Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Цель |
Методы, формы работы, используемый материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Вводное занятие. Что такое тема? |
Познакомить с задачами и целями внеклассной работы по литературному чтению |
Беседа. Что такое тема? Сказка «Хаврошечка». Определение темы сказки. Вывод |
2 |
Художественные идеи |
Уметь определять идею произведения |
Беседа. «Бешеный бельчонок». Анализ рассказа. Идея этого произведения |
3 |
Форма и содержание |
Знать, что такое форма и содержание |
Анализ произведения «Невеселая жизнь кошачья». Стихотворение С. Баруздина «Стихи о человеке и его делах» |
4 |
Фабула, сюжет и композиция |
Уметь определять сюжет, фабулу и композицию произведения |
Беседа. М. Зощенко «Елка». Определение фабулы, сюжета и композиции произведения |
5 |
Внесюжетные элементы. Лейтмотив |
Формировать представление о композиции произведения, роли внесюжетных эпизодов, лирических отступлений |
Чтение «Космонавт-1». Работа над внесюжетными элементами, лейтмотивами |
6 |
Автор, рассказчик, герой |
Формировать умение видеть в произведении автора, рассказчика, героя |
Чтение рассказа «Памятник советскому солдату». Беседа. Рассказ « Хлеб растет» Э. Ю. Шима |
7 |
Что такое эпос? |
Дать понятие о литературных произведениях, относящихся к эпосу |
Введение в тему. Роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк |
8 |
Лирика |
Познакомить с родом литературы – лирика |
Беседа. Стихотворение «Вчера я видел» С. Я. Маршака. Работа над стихотворением А. С. Пушкина «Туча». Ода. Эпиграмма. Баллада |
9 |
Драма. Комедия |
Познакомить с драматическими жанрами |
Беседа. Трагедия. Н. Н. Носов «Когда мы смеемся» |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Устное народное творчество. Что такое фольклор? |
Познакомить детей с понятием «фольклор» |
Беседа. Песня «Соловеюшка премилый…». Былина «Садко» |
11 |
Письменный фольклор |
Познакомить с письменным фольклором. Учить умению пользоваться письменным фольклором |
Формы обращения в письмах. Альбомы. Секреты |
12 |
Былины |
Познакомить с былинами, былинными богатырями. Как сказывались былины. Происхождение былин |
Рассказ учителя о былине. Былинные богатыри |
13 |
Былины «Садко» и «Василий Буслаевич». Сказители и собиратели былин |
Познакомить со сказителями и собирателями былин |
Древняя Русь. Средневековый Новгород. Сказители и собиратели. Первый рукописный сборник былин |
14 |
Предания |
Познакомить с жанром «предания» |
Беседа по прочитанным былинам. Предание |
15 |
Легенда |
Познакомить с жанром «легенда». Учить умению видеть главное в легенде. Показать, какую роль занимает легенда в народной культуре |
Чем отличается предание от легенды? Беседа. В чем отличие сказки от легенды? |
16 |
Сказки. Волшебная сказка. Сказка-легенда |
Учить выразительному чтению сказки, знать их, учить видеть главную идею сказки |
Сказка. Какие сказки существуют? Магия сказки |
17 |
Бытовая сказка |
Познакомить с бытовой сказкой. Учить отличать от волшебной сказки |
Новеллистическая сказка. Чтение сказки |
18 |
Сказки о животных |
Познакомить со сказками о животных. Учить умению определять главную мысль сказки, ее нравоучительный характер |
Как надо читать сказки. Беседа. Чтение сказки «Кот и лиса» |
19 |
Песня. Обрядовые песни |
Познакомить с народной песней. Знать обрядовые песни. Воспитывать любовь к народному творчеству |
Колядки. Масленица. День Ивана Купалы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Хороводные и игровые песни |
Познакомить с хороводными или игровыми песнями. Воспитывать уважительное отношение к народному творчеству. Прививать любовь к чтению |
Хоровод. Беседа. Самобытное начало. Эстетическое сознание |
21 |
Заклички и приговорки. Частушки |
Познакомить с разными жанрами народного творчества. Пробудить интерес к народному творчеству |
Заклички. Частушки. Приговорки. Беседа. Чтение приговорок, закличек, частушек |
22 |
Жестокий романс |
Познакомить с возникновением жестокого романса. Знать и любить народное творчество |
Исполнение жестоких романсов |
23 |
Анекдоты |
Познакомить с народным жанром – анекдот. Воспитывать нравственность на примере произведения народной поэзии, прозы, на народных жанрах. Воспитывать любовь к чтению |
Бытовые анекдоты. Анекдоты разных времен. Форма анекдота. Школьный анекдот. Современные анекдоты |
24 |
Детский фольклор. Колыбельные песни |
Познакомить с колыбельной песней. Знать колыбельные песни |
Колыбельная песня, как она появилась. Динамичность колыбельной песни |
25 |
Пестушки |
Знакомство с народным творчеством. Воспитывать желание читать. Развивать интерес к народному творчеству |
Что такое пестушка. Рифмованые пестушки |
26 |
Потешки |
Познакомить со народным творчеством. Прививать любовь к чтению |
Конкурс. Потребность в игре. Содержание потешек. Жанр потешек |
27 |
Скороговорки |
Познакомить со скороговоркой. Показать, для чего они служат. Учить их произносить |
Появление скороговорки. Содержание скороговорки. Развитие речевого аппарата |
28 |
Заклички. Приговорки |
Дать понятие о стихотворных обращениях. Прививать интерес к народному эпосу |
Чтение закличек и приговоров. Возникновение. Отличие от «песенок-перегудок». Современные приговорки |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Загадки |
Дать понятие о загадке. Определить, для чего она служит, как возникла. Воспитывать интерес к народному творчеству |
Какого вида бывают загадки. Возникновение загадок. Распространение загадок на Руси. Возникновение шуточных загадок |
30 |
Считалки |
Познакомить с одним из жанров детского народного творчества – считалка. Воспитывать интерес к народному творчеству. Развивать любовь к чтению |
Возникновение считалок. Значение считалок в воспитании детей. Функция считалок |
31 |
Прозвища и дразнилки. Поддевки |
Познакомить с детским устным фольклором. Знать русское народное творчество, учить различать жанры. Воспитывать интерес к народному творчеству |
Возникновение на Руси прозвищ и дразнилок. Современные дразнилки и прозвища |
32 |
Школьные стишки. Озорные песенки |
Познакомить с детской поэзией, ее темой. Развивать у детей творческие начала. Воспитывать чувство прекрасного |
Песни-переделки. Общенациональное детское искусство слова |
33 |
Викторина по пройденному материалу |
Мониторинг учащихся, посещающих занятия. Воспитывать интерес к народному творчеству, к детской литературе, к детскому искусству слова |
Вопросы по изученному. Подведение итогов |
34 |
Подведение итогов. Знание текстов детского фольклора |
Знать детский фольклор. Уметь его рассказать. Владеть интонацией. Воспитывать интерес к детскому фольклору |
Чтение стихов. Вопросы команд. Подведение итогов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.