Классификация методов обучения — это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы и подгруппы:
• по источнику изложения учебного материала выделяют словесные методы, наглядные и практические;
• по характеру учебно-познавательной деятельности – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, проблемный (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.);
• методы эвристического обучения – когнитивные (сравнение, аналогия, синтез, классификация, эвристическое наблюдение, эмпатия, метод фактов, конструирование понятий и т.д.), творческие (мозговой штурм, методы синектики, морфологического ящика, прогнозирования, обратной картины, гиперболизации, агглютинации и т.д.), оргдеятельностные (целеполагания, планирования, нормотворчества, метод создания образовательных программ, контроля, рефлексии и т.д.) (Хуторской А.В.);
• по логике изложения и восприятия учебного материала – индуктивные и дедуктивные;
• по степени осознанности восприятия учебного материала (или познавательной активности) – пассивные, активные, интерактивные (Смолкин А.М.);
• по субъекту образовательного процесса – преподавания (методы, которые применяет учитель), учения (методы, которые применяют учащиеся) (Запрудский Н.И.);
• по назначению – приобретение знаний, формирования умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений и навыков (Данилов М.А., Есипов Б.П.);
• по дидактической цели – коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий, контрольный методы (Онищук В.Я.);
• по направленности деятельности учителя и обучающихся – методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий, методы контроля и самоконтроля (Бабанский Ю.К.);
• по преобладающему типу деятельности (Большая онлайн-энциклопедия. Лекции).
Классификация методов.doc
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
РАБОТА В ГРУППАХ
Кравцова О.С.
Классификация методов обучения — это подразделение их на том или ином
основании на конкретные группы и подгруппы:
по источнику изложения учебного материала выделяют словесные методы,
наглядные и практические;
по характеру учебнопознавательной деятельности – репродуктивный,
частичнопоисковый (эвристический),
объяснительноиллюстративный,
исследовательский, проблемный (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.);
методы эвристического обучения
– когнитивные (сравнение,
аналогия, синтез, классификация, эвристическое наблюдение,
эмпатия, метод фактов, конструирование понятий и т.д.), творческие
(мозговой штурм, методы синектики, морфологического ящика,
прогнозирования, обратной картины, гиперболизации, агглютинации
и т.д.),
планирования,
нормотворчества, метод создания образовательных программ,
контроля, рефлексии и т.д.) (Хуторской А.В.);
оргдеятельностные (целеполагания,
по логике изложения и восприятия учебного материала – индуктивные и
дедуктивные;
по степени осознанности восприятия учебного материала (или
познавательной активности) – пассивные, активные, интерактивные
(Смолкин А.М.);
по субъекту образовательного процесса – преподавания (методы, которые
применяет учитель), учения (методы, которые применяют учащиеся)
(Запрудский Н.И.);
по назначению – приобретение знаний, формирования умений и навыков,
применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний,
умений и навыков (Данилов М.А., Есипов Б.П.);
по дидактической цели
познавательный,
преобразовательный, систематизирующий, контрольный методы (Онищук
В.Я.);
– коммуникативный,
по направленности деятельности учителя и обучающихся – методы
стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления
учебных действий, методы контроля и самоконтроля (Бабанский Ю.К.);
по преобладающему типу деятельности (Большая онлайнэнциклопедия.
Лекции).
В течение 10 минут группам предлагается изучить характеристики наиболее
распространенных в педагогической практике групп методов и определить их
целевое предназначение (учебные задачи), конкретизировав по возможности
приемами из опыта работы:
1 1ая группа – Классификация методов по преобладающему типу деятельности и по
степени активности учащихся.
2ая группа – Классификация методов обучения по характеру учебнопознавательной
деятельности и по источнику знаний.
Информационный материал для группы № 1 (1 подгруппа)
Существует классификация методов обучения, в основе которой – преобладание
определенного типа деятельности над другими:
1) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной
активности репродуктивного характера;
2) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными,
основанные на творческой, познавательной активности в ходе решения проблем;
3) методы, называемые также экспонирующими, с акцентом на эмоционально
художественную активность;
4) практические методы, характеризующиеся преобладанием практическотехнической
деятельности, изменяющей окружающий мир, создающей его новые формы.
Методы усвоения знаний – все искусство преподавания сводится, прежде всего,
к подбору содержания и способу его передачи, причем от характера содержания и его
«подачи» зависит уровень усвоения знаний учащимися и прочность их запоминания.
К этой группе относятся следующие методы:
1) беседа;
2) дискуссия;
3) лекция;
4) работа с книгой;
5) программированное обучение в его линейном, разветвленном и смешанном
вариантах.
Методы самостоятельного овладения знаниями, т. е. проблемные методы.
Сущность проблемных методов сводится к тому, что они не позволяют учащимся
безразлично относиться к ситуации, которую они не могут объяснить или разрешить, а,
вызывая интерес, заставляют их анализировать ее, выявлять в ней известные и
неизвестные данные, выдвигать предложения по решению проблемы и проверке
правильности этих предположений. К этой группе относятся следующие методы:
1) метод случайностей (рассмотрения нескольких любых случаев);
2) ситуативный метод (схож с методом случайностей, но здесь рассматривается одна
сложная ситуация);
3) дидактические игры (в основе занятия – игра).
Методы экспонирующие (оценочные). Человек не только познает
действительность, но и переживает ее эмоционально, а также оценивает. Эти
переживания оценки связаны с интеллектуальным познанием, но не идентичны ему. Их
значимость основана на том, что они, в конечном счете, предопределяют жизненные
цели и верность идеалам. С этой точки зрения сфера эмоционального познания, а также
в значительной степени зависящие от нее оценки, системы ценностей и жизненные
2 идеалы имеют важное воспитательное значение. К этой группе относятся следующие
методы:
1) импрессивные методы (впечатление, переживание, чувство);
2) экспрессивные методы (выражение себя самого в чемлибо);
3) практические методы (человек сам формирует свое восприятие и поведение);
4) учебные методы (решение какихлибо творческих задач).
Практические методы. На практике учащиеся реализуют свои какиелибо
творческие задачи. При этом происходит и повторение теории, и подтверждение ее на
практике.
Практическая часть
Учебная задача
Эффективные приемы из
опыта работы
Заполните таблицу:
Методы
Методы усвоения
знаний
Самостоятельного
овладения знаний
Оценочные
(экспонирующие)
Практические
Информационный материал для группы № 1 (2 подгруппа)
По степени познавательной активности методы разделяют на пассивные,
активные и интерактивные.
Активные методы обучения – это способы активизации учебнопознавательной
деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и
практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только
учитель, но активны и ученики (Смолкин А.М.).
Особенности активных методов обучения состоят в следующем:
побуждение учащегося на активизацию мыслительной деятельности в процессе
овладения учебным материалом;
ориентация на самостоятельное добывание знаний учащимися;
самостоятельная творческая выработка решений;
развитие мышления, формирование практических умений и навыков;
повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
К активным методам обучения относятся:
Метод анализа конкретных ситуаций.
Этот метод служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки
и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает
противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.
Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные
или отрицательные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее,
3 определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы,
были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже
свершившееся действие.
Решение ситуаций.
Моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать
проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем
организуется "защита" решений, коллективное обсуждение.
Метод дискуссии.
Дискуссия – свободный обмен мнениями. В споре все равны. Каждый выступает и
критикует любое положение, с которым он не согласен. Главное в дискуссии – факты,
логика, умение доказывать. Эмоциональные проявления в качестве аргумента не
признаются.
От организатора дискуссии требуется создание атмосферы
конструктивноделового обсуждения. Конструктивность обсуждения задается
правилами. Формы дискуссии: дебаты, круглый стол, мозговой штурм и др.
Мозговая атака (мозговой штурм).
Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения
проблемной ситуации. Это оперативный метод решения проблемы на основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том
числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод проектов.
Метод проектов предполагает всегда самостоятельную (индивидуальную, парную,
групповую) деятельность студентов, которая выполняется в течение определенного
промежутка времени.
Характерна прагматическая направленность на результат, который получается при
решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Для достижения результата учащимся необходимо самостоятельно мыслить, находить
решения проблемы, привлекая знания из разных областей науки, способность
прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умения
устанавливать причинноследственные связи.
Метод деловой игры.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная
деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением
главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра это
активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем,
явлений, процессов.
Активные методы позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с командой и в команде;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
4 обучение навыкам успешного общения;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность
по достижению результата.
Определите с помощью предложенных схем группы методов по степени
Практическая часть
1.
познавательной активности:
_____________________
___________________ ____________________
2. Распределите приемы обучения в группы методов:
пассивные, активные, интерактивные, лекция, дискуссия, дебаты, опрос «мозговой
штурм», ролевые игры, эвристическая беседа, деловые игры, работа с документами,
проектная деятельность, работа с видео и аудио материалом, разминки, моделирование
ИКТ. Продолжите перечень приемов по столбцам самостоятельно.
Пассивные методы
Активные методы
Интерактивные методы
Информационный материал для группы № 2 (1 подгруппа)
По характеру учебнопознавательной деятельности учащихся выделяют
следующие методы обучения:
объяснительноиллюстративные – методы, которые отражают деятельность
учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию
разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же
воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят
полученные знания;
5 репродуктивные МО способствуют формированию знаний (на основе заучивания),
умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая
деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и
других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений
по образцу;
методы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала
рассчитаны на вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях
словесного обучения. Когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее
решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и
переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно
доказательного поискового мышления. На определенном этапе обучения учащиеся
ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель
показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца.
И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь
наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения
познавательных затруднений.
частичнопоисковые, или эвристические, методы, используемые для подготовки
учся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их
выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования; знания
учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно.
Учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с
помощью разнообразных средств:
учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают,
решают возникающие познавательные задачи,
создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации,
анализируют,
сравнивают,
обобщают,
делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные
знания.
Метод получил название частичнопоискового потому, что учащиеся не всегда
могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца.
Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель –учащиеся –учитель –
учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают
самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные
задания.
исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой
деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой
посвящается отрезок учебного времени. Примечательно, что знания учащимся не
сообщаются в готовой форме. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе
разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых
ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся.
6 Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний,
поэтому его недостатками являются значительные затраты времени учителей и
учащихся.
Практическая часть
Учебная задача
Эффективные приемы из
опыта работы
Заполните таблицу:
Методы
Объяснительно
иллюстративные
Репродуктивные
Проблемного
обучения
Эвристические
Исследовательские
Информационный материал для группы № 2 (2 подгруппа)
По источнику знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы.
В группе словесных методов выделяют:
объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия,
термины, устанавливаются причинноследственные связи и зависимости, раскрывается
логическая природа того или иного явления;
рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит
преимущественно
описательный характер;
работа с печатным источником информации это метод, позволяющий ученику под
непосредственным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс
познания;
описание – вид устного изложения, в котором даётся последовательное
перечисление
признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;
рассуждение – вид устного изложения, в котором даётся последовательное развитие
положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой
учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и
проблем, поставленных учителем;
беседа – это форма овладения учащихся информацией в вопросно ответном
рассуждении. В диалоговом общении различают несколько видов бесед:
o катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную
деятельность) и
o эвристическая (продуктивная, творческая деятельность).
Основными признаками эвристической беседы являются:
7 осознание целевых установок беседы учащимися;
ориентирование учащихся на самостоятельные выводы (в беседе все вопросы
подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать
самостоятельное заключение);
наличие в беседе простых и сложных вопросов.
При использовании групп словесных методов учителю необходимо:
обратить внимание на дикцию, темп и чёткость речи, ясность произношения
терминов.
следить за правильностью интонации;
избегать монотонности при изложении.
В группе наглядных методов обучения выделяют:
демонстрацию,
показ образца,
иллюстрацию.
При использовании наглядных методов учителю следует:
информировать учеников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
выбирать ракурс, позволяющий видеть всем ученикам демонстрируемый предмет;
во время показа избегать многословия, давать предельно чёткие и конкретные
комментарии.
Практические методы учения – это такой вид деятельности ученика, при
котором происходит формирование и совершенствование практических умений и
навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения,
практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
В группе практических МО выделяют:
наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и
явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных
представлений и понятий, умений и навыков;
опыт – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового
материала, требующая практических и исследовательских умений, а также
умений обращения с оборудованием;
лабораторную работу,
упражнения.
Применение практических методов требует от учителя:
учитывать возрастные особенности учащихся;
оказывая помощь учащимся, избегать излишней опеки;
обращать внимание на выработку у учащихся умений планировать и анализировать
выполнение работы.
Заполните таблицу:
Методы
Словесные
Практическая часть
Учебная задача
Эффективные приемы из
опыта работы
8 Объяснение
Рассказ
Рассуждение
Проблемное
изложение
Беседа
(эвристическая)
Наглядные
Демонстрация
Иллюстрация
Практические
Наблюдение
Опыт
Лабораторная работа
Упражнение
Представление выполненных заданий членами групп.
9
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.