форма обучения – очная. Форма организации образовательного процесса - групповые занятия. Режим занятия 3 раз в неделю, продолжительностью 1 академический час.
Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации и имеет стартовый уровень сложности.
Стартовый уровень предполагает минимальную сложность освоения программы и направлен на общефизическую подготовку, развитие ритмичности и координации.
Главным и определяющим в занятии является его содержание, которое можно разнообразить с помощью определенных форм и методов проведения занятий:
Методы обучения: - словесные; - наглядные; - практические; |
Формы обучения: - групповая; - индивидуальная; - коллективная; |
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
- научить детей чувствовать свое тело и уметь им правильно управлять, не подвергая себя травмированнию;
Задачи:
образовательные:
- обучение технически грамотному исполнению упражнений;
- привитие детям любви к физическим упражнениям.
воспитательные:
- воспитание нравственных и волевых качеств;
- воспитание уважения к результатам личного и коллективного труда.
развивающие:
- развитие подвижности суставов и эластичности мышц, скоординированной движений.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п\п |
Наименование разделов, темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1 |
Значение стрейчинга для тела танцора |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
2 |
Статический стрейчинг |
1 |
12 |
13 |
Контроль за исполнения упражнений Педагогическое наблюдение |
3 |
Парный стрейчинг |
1 |
12 |
14 |
|
4 |
Игровой стречинг |
1 |
12 |
13 |
|
Итог |
4 |
36 |
40 |
|
Содержание
Тема 1. Значение стрейчинга для тела танцора
Теория: Инструктаж по технике безопасности и «Правилам поведения» Организационные вопросы, уточнение расписания.
Тема 2: Статический стретчинг
Теория: Что такое статический стрейчинг? Как правильно работать в этой методике? Чем полезна такая методика в стрейчинге?
Практика:
Вытяжение мышц шеи, вытяжение поясницы, вытяжение ног в выпаде, наклоны стоя, наклон с замком, скручивания в наклоне, вытяжение трицепсов, вытяжение квадрицепсов, вытяжение мышц живота, наклоны сидя и лежа
Тема 3: Парный стретчинг.
Теория: Что такое праный стрейчинг? Как правильно работать в паре?
Практика:
Упражнений на вытяжение грудных мышц стоя, вытяжение грудных спиной к спине, наклоны туловища стоя, выталкивание партнера в горке, вытяжение туловища к бедрам сидя на полу, вытяжение сидя с широкой постановкой ног, наклоны в сторону, давление животом на партнера в наклоне, прогиб лежа на животе, вытяжение ягодиц лежа на спине с отведением ноги в сторону.
Тема 3. Игровой стретчинг.
Теория: Что такое игровой стрейченг?
Практика: упражнение «Деревце», упражнение «Кошечка», упражнение «Звездочка», упражнение «Дуб», упражнение «Солнышко», упражнение «Волна», упражнение «Лебедь», упражнение «Слоник», упражнение «Рыбка», упражнение «Змея».
1.4. Планируемые результаты
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты
- установка на ведение здорового. образа жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению учащихся;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные способности.
Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Предметные результаты:
Учащиеся знают:
- назначение стретчинга в повседневной жизни ребенка, в спорте, в хореографии;
- названия всех частей человеческого тела;
Учащиеся умеют:
- грамотно исполнять упражнения статического стретчинга под руководством педагога;
- контролировать и координировать свое тело.
Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график имеет следующие разделы и является самостоятельным документом:
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Июнь |
23.05.21 30.05.21 |
10:00 |
Групповая |
8ч |
Игровой стрейченг |
ДЮЦ |
|
2 |
Июль |
1.06.21 5.06.21 |
10:00 |
Групповая |
8ч |
Статический стрейчинг |
ДЮЦ |
|
3 |
Август |
16.08.2131.08.21 |
10:00 |
Групповая |
32ч |
Групповой стрейчинг |
ДЮЦ |
Контроль за исполнения упражнений Педагогическое наблюдение |
2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Стрейчинг» необходимы следующие условия.
Материально-техническое оснащение
1. Ноутбук;
2. Колонки;
3. Танцевальный зал;
4. Мячи;
5. Платки, маленькие платочки;
6. Диски СD, DVD;
7. Кадровые условия: педагог дополнительного образования с и педагогическим образованием соответствующим профилю деятельности.
2.3 Формы аттестации
Важнейшим звеном учебной деятельности является проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
По итогам обучения по программе проводится итоговое занятие в форме соревнований по выполнению контрольного комплекса упражнений стрейчинг характера.
Это позволяет увидеть, насколько учащиеся научились правильно выполнять упражнения, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в приобретенные в процессе обучения по программе.
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Темы, разделы |
Формы проведения занятий |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
1. |
Значение стрейчинга для тела танцора |
Беседа, рассказ
|
Инструкция по технике безопасности в танцевальном зале», «правила поведения учащихся в УДО»,ноутбук, колонки |
Устный опрос |
2. |
Статический стрейчинг |
|
Ноутбук, колонки, музыкальный материал, кубики подушки, коврики, книги(1,2,3,4,5) |
|
3 |
Парный стрейчинг |
|
Кубики, подушка, коврики |
|
4. |
Игровой стречинг |
|
Ноутбук, колонки, музыкальный материал,кубики, подушки, коврики книги(1,2,3,4) |
Педагогическое наблюдение |
Список литературы в ГОСТ 2008
1. Андерсон Б. Растяжка для каждого. – М.: Попурри ISBN, 2002.
2. Иванова В.Т. Тем, кто хочет учиться балету. – М.: ГИТИС, 1994.
3. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку. – М. Попурри, 2008.
Интернет-источники:
1. http://www.nikitindance.ru. - Школа современного танца В.Ю. Никитина.
2. http://www.jv.ru - информационный спортивный портал.
3.http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/nuzhnye-knigi-pokhoreografii-i-tantsam. - Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника.
4.https://docviewer.yandex.ru/- дополнительная образовательная программа «Парныйстретчинг», автор Назарова А.Г.
Приложение
Диагностический инструментарий
для оценки результативности программы
Определение практических навыков учащихся проводится в соответствии с ожидаемыми результатами программы.
Форма проведения: выполнение контрольного комплекса упражнений стретч характера.
Комплекс упражнений, направленных на определение гибкости мышц и подвижности суставов, и критерии оценки (вводная и итоговая диагностика)
Задача данного комплекса упражнений:
- выявление первичного показателя подвижности суставов и эластичности мышц;
- сравнение результатов в начале и в конце учебного года.
1. Подвижность плечевого сустава.
ИП: ноги в свободной позиции (на ширине плеч), увести руки за спину и сцепить в замок, выпрямить в локтях и, не наклоняя корпус вперед, начать поднимать вверх.
- низкий уровень: руки не выпрямлены в локтях и практически не поднимаются вверх;
- средний уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 45 градусов от спины;
- высокий уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 90 и больше градусов.
2. Подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц спины.
ИП: позиция – сидя на полу, ноги сведены вместе. Действие – наклониться вперед и достать руками до пальцев ног.
- низкий уровень: ноги не выпрямлены полностью в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, а руки не достают до пальцев ног;
- средний уровень: ноги выпрямлены в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, но руки с трудом дотягиваются до пальцев ног;
- высокий уровень: ноги выпрямлены полностью в коленях, спина прямая, корпус касается ног, а руки достают до пальцев ног.
3. Эластичность мышц ног.
Упражнение: продольный и поперечный шпагаты.
- низкий уровень: ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция;
- средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола;
- высокий уровень: ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола.
4. Гибкость спины.
Упражнение: мостик с позиции, лежа на спине.
- низкий уровень: учащийся не может поднять корпус вверх;
- средний уровень: учащийся поднимает корпус вверх, стопы и кисти рук находятся на исходных своих позициях;
- высокий уровень: учащийся поднимает корпус вверх, свободно пододвигает кисти рук к стопам.
Данный комплекс упражнений служит контрольным для всех групп, независимо от уровня обучения и позволяет увидеть основной прогресс ребенка, занимающегося по данной программе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.