Классный час + родительское собрание для мам
Оценка 5

Классный час + родительское собрание для мам

Оценка 5
docx
классное руководство
4 кл—5 кл
25.11.2020
Классный час + родительское собрание для мам
Пример технологии педагогических мастерских
Классный час + родительское собрание.docx

Классный час + родительское собрание  (технология  педагогические  мастерские)

   Классный час (для учащихся 4-5 классов) и родительское собрание (для мам) «ЗАПИСКА»

   Задача этой мастерской, в которой участвуют педагог, дети и их родители, - вдохновить детей и родителей построить разговор о диалоге поколений, о родителях и детях.

    Мастерская открывается вопросами, пробуждающими воспоминания и организующими общение:

-Писали ли вы в своей жизни записки?

-Есть ли у вас заветная записка, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией?

-Когда пишутся записки? Многие школьники отметили, что записки вытесняют эсэмэски, но взрослые вспоминают свой опыт писания записок.

    А какие признаки записки вы знаете, какие жанровые особенности она имеет?

1. Наличие обращения.

2. Краткость содержания.

3. Подпись автора.

4.Обозначение времени написания записки.

     Каждый участник имеет возможность рассказать о самой запомнившейся записке. Взрослые вспоминают записки в роддом, признания в любви и дружбе, экзаменационные записки студенческой юности. Дети вспоминают веселые и оригинальные записки:

      Затем участники мастерской становятся зрителями и смотрят короткометражный фестивальный фильм детских и юношеских киностудий «Любовь, любовь…», в котором показаны периоды «любовной эпидемии» в школьной жизни.

      Дается установка зрителям: увидеть как можно больше подтекста, скрытой информации о героях. Фильм динамичный, полный юмора и скрытой иронии. Возникает ситуация общения, хорошего настроения, объединяющая всех участников.

     Переход к встрече с текстом мастер начинает с чтения вслух главы 29 из книги «Заветное» В. П. Астафьева под названием «Записка» , но не завершает чтение, а читает с остановками и просит слушателей закончить рассказ самостоятельно:

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

      Ведущий останавливается, делает паузу и говорит: «Предположите, о ком идёт речь, к кому обращена эта записка и кто ее написал». Выслушав предложения слушателей, он читает продолжение :

«Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова – Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, не грамотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы».

     Постараемся «услышать» автора, прочитать скрытый смысл каждого слова, рассыплем текст на детали, чтобы вновь собрать их «смысл».

- Почему Гоголь и Салтыков – Щедрин?

- Почему «домишко», а не дом?

- Почему «подбил», а не уговорил? И зачем?

- Какую роль играет сочетание «собственная мать»?

- Что значит «изношенная?

- Почему «сынок», а не сын, он ведь уже взрослый?

- Почему она надела «выходную плюшевую жакетку»?

- Какую роль играет время – «наши дни, век энтээра?

- и наконец, кто в «наши дни» работает «няньками, сторожами, домработницами»?

      Понимание судьбы этой женщины читателями проявится в тех продолжениях истории матери, которые сейчас будут написаны участниками мастерской. Они могут быть и письменными, и устными, главное - лаконичными, в стиле сюжета. Интересно, что школьники чаще всего предлагают вариант исправления сына, а взрослые стремятся к правдоподобию. Приведем несколько вариантов развязок – завершений:

«Мать долго – долго ждала возвращения сына. Сердце матери не верило в обман»

«Сын вернулся за матерью, но было уже поздно»

«Мир не без добрых людей, которые иногда ближе родного сына»

       После каждого выступления вспахивает дискуссия, кто - то подчеркивает, что мать верила сыну, потому что надела «выходную плюшевую жакетку». Кто-то говорит о том,  что возвращаться ей некуда: «домишко» продан. Некоторые замечают, что «неграмотная, изношенная в работе» деревенская женщина в городе в няньки не пойдет.

      Невозможность счастливого конца ощущают все, трагичность ситуации понимается и взрослыми, и  школьниками, и педагогами, и родителями. Разнообразие точек зрения имеет причину: каждый соотносит свой жизненный опыт с этой ситуацией, совесть задаёт скрытый вопрос каждому участнику работы.

      Когда обсуждение теряет свою страстность, мастер читает окончание автора: «Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

    Обязательно повисает молчание, и его нужно не торопиться прерывать. Проблема так трагична и глубока, что варианты её проявления многолики, но «Записка» В.П. Астафьева обращена к каждому из нас.

    Мастер предлагает сейчас сочинить свою записку.

     На классном часе дети пишут записку маме, а на родительском собрании мамы пишут записки своим детям (перед этим мамы получают записки от своих детей, записанных на классном часе).

     Завершаем работу «словом каждого» - подбором синонимов, своих смыслов к слову «заветное». «Заветное» - это пережитое и сохранённое в памяти, это то духовное наследство, которое нужно передавать от старших к младшим, это тот нравственный опыт жизни,  который называется совестью народа…

      Завершается урок встречей с книгой В.П.Астафьева «Заветное», в которой каждый находит свою главу, самую заветную для него.

       Мастерская завершается, но у каждого есть возможность продолжить чтение дома….

Рефлексия

      Так часто слышим жалобы: сын не слушается, дети не читают, ученики не пишут. А вы посмотрите как дети пишут записки на уроках. И ни кто не заставляет их это делать, и сразу виден уровень грамотности….  И вот она идея: записка. Как жанр письменной речи. И соединилась эта идея в сознании с образом матери. Что тревожит? Трепетность темы, хочется не скатиться к морализаторству, говорить с каждым, обращаясь ко всем. Сама атмосфера этой работы эмоционально контрастна, заразительна, увлекательна, интересна. Жизненный опыт каждого участника уникален и обязательно «выбрасывает» из памяти важные судьбоносные воспоминания и впечатления, делая эту мастерскую неповторимой и памятной.

      Самое ценное в процессе этой мастерской заключается в том, что желание сказать и написать возникает непроизвольно, эмоциональное воздействие сюжета В.П.Астафьева безотказно, судьба матери задевает душевные струны слушателей.


 

Классный час + родительское собрание (технология педагогические мастерские)

Классный час + родительское собрание (технология педагогические мастерские)

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, не грамотную, изношенную…

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, не грамотную, изношенную…

Обязательно повисает молчание, и его нужно не торопиться прерывать

Обязательно повисает молчание, и его нужно не торопиться прерывать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020