Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет, направлен на игры способствующие ребенку для расслабления мышц частей тела, а также пальчиковые игры способствуют развитию. моторики рук. Умение детей выполнять движение под речь педагога. Учить детей доброжелательно, уважительно общаться и помогать друг другу.Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет, направлен на игры способствующие ребенку для расслабления мышц частей тела, а также пальчиковые игры способствуют развитию. моторики рук. Умение детей выполнять движение под речь педагога. Учить детей доброжелательно, уважительно общаться и помогать друг другу.
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот
и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого
пальца.
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие
четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со
словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка
покачивать.
КачелиЗадрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя
руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать
вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья
раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать.
Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
Веер
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в
большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичкесестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Детки
Раздватричетырепять!
Будем пальчики считать —Крепкие, дружные,
Все такие нужные...
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Подъём
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Раскачивать кулачок вверхвниз по ритмике стихотворных строк, а на слово
«вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение
выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя
руками.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим
пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием
«Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
На работу
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со
слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.За работу
Нука, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да
плясать» — энергично шевелить ими
.
Пальчики
Раздватричетырепять —
Вышли пальчики гулять.
Раздватричетырепять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том
же порядке.
Мы считаем
Можно пальчики считать:
Раздватричетырепять.
На другой руке — опять:
Раздватричетырепять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
Утята
Раздва — шли утята.
Тричетыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.А десятый испугался —
Громкогромко запищал:
— Пипипи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого,
а со звуков «Пипипи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков
указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же
самое левой рукой.
Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно
касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками.
Воздушные щелчки
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого
пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резкимдвижением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии
выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Коготочки
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой
палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз.
Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие
двумя руками.
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жужу...
(А. Береснев)
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»).
Шевелить «усами».
Комарик
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок.
Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик»
пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить
вниз (это — «лапки»).
Оса
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое —
пальцем левой руки.Большой братец
Покажи уменье другу,
Покружиська ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец
поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной
корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками
(это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные,
быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
Человечек
«Топтоптоп!» — топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
Дождик
Дождикдождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
(Народная потешка)
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать
ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Коза рогатая
Идет коза рогатая
За малыми ребятами. —
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!..
(Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держатьвыпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу»
«напускать» на ребенка.
Зайчик
Зайка серый скачет ловко
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в
стороны, остальные сжать в кулачок.
Улиточка
У улиткикрошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец.
Продвигаясь медленно вперед, «улит ка» шевелит «усиками».
Кольцо
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в
стороны.
Зайчиккольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их
в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы
развести в стороны.Очки
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(С. Михалков)
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
Стульчик
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к
другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим
пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять
положение рук попеременно па счет «раз», «два».
Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто)
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к
другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец,
оттянутый до отказа, оказался внизу.
Домик
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
Создать угол«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом.
Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с
«окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится
«высокий дом».