Многих родителей беспокоят капризы и
упрямство детей. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки –
малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные
реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают
относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и
упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к
капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше
ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим
импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша
не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном
подходе к нему.
У грудного ребенка капризов как таковых нет.
Сигналы о том, что ему пора поменять мокрые пеленки или накормить его, – это
отнюдь не капризы. Однако если родители не умеют вовремя предупредить детский
плач, ребенок вынужден напомнить им о своих неудобствах, у него появляется
привычка добиваться всего криком. Частые отрицательные эмоции закрепляются,
создают предпосылку для зарождения капризов.
Капризы могут быть, однако, и предвестниками
болезни. Иногда дети капризничают в период выздоровления, когда они привыкли к
повышенному вниманию и не желают от этого отказываться. Мягкость в обращении с
больным ребенком должна сочетаться с настойчивостью и разумной
требовательностью.
Причиной капризов может быть перенасыщение
впечатлениями, скажем, после просмотра вечерних телепередач. Детский ум нельзя
перегружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом
количестве, они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают
родители, желая его порадовать.
Нередко упрямство детей принимают за нервные
проявления: капризничая, малыш кричит, замахивается кулаками, раскидывает вещи
по всему дому, топает ногами, падает на пол. Чтобы убедиться в ошибочности
своего предположения, следует показать ребенка врачу. Если ребенок здоров, то
задача родителей состоит в том, чтобы проанализировать сложившиеся в семье
отношения между ребенком и взрослыми, раскрыть причины «нервных» взрывов
малыша. Надо иметь при этом в виду, что бурные сцены рассчитаны ребенком на
зрителей и сочувствующих. Поэтому когда истерика разражается, попытайтесь не
обращать на нее внимания и помогите ее преодолеть. Разумеется, не следует
уступать, иначе подобные сцены повторятся. Не сердитесь, не кричите – этим
можно только заставить ребенка продолжать истерику. Дайте ему возможность
успокоиться. Упрямый ребенок способен оглашать дом воплями хоть целый час – в
этом случае достаточно показать желание помириться, не уступая в главном.
Одна из причин непослушания детей – неразумная
любовь родителей к ним, вернее, проявления этой любви. Безусловно, не любить
своего ребенка – противоестественно. Без любви трудно привить растущему
человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. А
главное, без нее невозможен контакт между взрослым и ребенком, основанный на
духовной близости. Любовь к ребенку выражается и в уважении, и в
последовательной требовательности, и в умеренной доброте. Родительская любовь
не исключает, а предполагает разумную строгость, объективность.
Если малыш чувствует, что постоянно является
центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье – о нем, он поневоле
становится домашним тираном, с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не
хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Одержимые в стремлении
доставить малышу радость, родители забывают о воспитании дисциплины желаний.
Ребенок привыкает только брать, ничего не давая взамен. Он смотрит на домашних
с позиции потребителя и в кругу сверстников претендует на одни права, не
признавая за собой никаких обязанностей.
Есть и другая крайность, очень нежелательная, –
чрезмерная строгость воспитания, которая вызывает у малыша ощущение
подавленности. По сути требовательность – это диктат, она должна быть разумной
и доброжелательной. Поэтому ни попустительство детским шалостям, ни
нетерпимость по отношению к ним не могут считаться нормой. Решающее значение в
воспитании ребенка имеют атмосфера, господствующая в семье, принятый в доме
стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между членами семьи.
Доброжелательность, стремление к взаимной
помощи, общий трудовой настрой благоприятно влияют на формирование личности
ребенка. Важно и единство требований к малышу со стороны взрослых. Ребенок
просит купить ему новую игрушку. Отец отказывает, потому что сын в последнее
время не убирает игрушки на место, а мать, вместо того чтобы поддержать отца,
покупает эту игрушку. Такие действия родителей порождают стремление хитрить,
приспосабливаться.
Плохо, когда взрослые затевают при детях споры о
воспитании. Это неверно ориентирует ребенка, дает ему повод не считаться с
требованиями старших или легко использовать родительские разногласия в своих
целях.
Задают родители и такой вопрос: почему в одной и
той же семье при одном воспитании дети растут совершенно разными. Ответ здесь
очень прост. Каждый ребенок – индивидуальность, он рождается с определенным
темпераментом, набором задатков. Так, одного нужно, скажем, стимулировать к
деятельности, другого успокаивать, вырабатывать у него усидчивость, третьему
внушать уверенность в своих силах. Учитывать специфику нервной системы ребенка
и находить оптимальные варианты воспитательных приемов – дело сложное, но
хорошие результаты оправдывают любые усилия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.