Ткань, ее качества
и свойства Цель опыта: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее
качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость)
и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Что нужно для
опыта: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка,
спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной
ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья;
какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает
определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани
понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности
и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два
противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами
(режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает);
сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань
и рвется при сильном натяжении.
Древесина, ее качества
и свойства Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные
из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура
поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства
(режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Что нужно для
опыта: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки
и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.
Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает
у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает
определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок,
ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине.
Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет);
пробует переломить его (не получается — значит, прочный); роняет
на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую
фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий
для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Можно определить,
какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.
Волшебная рукавичка
Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать
некоторые предметы.
Что нужно для
опыта: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка
с вшитым внутрь магнитом.
Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают
из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет
почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево,
пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной.
Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть
металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит,
пробуют применить его.
Мы — фокусники Цель опыта: Выделить предметы, взаимодействующие
с магнитом.
Что нужно для опыта: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан
с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной
внутри.
Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее
самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его
на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося
«волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод:
если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть
металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют,
могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет
их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную»
рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри
должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет
действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан
с водой и предлагает детям подумать, как достать ее,
не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
Воздух в почве
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и
материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка);
большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта.
Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов
(дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные,
воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с
водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки
воздуха. Затем ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает
соответствующие выводы.
Волшебный театр
Цель опыта: Понять, что только предметы из металла
взаимодействуют с магнитом.
Что нужно для опыта: «Театральная сцена» на подставке, персонажи
сказки.
Взрослый вместе
с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей
и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои.
Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи пробуют его
на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие
предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают
металлические пластинки с фигурок и проверяют действие
на них магнита (фигурки не притягиваются).
Картотека экспериментов
Ткань, ее качества и свойства
Волшебная рукавичка Цель опыта:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.