Класс 7 Тема Класс Паукообразные
Оценка 4.8

Класс 7 Тема Класс Паукообразные

Оценка 4.8
doc
13.05.2022
Класс 7 Тема Класс Паукообразные
Класс 7 Тема Класс Паукообразные.doc

Класс: 7 Тема: Класс Паукообразные


Задача: Проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности Паукообразных и наземной средой обитания. Опровергнуть необоснованные предубеждения в отношение Паукообразных и показать их значение в природе и жизни человека. 

Цели урока: I. Познавательный аспект

1.     учить каждого ученика самостоятельно добывать знания

2.     формировать навыки работы с таблицей, учебником, раздаточным материалом, дополнительной литературой

II. Развивающий аспект

1.     развитие речи – обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение ее смысловых функций

2.     развитие мышления в процессе обучения умениям сравнивать, анализировать, выделять главное

3.     развитие самостоятельности, уверенности в своих силах

III. Воспитательный аспект: формирование

1.     уважительного отношения друг к другу

2.     любви к природе

3.     гигиенических навыков (профилактика чесотки, клещевого энцефалита, встречи с ядовитыми паукообразными)

Оборудование: таблица, иллюстрации, схемы, рисунки

 


План урока

1.     Актуализация знаний

2.     Пауки. Особенности строения и жизнедеятельности. Паутина. Роль пауков в природе.

3.     Клещи. Многообразие видов. Возбудители и переносчики болезней. Меры профилактики заболеваний.

4.     Скорпионы – древнейшие паукообразные. Их характерные признаки.

5.     Закрепление.


Методы обучения


Проблемный. Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания?
Частично поисковый.


Формы организации учебной деятельности


Работа в группах. Работа с учебником. Решение познавательных задач


Ход урока


I. Приветствие. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. И я предлагаю вам поставить себе оценки уже в начале урока. Ставьте ту, какую вы бы хотели получить за урок на листах самооценки.


II. Проверка домашнего задания

Ребята, какой тип животных мы начали изучать на прошлом уроке? (Членистоногие)

Давайте вспомним, Какие признаки строения характерны для представителей всего типа? (Хитиновый покров - наружный скелет, конечности состоят из члеников, появляется поперечно-полосатая мускулатура, тело сегментировано)

В какие классы объединяются представители типа Членистоногих? (Ракообразные, паукообразные, насекомые)
Тест «Проверь себя» (фронтальная проверка)

1.     Рак дышит жабрами (Да).

2.     Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

3.     Тело рака состоит из двух отделов (Да).

4.     У рака простые глаза (Нет).

5.     Раки – растительноядные (Нет).

6.     Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

7.     Для рака характерна регенерация клешней (Да).

8.     С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

9.     Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

15. Кровь у рака красная (Нет).

16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

17. Живут раки до 50 лет (Нет).


III.Активизация познавательной активности


Послушайте, о чем говорит одна из греческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмина. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится со моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной Земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и, это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказанье за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют арахнидами.

Как называется наука о пауках? – Арахнология.
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Что мы будем изучать?
Итак, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам. 

  • А откуда произошло слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь.

«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук – криворучка и кривоножка».

 

На уроке постараемся разобраться и ответить на вопросы:
Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания?

Как вы относитесь к паукам? Боитесь ли?

Тема на доске. Класс Паукообразные  

Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов. Мы с вами познакомимся с четырьмя:

Скорпионы. Сенокосцы. Пауки. Клещи.


IV. Изучение новой темы
Работа с иллюстрациями

Сравнение, заполнение таблицы


Работа по группам с учебником, литературой


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

(упражнение на развитие головного мозга – игра с пальчиками)

Давайте охарактеризуем пауков на примере паука-крестовика.

Определите систематическое положение паука.       
Давайте откроем наши таблицы. Запишем признаки, характерные для паукообразных. 

Для этого прочитаем стр 61-62

  • отделы тела – головогрудь, брюшко 
  • число ходильных ног – 8
  • усиков – нет
  • глаза – простые, количество – различно: у пауков-8, скорпионов до 10, 2-4 у других, клещи - слепы
  • пищеварительная система – как и у ракообразных - какая? (отвечают), желудок - сосательный, 
  • ротовой аппарат – сосущий, окружен хелицерами. (Д)
  • ядовитые железы у основания хелицер, переваривание – наружное
  • ногощупальцы позади рта имеют вид клешни или ходильных ног
  • Есть паутинные бородавки.
  • Органы дыхания – легие, трахеи – трубочки, пронизывающие тело.


40

  • Выделительная система – мальпигиевы сосуды. (Д)
  • Кровеносная система – незамкнутая, трубочковидное сердце
  • Н.С. – узлового типа – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.
  • Органы размножения – раздельнополы, оплодотворение – внутреннее ил наружное,
  • партеногенез – появление самок из неоплодотворенных яиц.
  • Самка откладывает яйца в кокон, некоторые живородящи и заботятся о потомстве 

 

Давайте проверим. Что у вас получилось. (Ребята читают таблицу)

Физкультминутка   (упражнение на развитие головного мозга – игра с пальчиками)

Пауки 

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (Почему пауки не попадаются в свои сети?)


1. Какова роль паутины в жизни пауков?  


Жилище и зимовальный мешок
Ловчая сеть
Средство распространения паучков 
Строение кокона

2. Все ли пауки строят паутину?      

нет, пауки – волки, не строят, преследуют свою добычу

3. Какие пауки могут принести неприятности человеку?      

Каракурт, тарантул

4. Все ли пауки живут на суше?   

нет, паук - серебрянка

5. Какова роль пауков в природе?

По мнению некоторых ученых, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми, уничтожают гораздо меньше насекомых, чем пауки
 Что еще интересного вы знаете о пауках?      


Сенокосцы


1. Какие отличительные признаки имеют сенокосцы?         

Длинные тонкие конечности 
Брюшко подразделено на сегменты
Нет паутинных бородавок, не плетут паутину
Имеют яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца в почву.
Хелицеры в виде маленьких клешней
Ведут ночной образ жизни.

2. За что получили такое название? 

Способны отбрасывать конечности. (Пауки – коси - сено)

3.Какое значение имеют?

Питаются разлагающимися остатками, насекомыми, моллюсками

Клещи

1.     Какие особенности строения имеют клещи?        


Тело не подразделено на головогрудь и брюшко – слитное.
Ротовые части приспособлены для прокалывания и сосания
Мелкие размеры
У личинок бывает не 4, а 3 пары ног

 

2.     Почему к этой группе паукообразных проявляют интерес люди разных специальностей: агрономы, врачи, ветеринары?


Значение почвенных клещей – разлагают животные и растительные остатки
Хищные клещи поедают вредных насекомых, участвуют в почвообразовательных процессах
Мучной клещ – поражает зерновки хлебных злаков, 
Растительноядные клещи, например, паутинистый – поражают растения, высасывая соки и вызывая гибель растения.
Являются переносчиками опасных заболеваний:
Чесоточный зудень – поражает кожу, вызывает чесотку. Меры предосторожности – соблюдение правил личной гигиены.
Кровососущие иксодовые клещи – переносчики клещевого энцефалита
 

Я предлагаю вам посмотреть видео о клещах.

  
3. Предложите правила предосторожности посещения леса.


Закрывать открытые участки тела
Осматривать друг друга после посещения леса
Отряхнуть одежду
Пользоваться репеллентами
Если клещ все же прикрепился, смазать его маслом, подождать пока сам вынет хоботок, обработать йодом, обратиться к врачу

Скорпионы    

1.     Кто был предками современных паукообразных? (ракоскорпион)

2.     Каковы характерные признаки скорпионов?


Ногощупальца в виде клешней
Сегментированное брюшко
Ядовитая железа на конце брюшка, которое заканчивается иглой.

 

3.     Значение скорпионов 

4.     Говорят, если скорпиона окружить огненным кольцом, то он жалит себя и падает замертво. Как вы думаете – это правда?


Нет. Он притворяется. Если скорпиона поместить в условия с привычной для него температурой, то он оживет

5.     Какие приспособления позволили паукообразным широко распространится на суше?


Паутина
Ядовитые железы
Небольшие размеры
Экономное использование воды
Пауки способны менять окраску, притворяться частями цветка, подражать запахами 

 

Скажите, пожалуйста, какова роль паукообразных в природе и для человека?   


V. Закрепление 
Ответ на проблемный вопрос.

Работа с текстом.   

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______.  Пищеварение у пауков _____________.  Дыхание пауков обеспечивают__________и________.  У пауков _______пары ног.  Развитие _________.

Тело пауков разделено на головогрудь и брюшко. На голове расположены простые глаза. Все пауки имеют паутинные бородавки. Паутина используется для строительства_паутины и  охоты.  Пищеварение у пауков наружное.  Дыхание пауков обеспечивают легкие и трахеи .  У пауков __4_пары ног.  Развитие без превращения.

Выводы: Итак, ребята, в начале урока поставили перед собой проблему, на который искали ответ в течении урока. Что мы ответим на поставленные вопросы?  Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания? Вы уже многое узнали о Паукообразных. Будете бояться представителей Паукообразных?

- Не всех паукообразных надо бояться, но с некоторыми надо быть осторожными
Паукообразные приносят пользу.
Необходимо соблюдать правила личной гигиены при контакте с клещами.


VI.Домашнее задание. Оценка за работу на уроке.


Домашнее задание:  §14, ответить на вопросы, составить кроссворд по теме «Ракообразные и паукообразные», подумать над биологическими задачами.
     

Все боятся пауков          
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

 

Ребята! Спасибо за урок!

 


Класс: 7 Тема: Класс Паукообразные

Класс: 7 Тема: Класс Паукообразные

Ход урока I. Приветствие

Ход урока I. Приветствие

III.Активизация познавательной активности

III.Активизация познавательной активности

На уроке постараемся разобраться и ответить на вопросы:

На уроке постараемся разобраться и ответить на вопросы:

Физкультминутка (упражнение на развитие головного мозга – игра с пальчиками)

Физкультминутка (упражнение на развитие головного мозга – игра с пальчиками)

Какие отличительные признаки имеют сенокосцы ?

Какие отличительные признаки имеют сенокосцы ?

Являются переносчиками опасных заболеваний:

Являются переносчиками опасных заболеваний:

Небольшие размеры Экономное использование воды

Небольшие размеры Экономное использование воды

Ловят мух и комаров Добрые соседи!

Ловят мух и комаров Добрые соседи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022