Задачи: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов; развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое отношение к учебе. Для учащихся 15 — 16 лет
БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОЗ.doc
БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К
ТВОРЧЕСТВУ»
(Для учащихся 15 — 16 лет)
Задачи: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной
деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира;
рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия
научных фактов; развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое
отношение к учебе.
Ход подготовки:
1. Предварительно провести опрос учащихся: назовите свой любимый предмет, что вас
в нем привлекает? В чем, повашему, красота таких наук, как физика, математика, химия?
Умеете ли вы видеть красоту научных фактов, явлении природы? Назовите свое увлечение,
помогает ли оно вам в учебе? При каких условиях изучение точных наук доставляет вам
удовольствие?
2. Двумтрем учащимся подготовить сведения о творческой деятельности некоторых
ученых, обратив внимание на следующие вопросы: что побудило ученого заняться
изучением проблемы? Как познавательный интерес и увлечения в свободное время
определили жизненный путь и направления исследований ученого? В чем видел ученый
красоту науки и процесса мышления? Как работал над собой? (См.: Борн Н. Моя жизнь и
взгляды. М., 1973; Китайгородский А. И. Физика — моя профессия. М., 1965; Кузнецов Б.
Т. Творческий путь Ломоносова. М., 1956 и др. ).
3. Двум учащимся подобрать и разучить стихотворения.
4. Подготовить игры на развитие воображения, образного мышления, творческих
способностей (см.: Минскин Е. М. От игры к знаниям. М., 1982; Кель О. С., Терский В. Н.
Игра «Конкурс смекалки» в школе. М., 1960 и др. ).
5. Написать плакаты:
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».
А. Эйнштейн.
«... между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее
красот есть какаято внутренняя органическая связь».
К. А. Тимирязев.
«Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий,
своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность».
Э. Золя.
Планконспект беседы:
1. Поэзия науки.
1. Вступительное слово классного руководителя: о целях и задачах беседы, роли науки
в жизни человека, об отношении учащихся к учебным дисциплинам, их представлениях о
красоте науки (используются материалы проведенного опроса).
2. Выступление ведущего (им может быть учительпредметник):
О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались
неоднократно. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что во всякой науке есть
эстетический элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно
в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не
только поучителен и верен, но также красив и привлекателен. Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще. Она
проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности
форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как
оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях?
«Радостное и вдохновенное чувство испытываешь, — писал А. Эйнштейн, — видя
проблему изложенной кратко и живо, во всем ее разнообразии и во всех ее связях».
Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникает в
том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и
показать их тесную связь».
Среди других эстетических критериев научных теорий и законов можно выделить
следующие: простота и изящество внешнего выражения теории, которое заключено в
формуле или определении; информационная полнота, состоящая в широте охвата
разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории. Примеры таких
законов и теорий: закон всемирного тяготения, теория относительности, теория строения
атома и др.
Ученые считают, что сам процесс познания истины, ее доказательства может быть
эстетическим. «Главным моим. наслаждением в течение всей жизни, — писал Ч. Дарвин, —
была научная работа». Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и
последовательности развития мысли,
простоте,
оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода.
в строгой доказательности,
Сам творческий процесс носит эстетический характер.
Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность
мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества.
3. Выступления 2 — 3 учащихся: краткие сообщения о творческой деятельности
некоторых ученых (например, А. Эйнштейна, П. Кюри, Д. И. Менделеева, И. В. Курчатова,
С. П. Королева).
II. Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»?
1. Выступление классного руководителя (о единстве научного и художественного
мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства).
Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в
научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний
основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом.
Ч. Дарвин в своей автобиографии расценивал утрату им способности в старости
наслаждаться поэзией, живописью и музыкой, как утрату счастья, так как это вредно
отражается на умственных способностях и нравственных качествах ученого. Д. И.
Менделеев, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать
интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме.
Рассуждая о том, почему искусство обогащает ученого, Н. Бор писал, что причина
«заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для
систематического анализа». Искусство для ученых — стимулятор эвристической
способности, образного мышления, источник эстетических чувств.
Велико значение науки для обогащения искусства. К. Г. Паустовский считал, что в
любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. «Насколько более
действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, — писал
Паустовский, — если бы они хорошо знали астрономию!»
Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались на достижения анатомии,
геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им
творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры. (Через эпидиаскоп демонстрируются зарисовки черепа человека, сердца, анатомические этюды, ботанические
зарисовки Леонардо да Винчи. См.: Дитякин В. Леонардо да Винчи. М., 1959; Дживелегов
А. Леонардо да Винчи. М., 1969; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные
произведения. М., 1955).
Ученый и художник XV века Леон Баттиста Альберти писал о своем трактате,
посвященном живописи:
«Ты увидишь три книги, и в первой, чисто математической, из глубинных корней
природы возникает это прелестное и благороднейшее искусство».
Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В.
Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На
стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научнохудожественного
творчества — научнохудожественная литература.
2. Выступления учащихся: читают стихотворения М. В. Ломоносова «Случились
вместе два Астронома в пиру ...» и А. Л. Чижевского «Солнце», «Космос», «Лобачевский»
и др.
III. Учение и творчество.
Выступление классного руководителя:
Что нужно для того, чтобы увидеть красоту изучаемых в школе наук, ощутить радость
познания? Вопервых, развитое воображение, фантазия, образное мышление. Мы проведем
несколько игр для развития ваших творческих способностей, например, «Защита
фантастических проектов», «Сказка стала былью» и др.
IV. Учение с увлечением.
Классный руководитель знакомит учащихся с рекомендациями по эстетическому
самовоспитанию и научной организации труда (см.: Бондаревский В. Б. Беседы о
самовоспитании. М., 1976; Русаков Б. А. НОТ школьника. М., 1976; Соловейчик С. Учение
с увлечением. М., 1979; Чирва А. Н. Учить учиться. М., 1977).
План дальнейшей работы:
1. Организовать встречу с рационализаторами и изобретателями на тему: «Как
рождаются открытия?»
2. Провести практическое занятие на тему: «НОТ школьника».
3. В классном уголке оформить рубрики: «Мир наших интересов», «Внимание!
Любопытные факты».
4. Провести беседу на тему: «По следам научных открытий» (см.: Мещанский В. Н.,
Савелова Е. В. История физики в средней школе. М., 1981; Орлов В. Трактат о
вдохновенье, рождающем великие изобретения. Изд. 2е, М„ 1980).
Литература:
1. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании
школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978, с. 9 — 16, 90
— 103.
2. Гулыга А. В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. 184 с. (Серия
«Философия, экономика, право»).
3. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.
4. Хильми Г. Ф. Поэзия науки. М.: Наука, 1970. 56 с.
Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.