Классный час «Моя малая Родина» 4 класс.
Разработка мероприятия
Пояснительная записка.
Цели:
1. Патриотическое воспитание учащихся, становление гражданско-нравственной позиции подрастающего поколения на примере истории и культурных ценностей родного края, малой Родины
2.Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
3.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
5. Содействовать моральному развитию детей.
6. Расширение представления учащихся об истории и культурных ценностях малой Родины;
7. Развитие кругозора учащихся, наблюдательности, коммуникативных способностей учащихся;
8. Воспитание культуры общения
Ход занятия
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
1. Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми .
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
стихотворение “Малая Родина”
Малая
Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
2 . А наша Родина – это земля бурятская.
Бурятия – республика многонациональная, народ в ней хлебосольный, гостеприимный. И тому подтверждение – стихи Дамбо Жалсараева "Друзья, приезжайте!"
Ученица:
Друзья, мы приехать вас просим по-братски,
Родимый наш край посетите бурятский.
На карте найти его очень легко.
И ехать до нас уж не так далеко.
Мы там, где надев снеговые шинели
Недвижны и тихи таежные ели,
Где грозные отроги гранитных Саян,
Где в грозных ущельях синеет туман.
Наверно, друзья, вы немало слыхали
И песен, и сказок о нашем Байкале.
И как Баргузин пошевеливал вал,
И молодца в бочке спас древний Байкал.
Пусть в песнях различных об этом поется,
О том, как нам дружно всем вместе живется,
О том, что Отчизна одна нам дана –
Российская наша родная страна.
Учитель: А какая у нас прекрасная природа! Об одном уголке нашей Бурятии - Баргузинской долине - так написал поэт Николай Дамдинов.
Мой отчий край – долина Баргузина,
Над ней сплошной стеной стоят хребты,
Как в небе облака - бело и длинно
В степи овечьи тянутся гурты.
Мой отчий край соседствует с Байкалом,
И Баргузин всю жизнь бежит туда,
Где медленно вздымает вал за валом
Бездонная, былинная вода.
В ветвях крадется соболь, замирая,
Хребты надежно держат небосвод,
Откуда я? Я из родного края!
Кто я такой? Сын этих гор и вод!
Учитель:
В 2011 году городу Улан-Удэ - столице нашей республики -исполняется 345 лет. Знать свой город, его историю – почетная обязанность каждого гражданина. Академик Лихачев Д.С. отмечал, что краеведение учит любить не только свои родные места, учит знанию о них, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышает культурный уровень.
Без любви к своему Отечеству, без знаний его истории нет нации, нет ее будущего.
Улан-Удэ – это не только история, связанная с градостроительством, но и люди, жившие и живущие в нашем городе, побывавшие в нем, оставившие память на страницах истории.
Ученик:
Улан-Удэ был основан в 1666 году в качестве опорного пункта в крае. Первым сооружением на месте будущего города являлось "ясашное зимовье", возведенное отрядом казаков из Селенгинского острога. Место было благоприятное как в стратегическом, так и в хозяйственном отношении. Позже на этом месте был возведен Удинский острог. Он был расположен на высоком, скалистом с крутыми обрывами холме на правом берегу Уды, вблизи ее впадения в реку Селенгу. Зимой 1689 года прибывший в Забайкалье посол Головин силами своих стрельцов и казаков возводит небольшую рубленую крепость – город Удинский. Позже город переименовали в Верхнеудинск.
Ученица:
В 18 веке все более возрастает роль Верхнеудинска в торговом обмене Забайкалья. С 1768 года он становится местом проведения ежегодных ярмарок. В 19 веке застройка Верхнеудинска велась планово по проектам. Схема планировки Верхнеудинска 19 века определила дальнейшее развитие структуры города и частично сохранилась до наших дней. Это прежде всего относится к площади Революции, прежде называемой Гостинодворной или в просторечье – Базарной.
Учитель:
Выдающимися, характерными памятниками архитектуры города являются здания Одигитриевского собора и Троицкой церкви.
Одигитриевский собор был заложен в 1741 году. Строительство затянулось более чем на 40 лет. Собор является первым каменным зданием Верхнеудинска. Во время землетрясений в 1862 и в 1885 годах собор пострадал, появились трещины в сводах и стенах. Во время первого пожара 1878 года собор также пострадал, так как жилые постройки находились очень близко от него. Только после этого вокруг здания была образована площадь. В 1909 – 1913 годах собор капитально отремонтировали. В 1935 году собор был передан краеведческому музею. В 2000 году собор снова стал действующим.
Ученица:
Троицкая церковь была построена в 1798 – 1804 годах. Церковь располагалась на кладбище на возвышенной части городской территории, восточнее рыночной площади. Стройный силуэт Троицкой церкви хорошо виден из любой точки города. В данный момент церковь действующая.
В 1926 году была создана комиссия по строительству Дома Советов. В 1929 – 1931 годах по проекту архитектора А.А.Оля строительство здания Дома Советов было завершено.
Здесь же недалеко от Дома Советов по улице Ленина бросается в глаза величественное здание Бурятского ордена Ленина театра Оперы и балета. Начал проект архитектор Федоров, а закончил в 1945 году В.А.Калинин. 1 мая 1952 года в театре состоялся первый концерт и с 7 ноября здесь начали давать спектакли.
Ученица:
Гости Улан-Удэ сразу обращают внимание на памятник В.И.Ленину на площади Советов. Действительно, этот памятник по художественной форме уникален. Памятник состоит из головы большого масштаба отлитой из бронзы в 7,5 м высотой и постамента, высота которого 6,3 м. Скульптуры – отец и сын Нерода. Памятник был открыт 2 ноября 1971 года.
Учитель:
В городе есть еще много сооружений, достойных внимания: Бурятский академический театр драмы имени Х.Намсараева, Русский драматический театр, Дворец культуры ЛВРЗ, Дом детского творчества по улице Бабушкина, 13-этажная гостиница "Бурятия" и другие.
3. Викторина
1. Какие памятники архитектуры сохранились в нашем городе с прошлых веков? (Одигитриевский собор – 17 век, Большие гостиные ряды – 19 век, Церковь Троицы – 18 век)
2. Как назывались улицы города в прошлом?
Пл.Революции – пл. Базарная,
ул.Ленина – Большая (Николаевская),
ул.Смолина – Селенгинская,
ул.Коммунистическая – Лосевская,
ул.Куйбышева – Троицкая,
ул.Кирова – Спасская,
ул. Линховоина – Соборная,
ул. Балтахинова – Мокрослободская
3. Что изображено на гербе города? (Государственный герб Республики Бурятия представляет трехцветный круг (сине-бело-желтого цвета национального флага). В верхней части круга – золотое соембо – традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга – одинаковой ширины сине-белые полосы – волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть обрамляет голубая лента "хадак" – символ гостеприимства. Все элементы помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита),
4. Когда была проведена реконструкция площади Советов и открыт памятник В.И.Ленину? Кто автор памятника? (Памятник В.И.Ленину открыт в честь 100-летия со дня рождения в 1971 году. Авторы – отец и сын Нерода).
5. Каким орденом награжден Улан-Удэ и когда? (Орденом Трудового Красного знамени 30 июля 1984 года).
6. Первый бурятский ученый. Где ему открыт памятник? Где мемориальная доска? (Доржи Банзаров – выдающийся ученый-востоковед. Его имя носит Бурятский государственный университет. Памятник у здания университета. Мемориальная доска – на здании Дома быта у центрального рынка).
7. Театр Русской драмы получил имя Бестужева. Кто это? Где он жил в Бурятии? (Декабристы – братья Николай и Александр Бестужевы жили на поселении в с. Новоселенгинске. Имя присвоено Русскому драмтеатру).
8. Где и когда был открыт памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны? Кто автор памятника? (У кинотеатра "Октябрь". Открыт в 1970 году. Автор – Тимин А.И.).
9. Как отозвался о нашем городе А.П.Чехов? (Поездка Чехова на Сахалин, 1890 год. Он назвал Верхнеудинск "премиленьким городком").
4. Знаменитые люди Улан-Удэ.
Учитель:
Главное наше богатство – люди.
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.
Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.
5. Заключение.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?
Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог:“Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.