Ход мероприятия.
Вед – Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
– Это и будет темой нашего классного часа: “Добро и зло.
Честь и достоинство”.
Очень часто можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по
себе, не обращая внимание на беды и трудности окружающих нас людей. В мире где
денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании
бескорыстно помогать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души,
которым во все времена славилась наша Россия.
Так ли это на самом деле?
Ответ на этот вопрос очень и очень важен, потому что речь идет о стержне
характера нашего народа. Делать добро людям – это душевная потребность для всех
россиян, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. Сегодня так много
зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в добро, благородство,
милосердие и бескорыстие людей.
Так что же такое «ДОБРО»?
– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.
Высшее проявление добра – мир и любовь? (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.)
Высшее проявление зла? (война, убийство).
Народная мудрость.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. Как вы думаете о чем говорит это поверье?
О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой состоит смысл человеческой жизни.
Доброта – это признак сильной личности. Добрый человек он не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. Не зря же говорят, что «злой и плачет от зависти, а добрый – от радости» Добро – оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: « Добро – не лихо, ходит тихо». Пословицы о добре
-Всяк добр, да не до всякого.
— Добра желаешь – добро и делай.
— Добро на худо не меняют.
— Доброе дело без награды не остается.
— Доброе смолчится, худое молвится.
— Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
— Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
— Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
— Добрые вести прибавят чести.
— Добрые чувства – соседи любви.
Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
+ звучит песня Шуры «Твори добро»)
Что же говорили писатели о добре и доброте?
Лев
Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести
больше всех остальных».
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю
этого свойства и в самом себе».
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так
дорого, как вежливость и доброта».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра
в людях».
Добро
и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша.
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
Вед.
ДОБРО
- это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека,
общества в целом.
ДОБРОТА – это морально-ценностная черта человека, включающая такие
характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К таковым
свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность
поступиться своими интересами ради остальных, способность к самоограничению,
бескорыстие и т.д.
Вед. Мы живём в коллективе, коллектив не любит злых и бессердечных людей.
Помогайте друг другу в трудную минуту, радуйтесь за друга, когда у него всё хорошо, тогда и вам придут на помощь, и за вас кто-то порадуется.
Вед. - Я очень хочу услышать от вас ответы и на другие вопросы, интересующие всех.
1) Всегда ли надо быть добрым?
2) Нужно ли человеку доброе сердце?
3) Что значит милосердный поступок?
4) Каким должно быть милосердие?
5) Понятия « добрый» и « добренький» - это одно и тоже или нет?
Тест «Добрый ли Вы человек?» отвечайте да или нет
1.
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть
на
подарки друзьям?
2.
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему
понять, что это вас мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7.
Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно
не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы
охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем- то, чтобы развеселить окружающих?
Засчитайте 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и «нет» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12
Больше 8 очков - вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это не пойдет.
4-8 очков. Ваша доброта- воля случая, добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем не приятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но наверное надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Из этого теста, я думаю, вы узнали что-то новое о себе.
Анкета.
Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах.
1. В вашем классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего:
а) объявить ему бойкот;
б) не обращать на это внимание;
в) постараться изменить свое отношение к новичку.
2. Ваш товарищ резко изменил свой имидж и Вам это не понравилось. Вы будете стремиться:
а) «уколоть» его;
б) игнорировать его;
в) терпимо относиться к нему.
3. Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей?
а) мне хочется унизить и оскорбить его веру;
б) каждый человек имеет право на свой выбор;
в) с уважением отношусь к любой религии.
4. Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?
а) стараюсь не общаться с ним;
б) не замечаю его;
в) стараюсь поддержать его.
Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/
Тест поможет хотя бы приблизительно определить вашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.
1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:
а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;
б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а/ да; б/ нет.
3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:
а/ да; б/ нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?
а/ вам всегда это трудно сделать; б/ сравнительно легко.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:
а/ да; б/ нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:
а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;
б/ рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите эти баллы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
Давайте попробуем составить правила толерантного общения. Например:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Демонстрация видеоролика «Всё в твоих руках» (притча) https://www.youtube.com/watch?v=A1dz-tRXoxY
Ситуативный практикум.
Педагог озвучивает ситуацию: «Ваш обидчик оказался в трудном положении. Только вы можете ему помочь. Как вы поступите?» (рассказы детей о случаях нравственного выбора).
Рассуждение: обидчик – обидел – совершил плохой поступок по отношению к тебе – сделал зло. Чем ты ответишь? А что такое зло?
(Дети называют слова, а учитель выставляет на «Дорогу зла» таблички: война, предательство, жадность, воровство, эгоизм, обман, жестокость, хамство, оскорбление, проявление силы над слабыми, пьянство, наркомания, курение, неуважение к старшим).
Обращение педагога: «Посмотрите, как много слов на «Дороге зла». Всё это есть в нашей жизни, раз вы это называете. А почему злого больше, чем доброго? Как избавиться от зла?»
Ответы: «Зло часто маскируется, его трудно угадать. Надо уничтожать в себе плохие качества. Совершать больше добрых поступков. Стремиться делать добро и становиться лучше».
Вед. Сегодня новое поколение все чаще выбирает другую лёгкую жизнь, лёгкие заработки. Увеличивается число преступлений, совершённых малолетними преступниками
Но если доброта станет главным и естественным свойством ребенка, станет условием его жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.
И помните всегда:
Надо учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только захотеть этого очень и очень сильно. Надо слушать свое сердце.
Возможно вы замечали что мир который видите вы, отличается от мира который видят люди которые вас окружают , с каждой ситуаций через которую мы проходим — мы растем, меняемся, и в соответствии с этим меняются наши убеждения и наш взгляд на мир.
Есть притчи о добре и зле
Два дервиша три месяца шли по пустыне. И вот — долгожданный оазис. Они вдоволь напились воды и решили найти дом, в котором можно было бы остановиться до утра.
Хозяева дома, в который постучались странники, увидели перед собой двух грязных людей в оборванных одеждах, которые просили пустить их переночевать.
— Пустим их в сарай, а то запачкают весь дом так, что никогда не отмоешь, — сказал глава дома своей жене.
— Правильно, — сказала она ему в ответ.
— Сейчас вас проводят, а утром пастух вас разбудит и покажет дорогу в ту сторону, куда вы держите путь. Дервиши поблагодарили хозяев и отправились спать.
Сарай, в котором находились бараны, был в запущенном состоянии, напротив стога сена зияла огромная дыра, через которую можно было увидеть стену соседнего дома. Расположившись, путешественники заснули. Но посреди ночи молодой дервиш проснулся и увидел, как его учитель, стоя на коленях, читает молитву.
— Что вы делаете, учитель?
— Я латаю дыру, — послышался шепот в тишине.
— Но зачем вы это делаете? Хозяева дома нас плохо приняли, даже не налив воды и не дав куска хлеба, зачем вы помогаете им?
— Есть вещи, которые не дано видеть с первого взгляда, мир
не всегда такой, каким его видишь ты.
Молодой дервиш, не задавая больше вопросов, лег спать, так
и не поняв смысл сказанного учителем. Утром, не дожидаясь пастуха, дервиши продолжили путь.
Спустя месяц они прошли пустыню и наткнулись на небольшой аул.
Давай найдем дом для ночлега, — сказал старший дервиш.
В первом же доме уставших путников радушно приняли.
— Простите за скромный прием, — оправдывался хозяин, разламывая горячую лепешку, которую для гостей запекли в тандыре. Сейчас жена приготовит плов, а потом я нагрею побольше воды для того, чтобы вы смогли умыться после долгого пути.
Уложив путников на своей кровати, хозяева расстелили курпачи во дворе на айване и заснули. История повторилась. Посреди ночи молодой дервиш проснулся и увидел, как его учитель молится, стоя на коленях. Он не стал задавать вопросы, зная, что учитель опять хочет помочь хозяевам дома. Утром гостей разбудила хозяйка дома. Она оплакивала сдохшую корову, которая была единственной в доме.
— О учитель, я видел как ты молился ночью, почему в доме, который плохо принял нас, ты залатал дыру и помог хозяевам, а в доме, где нам был оказан царский прием, сдохла корова?
— Мой юный друг, есть вещи, которые не дано видеть с первого взгляда, мир не всегда такой, каким его видишь ты.
Молодой дервиш обиделся на своего учителя и не разговаривал с ним до тех пор, пока они не вышли из дома и не продолжили свой путь.
— Послушай, — начал старший дервиш. — Я увидел, что в первом доме через месяц должна была обрушиться стена, проломив часть пола. И в этой яме хозяева должны были найти большой
клад, которого они недостойны, поэтому я сделал так, чтобы стена опять стала целой. Во втором доме ночью смерть пришла за женой хозяина для того, чтобы забрать на тот свет, но я остановил ее, предложив взять жизнь коровы. Помни, есть вещи, которые не дано видеть с первого взгляда, мир не всегда такой, каким его видишь ты.
Вед. Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему, может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.
Каждый знает, что в жизни не всегда все идет гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что не в силах изменить, а если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом. Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро – это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: « Здорово! Мне повезло!» А может, к вам просто вернулась ваша доброта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.