Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
Оценка 5

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
Взрослым
30.04.2018
Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
Задачи: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов; развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое отношение к учебе. Для учащихся 15 — 16 лет
БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОЗ.doc
БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»  (Для учащихся 15 — 16 лет) Задачи:  познакомить   учащихся   с   понятиями   «красота   науки»,   «эстетика   учебной деятельности»;   раскрыть   взаимосвязь   художественного   и   научного   познания   мира; рассказать   о   путях   формирования   творческих   способностей,   эстетического   восприятия научных   фактов;   развивать   стремление   к   познавательной   деятельности,   эстетическое отношение к учебе. Ход подготовки: 1. Предварительно провести опрос учащихся: назовите свой любимый предмет, что вас в нем привлекает? В чем, по­вашему, красота таких наук, как физика, математика, химия? Умеете ли вы видеть красоту научных фактов, явлении природы? Назовите свое увлечение, помогает ли оно вам в учебе? При каких условиях изучение точных наук доставляет вам удовольствие? 2. Двум­трем учащимся подготовить сведения о творческой деятельности некоторых ученых,   обратив   внимание   на   следующие   вопросы:   что   побудило   ученого   заняться изучением   проблемы?   Как   познавательный   интерес   и   увлечения   в   свободное   время определили жизненный путь и направления исследований ученого? В чем видел ученый красоту науки и процесса мышления? Как работал над собой? (См.: Борн Н. Моя жизнь и взгляды. М., 1973; Китайгородский А. И. Физика — моя профессия. М., 1965; Кузнецов Б. Т. Творческий путь Ломоносова. М., 1956 и др. ). 3. Двум учащимся подобрать и разучить стихотворения. 4.   Подготовить   игры   на   развитие   воображения,   образного   мышления,   творческих способностей (см.: Минскин Е. М. От игры к знаниям. М., 1982; Кель О. С., Терский В. Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе. М., 1960 и др. ). 5. Написать плакаты: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии». А. Эйнштейн. «...   между   логикой   исследователя   природы   и   эстетическим   чувством   ценителя   ее красот есть какая­то внутренняя органическая связь». К. А. Тимирязев. «Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность». Э. Золя. План­конспект беседы: 1. Поэзия науки. 1. Вступительное слово классного руководителя: о целях и задачах беседы, роли науки в жизни человека, об отношении учащихся к учебным дисциплинам, их представлениях о красоте науки (используются материалы проведенного опроса). 2. Выступление ведущего (им может быть учитель­предметник): О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно.   Так,   например,   К.   Д.   Ушинский   считал,   что   во   всякой   науке   есть эстетический элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен. Красоту   видимую,   которую   мы   ощущаем   в   природе,   распознать   проще.   Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм   тел   живой   и   неживой   природы,   в   ритмичности   происходящих   процессов.   А   как оценить   красоту   невидимую,   скрытую   в   законах,   теориях,   формулах,   определениях? «Радостное   и   вдохновенное   чувство   испытываешь,   —   писал   А.   Эйнштейн,   —   видя проблему   изложенной   кратко   и   живо,   во   всем   ее   разнообразии   и   во   всех   ее   связях». Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникает в том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и показать их тесную связь». Среди   других   эстетических   критериев   научных   теорий   и   законов   можно   выделить следующие:   простота   и   изящество   внешнего   выражения   теории,   которое   заключено   в формуле   или   определении;   информационная   полнота,   состоящая   в   широте   охвата разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории. Примеры таких законов и теорий: закон всемирного тяготения, теория относительности, теория строения атома и др. Ученые   считают,   что   сам   процесс   познания   истины,   ее   доказательства   может   быть эстетическим. «Главным моим. наслаждением в течение всей жизни, — писал Ч. Дарвин, — была научная работа». Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности   развития   мысли,   простоте, оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода.   в   строгой   доказательности, Сам творческий процесс носит эстетический характер. Смелость   мысли,   яркость   догадки,   оригинальность   гипотезы,   нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества. 3.   Выступления   2   —   3   учащихся:   краткие   сообщения   о   творческой   деятельности некоторых ученых (например, А. Эйнштейна, П. Кюри, Д. И. Менделеева, И. В. Курчатова, С. П. Королева). II. Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»? 1.   Выступление   классного   руководителя   (о   единстве   научного   и   художественного мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства). Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель  обойтись без знаний основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом. Ч.   Дарвин   в   своей   автобиографии   расценивал   утрату   им   способности   в   старости наслаждаться   поэзией,   живописью   и   музыкой,   как   утрату   счастья,   так   как   это   вредно отражается   на   умственных   способностях   и   нравственных   качествах   ученого.   Д.   И. Менделеев, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме. Рассуждая   о   том,   почему   искусство   обогащает   ученого,   Н.   Бор   писал,   что   причина «заключается   в   его   способности   напоминать   нам   о   гармониях,   недосягаемых   для систематического   анализа».   Искусство   для   ученых   —   стимулятор   эвристической способности, образного мышления, источник эстетических чувств. Велико значение науки для обогащения искусства. К. Г. Паустовский считал, что в любой   области   человеческого   знания   заключается   бездна   поэзии.   «Насколько   более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, — писал Паустовский, — если бы они хорошо знали астрономию!» Ученые   эпохи   Возрождения   сознательно   опирались   на   достижения   анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им творить   шедевры   в   области   живописи,   архитектуры,   скульптуры.   (Через   эпидиаскоп демонстрируются зарисовки черепа человека, сердца, анатомические этюды, ботанические зарисовки Леонардо да Винчи. См.: Дитякин В. Леонардо да Винчи. М., 1959; Дживелегов А.   Леонардо   да   Винчи.   М.,   1969;   Леонардо   да   Винчи.   Избранные   естественнонаучные произведения. М., 1955). Ученый   и   художник   XV   века   Леон   Баттиста   Альберти   писал   о   своем   трактате, посвященном живописи: «Ты   увидишь   три   книги,   и   в   первой,   чисто   математической,   из   глубинных   корней природы возникает это прелестное и благороднейшее искусство». Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В. Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На стыке   науки   и   литературы   возник   самостоятельный   жанр   научно­художественного творчества — научно­художественная литература. 2.   Выступления   учащихся:   читают   стихотворения   М.   В.   Ломоносова   «Случились вместе два Астронома в пиру ...» и А. Л. Чижевского «Солнце», «Космос», «Лобачевский» и др. III. Учение и творчество. Выступление классного руководителя: Что нужно для того, чтобы увидеть красоту изучаемых в школе наук, ощутить радость познания? Во­первых, развитое воображение, фантазия, образное мышление. Мы проведем несколько   игр   для   развития   ваших   творческих   способностей,   например,   «Защита фантастических проектов», «Сказка стала былью» и др. IV. Учение с увлечением. Классный   руководитель   знакомит   учащихся   с   рекомендациями   по   эстетическому самовоспитанию   и   научной   организации   труда   (см.:   Бондаревский   В.   Б.   Беседы   о самовоспитании. М., 1976; Русаков Б. А. НОТ школьника. М., 1976; Соловейчик С. Учение с увлечением. М., 1979; Чирва А. Н. Учить учиться. М., 1977). План дальнейшей работы: 1.   Организовать   встречу   с   рационализаторами   и   изобретателями   на   тему:   «Как рождаются открытия?» 2. Провести практическое занятие на тему: «НОТ школьника». 3.   В   классном   уголке   оформить   рубрики:   «Мир   наших   интересов»,   «Внимание! Любопытные факты». 4. Провести беседу на тему: «По следам научных открытий» (см.: Мещанский В. Н., Савелова   Е.   В.   История   физики   в   средней   школе.   М.,   1981;   Орлов   В.   Трактат   о вдохновенье, рождающем великие изобретения. Изд. 2­е, М„ 1980).   Литература: 1.       Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978, с. 9 — 16, 90 — 103. 2.       Гулыга   А.   В.   Искусство   в   век   науки.   М.:   Наука,   1978.   184   с.   (Серия «Философия, экономика, право»). 3.      Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с. 4.      Хильми Г. Ф. Поэзия науки. М.: Наука, 1970. 56 с.

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

Классные часы: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018