«Карнавал здоровья»
Пояснительная записка
Цель: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, развития творческого и интеллектуального потенциала личности.
Задачи:
· Воспитывать навыки здорового образа жизни.
· Продолжать знакомить с правилами питания.
· Расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека.
· Формирование качеств, составляющих санитарно-гигиеническую культуру.
Форма проведения: праздник.
Участники: учащиеся 1 – 4 классов.
Оборудование и оформление: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация на тему: «Витамины», корзина с овощами, корзина с фруктами, корзина с хлебом, таблички на подставке: «Полезно», «Вредно».
Ход праздника
Этап 1 (В актовом зале)
Ведущий: Сегодня мы с вами проводим карнавал здоровья. Всегда считалось, что здоровье – это богатство на все времена. Наш карнавал пройдёт в три этапа. Первый этап проводится здесь, в актовом зале, второй этап пройдёт на территории школы, а третий – в ваших классных кабинетах.
1. Если хочешь быть здоровым – закаляйся!
Если хочешь умным сильным и красивым быть,
Своим здоровьем занимайся.
2. Это не пустые слова. В век технического прогресса всё дороже для нас здоровье.
3. Здоровье человека – это главная ценность в жизни каждого из нас. Его не купишь ни за какие деньги.
4. Забота о своём здоровье начинается с утра и до позднего вечера.
Сейчас мы вам предлагаем поучаствовать в нашей викторине.
Викторина
1) Что вы должны сделать, как только проснулись? (Сделать зарядку)
2) Что нужно сделать после этого? (умыться, почистить зубы)
3) Что вредит здоровью?
4) Мы бежим быстрее ветра. Кто ответит почему?
Кто-то прыгнул на два метра. Кто ответит почему?
На губах у нас улыбка. Кто ответит почему?
По канату лезу я, потому что с физкультурой мы давнишние … (друзья)
- Друзей здоровья вам покажем.
У них кто спросит, тем расскажут.
Ребятам всем о деле важном.
Как сильным вырасти, отважным.
- Внимание! Внимание! Ускоренная помощь в лагере.
(Звучит сигнал скорой помощи, появляются люди в белых халатах)
- Вы, ребята, нас узнали?
Сайт больницы нашей вы листали?
- Кто излечит, исцелит?
Я тот самый Айболит.
Но к вам пришёл я не затем,
Чтоб ставить градусники всем.
Здесь все здоровы?
( Все отвечают)
- Очень рады приветствовать таких ребят.
Сегодня вы на карнавале,
Чтоб все рецепты наши вы узнали
И организм свой закаляли.
Так отдыхай же, детвора!
Физкульт – ура! Физкульт – ура!
- У нас сегодня карнавал Здоровья.
Быть здоровыми на свете
все хотят: И взрослые, и дети.
- Возьмите в руки карандаш, запишите вы рецептик наш.
Большой рецепт о деле важном:
Как сильным вырасти, отважным!
Рецепт 1. Запомнить нужно навсегда:
Залог здоровья – чистота! (плакат)
Сценка о чистоте.
(Входит Гигиена)
Гигиена: Добрый день! Я – чистота.
С вами быть хочу всегда!
Познакомлюсь с вами,
Чтобы стали мы друзьями.
Как вас зовут? (Все называют каждый своё имя)
Я пришла вас научить, как здоровье сохранить.
Мой совет совсем не сложный, -
с грязью будьте осторожны
(появляется Грязь)
Грязь: Вы про грязь? И я у вас.
Гигиена: Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!
Грязь: Ах-ах-ах! Какое платье! Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела. У меня – другое дело.
От борща пятно большое, вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженное ела, это – в луже посидела,
Это клей, а здесь чернила. Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю, на другой не поменяю.
И открою вам секрет – лучше платья просто нет.
(Грязь пачкает всех, Гигиена не даёт ей это делать)
Грязь: Скоро к вам прибуду. Вы не вымыли посуду?
(все отвечают)
Меня в гости пригласили. Значит. Пол вы не помыли?
(все отвечают)
Плохи совсем мои дела, здесь друзей я не нашла. (Уходит)
Гигиена: Запомнить нужно навсегда: Залог здоровья – чистота. (Все хором)
Рецепт 2. Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим!
(плакат)
-Если будешь ты стремиться распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать.
А кто-то, может, узнает себя.
Сценка
-Наташенька, вставай, уж день глядит в окно!
Ведь ты задерживаешь нас, ведь ты не спишь давно.
Наташенька: Ну, маменька, ну чуточку ещё одну минуточку.
-Наташа, сядь к столу! Ну, сколько можно ждать?
Твой чай уже четвёртый раз пришлось подогревать
Наташенька: Ну, маменька, ну чуточку ещё одну минуточку.
Наташа, спать пора! Ну, сколько раз просить?
Ведь завтра утром снова не сможешь глаз открыть.
Надо запомнить: Правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
Рецепт 3. Вы поели очень вкусно?
Зубы вам почистить нужно
Выходит стоматолог с зубной щёткой. Все повторяют его движения.
- Вы покушали-то вкусно? Сразу зубы чистить нужно.
В руки щёточку возьмём зубной пасты нанесём
И за дело взялись смело, зубы чистим мы умело:
Сверху - вниз и справа – влево, снизу вверх и снова влево
Чтоб не мучиться с зубами, водим щётку мы кругами.
Зубы чистим осторожно, здесь поранить дёсны можно.
Поработали умело, наши зубки стали белы.
А теперь все улыбнитесь, покажите зубки. Молодцы!
Итак, ребята, рецепт простой по утрам и вечерам, а так же после принятия пищи нужно чистить зубы!
Рецепт 4. Надо всем нам твёрдо знать – день с зарядки начинать.
Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам.
Пусть болезни нас обходят, пусть они не ходят в гости к нам.
Предлагаем вместе с нами сделать зарядку.
Зарядка под музыку
Утром после зарядки нужно обтереться мокрой рукавичкой из грубой ткани. Потом полотенцем растереться досуха. Каждое утро начинай с зарядки, закаливания и в течение всего дня не забывайте о подвижных упражнениях.
Рецепт 5. Здоровое питание
Предлагаем вам загадки.
1. Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет красней (помидора).
2. Показался желтый бок, только я не колобок.
Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови меня, я (репка).
3. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,
Кто трогает, тот и ревет (лук).
4. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош (горох).
5. Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная (картошка).
6. Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол (огурец).
А как их можно назвать одним словом? (овощи).
А теперь просмотрим инсценировку произведения «Овощи».
Автор: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту,
Морковку, Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!.. Вот овощи спор завели.
Перец: Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала
Свёклу надо для борща.
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нет!
Капуста: Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный,
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка: Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан: Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.
Автор: Спор давно кончать пора!
Овощи: Спорить бесполезно.
Раздаётся стук в дверь
Овощи: Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.
Все: Это доктор Айболит.
Айболит: Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?
Репа: Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Действительно, все овощи полезны. Овощи являются источником многих витаминов и минеральных солей, необходимых человеческому организму, которые способствуют росту и развитию.
Ребята, нет богатства краше, чем крепкое здоровье наше.
На радость всем, и папе с мамой, растите, дети, крепышами.
Этап 2 (на улице, на территории школы)
«Эстафета по кабинетам здоровья»
Каждый класс – команда. Каждой выдаётся направление – маршрутный лист по кабинетам. Только в этих кабинетах не будет никаких лечений и процедур, здесь ребята будут выполнять задания по ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
· Кабинет 1: ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ.
Задание 1: советы.
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
- Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет!
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
- Нет, нет, нет, нет!
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
- Нет, нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет!
Задание 2: Покажите, как правильно чистить зубы (демонстрация чистки зубов).
· Кабинет 2: Носовой платок.
Задание – показать наличие носового платка, как необходимого гигиенического предмета. У какого класса большее количество, тот и выигрывает на этом этапе.
· Кабинет 3: Средства гигиены.
В этом кабинете ведущий читает загадки о средствах гигиены. Задача команд – отгадать больше.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска).
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало).
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Она станет чище.
(Щётка плательная).
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят…
(Душ).
Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос.
(Носовой платок).
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло).
А о ком я расскажу?
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
(Полотенце).
· Кабинет 4: Витаминная азбука.
Задание: к буквам «А», «В», «С», означающим соответственно витамины А, В, С. Назвать продукты, содержащие эти витамины.
· Кабинет 5: Народная мудрость – о здоровье.
Задание: вспомнить пословицы и поговорки о здоровье, здоровом образе жизни.
· Кабинет 6: Жить без вредных привычек.
Задание: составить советы для детей, чтобы у них не формировались вредные привычки.
Этап 3. Путешествие в страну Витаминию.
Я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете из стихотворения.
Витаминная страна,
Вся чудес она полна –
Витамины здесь живут,
Всех нас в гости к себе ждут.
– Совершенно верно, это волшебная страна «Витаминия». (слайд 1)
Ведущий. Ребята! Наш организм устроен так, что для полноценного здорового существования ему необходимо питание. Питание – это то, что мы с вами кушаем каждый день. А что вы любите есть больше всего?
(Дети называют свои любимые продукты.)
Как вы думаете, все продукты, которые мы любим есть, полезны для нас? В чем разница между вкусным и полезным?
(Дети отвечают.)
В продуктах есть очень важные вещества, которые называются витаминами. Для нормальной жизни необходимо, чтобы в пище содержались витамины. А какие витамины вы знаете?
(Дети отвечают.)
Ведущий. Да, вы правы. Самые полезные и известные витамины: А, В, С, Д.
А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамина А? (слайд 2, 3)
(Капуста, арбуз, тыква, масло, молоко, морковь и др.)
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
(Показывает иллюстрацию с изображением моркови.)
А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамина В? (слайд 4, 5)
(Шиповник, орех, хлеб, картофель, горох, овсянка, гречка, мясо, свекла, помидоры и др.)
Это, ребята, самый главный витамин.
Он и нервы нам подлечит,
И сердечко укрепит,
И мозги нам зарядит,
И повысит аппетит.
Вот какой важный этот витамин!
А еще, чтобы к нам в организм попало много витамина В...
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
(Показывает рисунок с изображением овсянки или другого продукта, содержащего витамин В.)
А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамин С? (слайд 6, 7)
В каких продуктах мы его едим?
(Черная смородина, земляника, капуста, укроп, петрушка, апельсин, лимон и др.)
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
(Показывает рисунок с изображением лимона и апельсина.)
А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамин Д? (слайд 8, 9)
(Рыба, рыбий жир и др.)
Ведущий. Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный, надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить.
– Витамин Д, ребята, помогает укрепить зубы, в нем очень много фосфора. Он помогает в формировании скелета и костей, мускулатуры человека. А еще этот витамин содержится в капусте, молоке, сливочном масле.
– Но кроме этих витаминов существуют и другие. Их очень много: и витамин Е, и витамин Р, витамин N... Витамины бывают натуральные и искусственные. Натуральные витамины содержатся в натуральных продуктах, а искусственные – в таблетках. Как вы думаете, какие витамины наиболее полезны для организма, натуральные или искусственные?
(слайд 10)
(Ответы детей: витамины полезны натуральные, они находятся в натуральных продуктах.)
– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Загадки и отгадки», чтобы еще раз вспомнить самые полезные для нашего здоровья продукты, в которых находятся витамины.
Загадки:
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась.
А как осень подошла,
Нам одежки отдала. (Капуста.)
Снаружи красна,
Внутри бела.
На голове хохолок,
Зеленый лесок. (Редис.)
Развалились в беспорядке
На своей перине-грядке.
Сто зеленых медвежат
С сосками во рту лежат. (Огурец.)
– Ребята, еще несколько дней назад в нашей волшебной стране все шутили и улыбались. Но вдруг появился злой волшебник Чибус, и украл все витамины. А без них все жители страны могут погибнуть. Давайте мы с вами дружно поможем им спасти страну. А сделать мы это сможем, если пройдем все испытания, которые приготовил нам злой волшебник.
– Как вы думаете, справимся мы с ними? Вы готовы к помощи? Тогда вперед!
1-е задание: «Знайка».
Ведущий. Вам нужно вспомнить как можно больше продуктов, содержащих различные витамины. Для участия в этом задании я приглашаю 4 команды. Каждый из вас будет «собирать» свой витамин.
(На выполнение задания дается три минуты. Каждый участник «собирает» слова с названием продуктов, в которых содержится один из витаминов: А, В, С, Д.
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Первое испытание пройдено. Второе задание, которое придумал Чибус – разгадать загадки о продуктах. Но не просто разгадать их. А еще нужно будет сказать, из какой сказки этот продукт.
2-е задание.
• Кругла а не месяц,
Желта а не масло,
С хвостом, а не мышь? (Репа.)
– А из какой это сказки, вам подскажет стихотворение:
• Кто-то за кого-то ухватился цепко.
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! (Сказка «Репка».)
• Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика – только шея тонка. (Тыква. Сказка «Золушка».)
• Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает –
Тот слезы проливает. (Лук. Сказка «Приключения Чипполино».)
• У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Ног нет, а движется;
Перья есть, а не летает;
Глаза есть, а не мигает.
(Рыба. Сказка «О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению…».)
– Молодцы! И с этим заданием мы справились!
3-е задание: «Дорисуй рисунок».
На этом листе – заколдованные овощи и фрукты. Нужно их расколдовать, то есть дорисовать и раскрасить их.
(Дети дорисовывают овощи и фрукты, пририсовывая к геометрическим фигурам, изображенным на ватмане, недостающие детали – хвостик у огурца, помидора, яблока, вишни и пр., и раскрашивают их красками или карандашами.)
4-е задание: «Правильное питание»
Назвать вредные для организма продукты.
5-е задание: Викторина
Вопросы.
1. Цветами какого растения украшала свою причёску королева Франции? (Картофеля.)
2. От какого слова происходит название «капуста», что оно означает? (От слова «капут» - голова.)
3. Что носили рыцари на груди, как талисман? (Луковицу.)
4. В каком овощном растении находится 90% воды? (В капусте.)
5. Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? (Тыкву.)
6. Какое растение в средние века считалось лакомством гномов? (Морковь.)
7. Откуда родом картофель? (Из Южной Америки.)
8. В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы? (В Индии.)
9. Из какого растения в Средней Азии делают посуду? (Из тыквы.)
10. От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? (От лука; вещества называются фитонцидами.)
11. Какое вещество особенно ценится в моркови? (Каротин; попадая в организм человека, превращается в витамин А.)
12. Почему в пищу надо употреблять больше овощей? (В них много витаминов, различных солей и других полезных для нашего здоровья веществ.)
6-е задание: Сочини стихотворение «Полезные советы»
Питаться, заниматься
Крепче, легче
Если правильно питаться, также спортом заниматься,
Будешь ты сильней и крепче, и учиться будет легче.
1. Мясо, рыбу, чёрный хлеб выбираю на обед,
Чтоб здоровой я росла и отличницей была.
Молоко, кефир, творог дарят кальций мне и йод,
Чтобы крепкой я росла и красавицей была.
2. Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
3. Фрукты, овощи на завтрак
Очень детям нравятся.
От здорового питания
Щёчки аж румянятся.
4. Надо кушать много каши,
Пить кефир и простоквашу,
И не забывай про супчик,
Будешь ты здоров, голубчик!
–Спасибо вам, ребята. Вы справились со всеми заданиями и помогли спасти страну «Витаминию». Теперь злой волшебник никогда не посмеет сюда вернуться, мы изгнали его навсегда.
Итак, дети, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужны ЧТО? (Дети: "Витамины!").
Список используемой литературы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» - Москва, Nestle, 2000 г. – 72 с.
2. Бесова М.А. « В школе и на отдыхе». Ярославль Академия развития 2003 г. – 124 с.
3. Горбунова Н.А. «Школьный лагерь» Волгоград. Издательство «Учитель –АСТ», 2003 г. – 146 с.
4. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007г. – 136 с.
5. Товпинец И.П. «Уроки здоровья». Книга для чтения в 3-4 классе. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2007 г. – 98 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.