Методические рекомендации
по проведению дидактической вариативной игры
«Пойми меня»
для детей 57лет.
Социальный заказ родителей нацеливает педагогов дошкольных учреждений на
качественную подготовку детей к школе. Для того, чтобы ребенок смог успешно
адаптироваться в
него должны быть
сформированы в том числе такие показатели развития, как произвольность
поведения, достигнуты достаточный уровень развития основных психических
процессов, моторики и социальная зрелость, развито умение общаться.
новой социальной роли ученика, у
Специальные исследования показали, что первоклассникам трудно дается
рассказ о поведении и переживаниях других людей, себя самого; дети испытывают
сложности в общении и творческих заданиях, затрудняются в анализе и синтезе, в
использовании простых логических умений и способностей. Отрицательно
сказывается на успеваемости малая дифференцированность и непроизвольность
зрительного восприятия, недостаточно развитая мелкая моторика.
Поскольку и развивается, и обучается дошкольник в игре, следует расширять и
обогащать его игровой опыт так, чтобы упражнять в тех умениях, которые будут
востребованы в школе, способствовать его развитию.
Таким образом, основное значение предлагаемой игры «Пойми меня», состоит в
том, чтобы:
помочь ребенку эмоционально осознать себя самого и других людей;
совершенствовать его выразительные движения; обогащать речь детей
лексикой, называющей эмоции и состояния людей;
показать возможность изживать отрицательные эмоции и связанные с ними
предрассудки, барьеры в общении;
предоставить детям возможность выразить себя в творчестве;
обучать приемам рисования выразительных движений человека (мимика,
жесты, позы), совершенствуя мелкую моторику;
стимулировать развитие произвольного восприятия, воображения, речи и
мышления;
прививать потребность в активной жизненной позиции, интерес к духовному
миру человека.
Представленный дидактический материал показывает привлекательность и
доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность
понятий «воспитанность», «доброжелательность», «милосердие»,
и других.
Игровой наглядный материал построен на пиктограммах и реальных изображениях,
что позволяет детям находить всё новые и новые детали, анализировать, сравнивать
увиденное, создавать свое. Такие игры, направленные в том числе и на
художественноэстетическое развитие, хорошая возможность провести с детьмисодержательный досуг, сплотить детский коллектив, и коллектив взрослых,
используя семейный клуб, совместный досуг, КВН и т.д.
дидактической вариативной игры
Правила
«Пойми меня»
Вариант №1 «Пойми меня»
Цель: учить детей определять состояние человека и изображать его
выразительными движениями; упражнять в установлении причинноследственных
связей; развивать у детей способность к эмпатии; интерес к духовному миру
человека.
В игре участвуют от 5 до 12 детей, ведущий – взрослый.
Правильный ответ поощряется фишкой«успехом».
В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг
друга за честную игру.
Игровая ситуация. Все пиктограммы лежат отдельно изображением вверх. Каждый
игрок берет одну из карточекфотографий, по очереди изображает состояние
человека на своей карточке, не показывая ее другим. Игроки должны назвать
состояние, рассказать, почему это случилось, нужно ли и как можно помочь герою.
Вариант №2 «Парочки».
Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека, упражнять в
умении наполнять схему реальным содержанием; развивать у детей мышление,
способность к эмпатии; прививать культуру общения, интерес к духовному миру
человека.
В игре участвуют от 5 до 8 детей, ведущий – взрослый.
Правильный ответ поощряется фишкой«успехом».
В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг
друга за честную игру.
Игровая ситуация. Каждый игрок начинает с 1 пиктограммы. Все фотографии лежат
отдельно от пиктограмм изображением вверх. Задача игроков – собрать как можно
больше «парочек» и назвать их.
Вариант №3 «Выставка».
Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека, упражнять в
умении наполнять схему реальным содержанием; обучать приемам изображения
мимики и пантомимики человека, развивать у детей воображение, способность к
эмпатии; прививать культуру общения.В игре участвуют от 5 до 8 детей, ведущий – взрослый.
Правильный ответ поощряется фишкой«успехом».
В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг
друга за честную игру.
Игровая ситуация. Каждый игрок берет по 1 пиктограммешаблону и дорисовывает
ее. Проводится экскурсия по выставке детских работ, в течение которой каждый
ребенок представляет свою работу, описывая ее.
Вариант №4 «Синьор Мажор».
Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека, упражнять в
умении наполнять схему реальным содержанием; совершенствовать приемы
изображения мимики и пантомимики человека, развивать воображение, речь;
прививать деликатность, потребность в милосердии.
В игре участвуют от 5 до 12 детей, ведущий – взрослый.
Правильный ответ поощряется фишкой«успехом».
В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг
друга за честную игру.
В игре участвуют только те карточки, на которых изображены отрицательные
переживания людей.
Игровая ситуация. Каждый игрок берет по 1 пиктограммешаблону, называет,
изображает противоположную и получает возможность зарисовать ее. Проводится
экскурсия по выставке детских работ, в течение которой каждый ребенок
представляет свою работу, описывая, что он изменил и почему.
Фантазируйте и дерзайте!
Разработал: воспитатель I квалификационной категории Гудзовская Л.С.,
педагогический стаж 22 года.