1. Кодификатор.
1.1 перечень элементов содержания
№ п/п |
Элементы содержания, проверяемые заданиями промежуточной аттестации |
1. |
Техника чтения и понимание прочитанного |
2. |
Читательский кругозор |
3. |
Литературоведческая пропедевтика |
4. |
Речевое развитие |
1.2 перечень проверяемых требований к результатам освоения программы
№ п/п |
Требования к результатам освоения образовательной программы, поверяемые заданиями промежуточной аттестации |
Блок А |
|
1. |
Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде (ответы на прямые вопросы к тексту). |
2. |
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
3. |
Умение выделять существенную информацию из литературного текста. |
4. |
Находить в тексте образные слова и выражения (сравнения). Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
5. |
Умение определять главную мысль произведения. |
6. |
Умение соотносить заглавие с темой или основной мыслью текста. |
7. |
Умение ориентироваться в мире книг. Определять произведение в нужный раздел книги (по тематике произведения). |
8. |
Умение определять жанр произведения. |
Блок Б |
|
1. |
Умение находить и указывать героев произведения. |
2. |
Умение устанавливать последовательность изложенных событий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте |
3. |
Умение восстанавливать последовательность пунктов простого плана. |
4. |
Умение формулировать личную оценку герою и его поступкам. |
5. |
Умение приводить примеры художественных произведений и авторов по данной тематике текста. |
6. |
Умение приводить примеры героев художественных произведений |
2. Спецификация.
2.1 Назначения КИМ промежуточной аттестации.
Целью является:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования.
2.2. Перечень нормативных документов.
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30августа 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
-Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
- Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и переводе учащихся в следующий класс.
-Рабочая программа.
2.3 Описание общей структуры КИМ
Работа состоит из 2 частей, 1 часть – задания с выбором ответа, 2 часть – задания с кратким ответом
Распределение заданий в промежуточной аттестации.
№п/п |
Часть работы |
Тип заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
1 |
Часть 1 |
задания с выбором ответа |
8 |
8 |
2 |
Часть 2 |
задания с кратким ответом
|
6 |
6 |
2.4 Распределений заданий КИМ промежуточной аттестации по содержанию, проверяемые умениям и способам деятельности.
В работе содержатся задания, отраженные в кодификаторе элементов содержания.
№ п/п |
Названия раздела (Элементы содержания, проверяемые заданиями промежуточной аттестации) |
Количество заданий |
1. |
Техника чтения и понимание прочитанного |
8 |
2. |
Читательский кругозор |
3 |
3. |
Литературоведческая пропедевтика |
2 |
4. |
Речевое развитие |
1 |
2.5 Распределение заданий КИМ по уровням сложности.
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Базовый |
12 |
12 |
Повышенный |
2 |
2 |
Высокий |
|
|
Итого |
|
|
2.6 Продолжительность промежуточной аттестации.
На проведение работы отводится_45 мин._______
2.7 Система оценивания промежуточной аттестации.
Для оценивания результатов выполнения работ участниками используется суммарный первичный балл.
Система формирования суммарных первичных баллов
За верное выполнение каждого из заданий №1-14 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 14 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено 0 или 1 балл.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.
Критерии оценивания заданий Б4, Б6.
№ задания |
Правильный ответ или критерии оценивания |
Б4 |
1 балл: дано связное монологическое высказывание, содержащее оценку поступку главного героя, его характеристика. 0 баллов: все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл (например, «Валя была трусихой, потому что боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц»») |
Б6 |
1 балл: названы герои (герой) детских произведений, на которых ученик хотел бы походить и дано небольшое объяснение своему выбору. 0 баллов: ученик не ответил или частично выполнил задание |
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 12-14 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 11баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 7 – 10 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»
Мониторинг по литературному чтению
за 3 класса
Прочитай текст.
Трусиха
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от
страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная,
клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась...
(236 слов) (Н. Артюхова)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
А) летом
Б) зимой
В) поздней осенью
А2. Где происходят события, описанные в тексте?
А) на улице
Б) во дворе
В) в доме
А3. Почему Валю считали трусихой?
А) боялась быть дома одна
Б) боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц
В) боялась отвечать у доски
А4. Укажи близкое по значению сочетание слов к слово- сочетанию «бросились врассыпную».
А) в разные стороны
Б) в укрытие
В) под защиту взрослых
А5. Отметь пословицу, определяющую главную мысль текста.
А) Сам погибай, а товарища выручай.
Б) Один за всех, а все за одного.
В) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста.
А) тема
Б) основная мысль
А7. В какой раздел книги ты поместишь это произведение?
А) о братьях наших меньших
Б) друзья познаются в беде
В) кто духом пал, тот пропал
А8. Определи жанр произведения
А) сказка
Б) рассказ
В) басня
Г) былина
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Назови героев произведения.
Б2. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков: «Лохмач с цепи сорвался! ... К нам бежит!...»
А) встала Д) взвизгнула
Б) выбежала Е) крикнула
В) захлопнула Ж) бросила
Г) вбежала З) схватила
Б3. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Запоздалый плач Вали
Б) Предупреждение об опасности
В) Спасительная помощь
Г) Игра детей на куче песка
Д) Лохмач
Б4. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
Б5. Запиши фамилии писателей (2—З), писавших о детях и про детей.
Б6. Назови героев произведений детских писателей, на которых ты хотел бы походить. Почему?
Ответы к тесту по литературному чтению (входной мониторинг), 4 класс
Блок А
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
А1. |
А |
А3. |
Б |
А5. |
В |
А7. |
Б |
А2. |
А |
А4. |
А |
А6. |
А |
А8 |
Б |
Блок Б
Номер задания |
Ответ |
Б1. |
Валя, Андрюша, мальчики, Лохмач, сторож. |
Б2. |
Г, В, Д, Б, З, А, Ж, Е |
Б3. |
Г, Б, Д, В, А |
Б4. |
Свободный ответ. |
Б 5. |
Свободный ответ. |
Б6. |
Свободный ответ. |
Спецификация
Контрольно-измерительных материалов для проведения
мониторинга качества образования по литературному чтению
обучающихся 3класса
1. Назначение КИМ – оценить качество подготовки литературному чтению обучающихся 3класса с целью выявления уровня освоения учебного материала; определить уровень сформированности навыков осознанного чтения, уровень понимания содержания и особенностей художественного текста. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
ü Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г);
ü Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001;
ü Программа «Литературное чтение» авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России». Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 1. [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
3. Структура тестовой работы.
Работа по литературному чтению представляет собой текст, который состоит из художественного текста объемом 236 слов для чтения и 14 заданий к нему.
8 из 14 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из 2-4 предложенных (ВО), 4 задания с кратким ответом (КО), 2 задания с развернутым ответом (РО), требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.
Все вопросы и задания разделены на 2 уровня сложности: уровень А – базовый, уровень Б – средней сложности.
4. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение» представлено в таблице 1.
При разработке содержания тестовой работы учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, поверки овладения умениями по предмету «литературное чтение». Распределение заданий по основным элементам содержания, уровням сложности, типам заданий представлены в плане тестовой работы (таблица 2)
Таблица 1
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение»
№ п/п |
Содержательные линии |
Число заданий |
1. |
Техника чтения и понимание прочитанного |
8 |
2. |
Читательский кругозор |
3 |
3. |
Литературоведческая пропедевтика |
2 |
4. |
Речевое развитие |
1 |
Таблица 2
План тестовой работы
№ задания |
Содержательная линия |
Контролируемые умения |
Тип задания |
Уровень сложности
|
Максимальный балл |
|
Блок А |
|
|
|
|
1 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде (ответы на прямые вопросы к тексту). |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
2 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
3 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение выделять существенную информацию из литературного текста. |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
4 |
Литературоведческая пропедевтика |
Находить в тексте образные слова и выражения (сравнения). Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
5 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение определять главную мысль произведения. |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
6 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение соотносить заглавие с темой или основной мыслью текста. |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
7 |
Читательский кругозор |
Умение ориентироваться в мире книг. Определять произведение в нужный раздел книги (по тематике произведения). |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
8 |
Литературоведческая пропедевтика |
Умение определять жанр произведения. |
ВО |
Базовый уровень |
1 |
|
Блок Б |
|
|
|
|
1 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение находить и указывать героев произведения. |
КО |
Базовый уровень |
1 |
2 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение устанавливать последовательность изложенных событий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте |
КО |
Базовый уровень |
1 |
3 |
Техника чтения и понимание прочитанного |
Умение восстанавливать последовательность пунктов простого плана. |
КО |
Базовый уровень |
1 |
4 |
Речевое развитие |
Умение формулировать личную оценку герою и его поступкам. |
РО |
Средней сложности |
1 |
5 |
Читательский кругозор |
Умение приводить примеры художественных произведений и авторов по данной тематике текста. |
КО |
Базовый уровень |
1 |
6 |
Читательский кругозор |
Умение приводить примеры героев художественных произведений |
РО |
Средней сложности |
1 |
Используемые обозначения:
ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.
КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
5. Система оценивания, выполнения отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий №1-14 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 14 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено 0 или 1 балл.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.
Критерии оценивания заданий Б4, Б6.
№ задания |
Правильный ответ или критерии оценивания |
Б4 |
1 балл: дано связное монологическое высказывание, содержащее оценку поступку главного героя, его характеристика. 0 баллов: все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл (например, «Валя была трусихой, потому что боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц»») |
Б6 |
1 балл: названы герои (герой) детских произведений, на которых ученик хотел бы походить и дано небольшое объяснение своему выбору. 0 баллов: ученик не ответил или частично выполнил задание |
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 12-14 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 11баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 7 – 10 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»
6. Время выполнения работы и условия её проведения
Общее время выполнения работы 40 мин.
7. При разработке тестов была использована следующая литература:
1. Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.]. – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2013
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. – М.: ВАКО, 2010.
3. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2008.
4. Комбинированные тесты. 3-4 класс: русский язык, литературное чтение и развитие речи, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие. Издание 2-е / Иванова Л.Л., Суслов В.Н. Под. ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов н/Дону: Легион. – М., 2009.
5. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые задания /Т.А. Круглова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс /Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2011.
Мониторинг по литературному чтению
за 1 полугодие 3 класса
Прочитай текст.
Трусиха
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от
страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная,
клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась...
(236 слов) (Н. Артюхова)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
А) летом
Б) зимой
В) поздней осенью
А2. Где происходят события, описанные в тексте?
А) на улице
Б) во дворе
В) в доме
А3. Почему Валю считали трусихой?
А) боялась быть дома одна
Б) боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц
В) боялась отвечать у доски
А4. Укажи близкое по значению сочетание слов к слово- сочетанию «бросились врассыпную».
А) в разные стороны
Б) в укрытие
В) под защиту взрослых
А5. Отметь пословицу, определяющую главную мысль текста.
А) Сам погибай, а товарища выручай.
Б) Один за всех, а все за одного.
В) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста.
А) тема
Б) основная мысль
А7. В какой раздел книги ты поместишь это произведение?
А) о братьях наших меньших
Б) друзья познаются в беде
В) кто духом пал, тот пропал
А8. Определи жанр произведения
А) сказка
Б) рассказ
В) басня
Г) былина
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Назови героев произведения.
Б2. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков: «Лохмач с цепи сорвался! ... К нам бежит!...»
А) встала Д) взвизгнула
Б) выбежала Е) крикнула
В) захлопнула Ж) бросила
Г) вбежала З) схватила
Б3. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Запоздалый плач Вали
Б) Предупреждение об опасности
В) Спасительная помощь
Г) Игра детей на куче песка
Д) Лохмач
Б4. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
Б5. Запиши фамилии писателей (2—З), писавших о детях и про детей.
Б6. Назови героев произведений детских писателей, на которых ты хотел бы походить. Почему?
Ответы к тесту по литературному чтению (входной мониторинг), 4 класс
Блок А
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
А1. |
А |
А3. |
Б |
А5. |
В |
А7. |
Б |
А2. |
А |
А4. |
А |
А6. |
А |
А8 |
Б |
Блок Б
Номер задания |
Ответ |
Б1. |
Валя, Андрюша, мальчики, Лохмач, сторож. |
Б2. |
Г, В, Д, Б, З, А, Ж, Е |
Б3. |
Г, Б, Д, В, А |
Б4. |
Свободный ответ. |
Б 5. |
Свободный ответ. |
Б6. |
Свободный ответ. |
Мониторинг по литературному чтению
за 2 полугодие 3 класса
Прочитай текст.
Ссора птиц
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:
— Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, — сказали вороны.
— Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, — предложили скворцы. — Будем стараться все как один, может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
— Давайте, — заговорили голуби, — все разом взмахнём крыльями, может, взлетим, поднимем сеть?
— Верно, — подхватили остальные птицы. — Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, — диву дался и бросился вдогонку.
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ним птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»
И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
— Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
Услышали это голуби и рассердились:
— Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее.
Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал.
(304 слова)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. Где происходят события, описанные в начале текста?
А) в деревне
Б) в поле
В) в лесу
А2. Почему попались птицы в сеть?
А) соблазнились приманкой
Б) любопытно было узнать, что внутри
В) захотели попасть в клетку
А3. Выбери верный вариант значения выражения «все как один».
А) дружно
Б) весело
В) быстро
А4. Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?
А) птицы выбились из сил
Б) птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту
В) птицы запутались в сети
А5. Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?
А) Дружно не грузно, а врозь хоть брось
Б) Друзья познаются в беде
В) Долг платежом красен
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
А) основная мысль
Б) тема
А7. В какой сборник можно поместить это произведение?
А) сборник сказок
Б) сборник басен
В) сборник былин
Г) сборник рассказов
А8. Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?
А) И. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Б) И. Крылов «Мартышка и очки»
В) И. Крылов «Кот и повар»
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Назови героев произведения.
Б2. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи — почему.
Б3. Объясни значение выражения «диву дался».
Б4. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Снова в неволе
Б) Птицы держат совет: как вырваться на волю
В) Дружный полёт
Г) Соблазнившись приманкой, птицы попадают в сеть
Д) Вздорная ссора птиц
Б5. О чём главном хотел сказать нам автор, аргументируй свой ответ словами из текста.
Б6. Вспомни названия произведений (1—2), героями которых тоже являются птицы.
Ответы к тесту по литературному чтению (промежуточный мониторинг), 4 класс
Блок А
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
А1. |
В |
А3. |
А |
А5. |
А |
А7. |
А |
А2. |
А |
А4. |
Б |
А6. |
Б |
А8 |
А |
Блок Б
Номер задания |
Ответ |
Б1. |
Птицы, птицелов.
|
Б2. |
Нет, так как скворцы на зиму улетают в теплые страны.
|
Б3. |
Удивился.
|
Б4. |
Г, Б, В, Д, А
|
Б 5. |
Автор хотел сказать нам о том, что любое дело нужно выполнять сообща, дружно. Он пишет: «Когда дружба врозь, работа на лад не идет».
|
Б6. |
Свободный ответ.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.