Каникулы с радостью и пользой!
Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и литературы МБОУ «СШ №34» города Смоленска
Самые последние занятия уже ушедшего учебного года были посвящены Празднику славянской письменности и культуры, святым братьям Кириллу и Мефодию. За школьными партами – буквицы старославянского алфавита, а за окном – лето, манящее своим светом, теплом и птичьими трелями.
Предлагаю детям подарок (а кто не любит подарки?): познавательную викторину, посвящённую истории славянского языка. Так в первые дни летних каникул в зоне особого внимания оказался поиск источников информации,
чтение и выборка необходимого материала по теме, его подготовка к представлению в разновозрастной группе.
Три дня встреч! Три дня свиданий! Удивлялись. Поражались. Развивали воображение. Сыпали вопросами. Сомневались. Становились в тупик и искали из него выход… Работали добросовестно. Делились друг с другом не только содержанием изученного материала, но и своими впечатлениями от прочитанного (как там в любимом ФГОСе? – развиваем эмоциональный интеллект J). Советовали читать не материалы сайтов, а книги (которые случайно! были обнаружены в домашней библиотеке!), взахлёб рассказывали, что «выпытали у родителей». На занятиях-подготовках сдружились...
Зачем же дети свои долгожданные каникулы тратили на творческие встречи? Сами отвечают так (стиль ответов сохранён):
«Я не стал лениться, потому что на каникулах много свободного времени и его можно использовать по своему интересу» (Костя С.);
«Я могу достойно проявить себя в этой теме – она мне интересна! Уверена, добьюсь отличных результатов. К тому же, очень полезно узнать историю нашего языка» (Анастасия Ж.);
«Хочу заниматься на каникулах по личному интересу, развивать свои мозги» (Тимофей С.);
«Изучение темы, связанной с Кириллом и Мефодием, принесёт мне много новой и интересной информации…» (Матвей М.);
«Хочу проверить свои знания; работа коллективная, и, как мне кажется, пойдёт на пользу» (Марина Ц.).
Наверное, не ошибусь, если предположу, что мои коллеги скажут, что на каникулах могут собраться только круглые отличники. Спешу разуверить!!! Не всегда отметки подтверждают объективную картину знаний. Помню, как много лет назад спросила у дочери, которая училась в пятом классе: «Как дела?» И сразу: «Что ты сегодня получила?» На что она мне ответила: «А что, мама, тебя, кроме моих оценок, больше ничего не интересует?» Это меня заставило задуматься. Наши дети верят нам, когда мы вместе начинаем искать что-то новое, понимать суть вещей, учимся познавать мир, а не просто заставляем получать хорошие отметки и, по итогу, одариваем их ярлыками «успешный» и «неуспешный» согласно школьным оценкам.
Полезна та деятельность, которая приносит удовольствие и ребёнку, и педагогу (взрослому), которая учит сотрудничеству, использованию созданных правил и следованию общим договорённостям, которая учит побеждать и достойно проигрывать, а самое главное – помогает общению друг с другом! Командный дух и общая цель позволили нам, участникам викторины, стать ближе друг к другу. А наши победы в викторине – это уже другая история…
Да здравствуют радостные и полезные каникулы!
Ура!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.