Классный час + родительское собрание (технология педагогические мастерские)
Классный час (для учащихся 4-5 классов) и родительское собрание (для мам) «ЗАПИСКА»
Задача этой мастерской, в которой участвуют педагог, дети и их родители, - вдохновить детей и родителей построить разговор о диалоге поколений, о родителях и детях.
Мастерская открывается вопросами, пробуждающими воспоминания и организующими общение:
-Писали ли вы в своей жизни записки?
-Есть ли у вас заветная записка, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией?
-Когда пишутся записки? Многие школьники отметили, что записки вытесняют эсэмэски, но взрослые вспоминают свой опыт писания записок.
А какие признаки записки вы знаете, какие жанровые особенности она имеет?
1. Наличие обращения.
2. Краткость содержания.
3. Подпись автора.
4.Обозначение времени написания записки.
Каждый участник имеет возможность рассказать о самой запомнившейся записке. Взрослые вспоминают записки в роддом, признания в любви и дружбе, экзаменационные записки студенческой юности. Дети вспоминают веселые и оригинальные записки:
Затем участники мастерской становятся зрителями и смотрят короткометражный фестивальный фильм детских и юношеских киностудий «Любовь, любовь…», в котором показаны периоды «любовной эпидемии» в школьной жизни.
Дается установка зрителям: увидеть как можно больше подтекста, скрытой информации о героях. Фильм динамичный, полный юмора и скрытой иронии. Возникает ситуация общения, хорошего настроения, объединяющая всех участников.
Переход к встрече с текстом мастер начинает с чтения вслух главы 29 из книги «Заветное» В. П. Астафьева под названием «Записка» , но не завершает чтение, а читает с остановками и просит слушателей закончить рассказ самостоятельно:
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Ведущий останавливается, делает паузу и говорит: «Предположите, о ком идёт речь, к кому обращена эта записка и кто ее написал». Выслушав предложения слушателей, он читает продолжение :
«Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова – Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, не грамотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы».
Постараемся «услышать» автора, прочитать скрытый смысл каждого слова, рассыплем текст на детали, чтобы вновь собрать их «смысл».
- Почему Гоголь и Салтыков – Щедрин?
- Почему «домишко», а не дом?
- Почему «подбил», а не уговорил? И зачем?
- Какую роль играет сочетание «собственная мать»?
- Что значит «изношенная?
- Почему «сынок», а не сын, он ведь уже взрослый?
- Почему она надела «выходную плюшевую жакетку»?
- Какую роль играет время – «наши дни, век энтээра?
- и наконец, кто в «наши дни» работает «няньками, сторожами, домработницами»?
Понимание судьбы этой женщины читателями проявится в тех продолжениях истории матери, которые сейчас будут написаны участниками мастерской. Они могут быть и письменными, и устными, главное - лаконичными, в стиле сюжета. Интересно, что школьники чаще всего предлагают вариант исправления сына, а взрослые стремятся к правдоподобию. Приведем несколько вариантов развязок – завершений:
«Мать долго – долго ждала возвращения сына. Сердце матери не верило в обман»
«Сын вернулся за матерью, но было уже поздно»
«Мир не без добрых людей, которые иногда ближе родного сына»
После каждого выступления вспахивает дискуссия, кто - то подчеркивает, что мать верила сыну, потому что надела «выходную плюшевую жакетку». Кто-то говорит о том, что возвращаться ей некуда: «домишко» продан. Некоторые замечают, что «неграмотная, изношенная в работе» деревенская женщина в городе в няньки не пойдет.
Невозможность счастливого конца ощущают все, трагичность ситуации понимается и взрослыми, и школьниками, и педагогами, и родителями. Разнообразие точек зрения имеет причину: каждый соотносит свой жизненный опыт с этой ситуацией, совесть задаёт скрытый вопрос каждому участнику работы.
Когда обсуждение теряет свою страстность, мастер читает окончание автора: «Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».
Обязательно повисает молчание, и его нужно не торопиться прерывать. Проблема так трагична и глубока, что варианты её проявления многолики, но «Записка» В.П. Астафьева обращена к каждому из нас.
Мастер предлагает сейчас сочинить свою записку.
На классном часе дети пишут записку маме, а на родительском собрании мамы пишут записки своим детям (перед этим мамы получают записки от своих детей, записанных на классном часе).
Завершаем работу «словом каждого» - подбором синонимов, своих смыслов к слову «заветное». «Заветное» - это пережитое и сохранённое в памяти, это то духовное наследство, которое нужно передавать от старших к младшим, это тот нравственный опыт жизни, который называется совестью народа…
Завершается урок встречей с книгой В.П.Астафьева «Заветное», в которой каждый находит свою главу, самую заветную для него.
Мастерская завершается, но у каждого есть возможность продолжить чтение дома….
Рефлексия
Так часто слышим жалобы: сын не слушается, дети не читают, ученики не пишут. А вы посмотрите как дети пишут записки на уроках. И ни кто не заставляет их это делать, и сразу виден уровень грамотности…. И вот она идея: записка. Как жанр письменной речи. И соединилась эта идея в сознании с образом матери. Что тревожит? Трепетность темы, хочется не скатиться к морализаторству, говорить с каждым, обращаясь ко всем. Сама атмосфера этой работы эмоционально контрастна, заразительна, увлекательна, интересна. Жизненный опыт каждого участника уникален и обязательно «выбрасывает» из памяти важные судьбоносные воспоминания и впечатления, делая эту мастерскую неповторимой и памятной.
Самое ценное в процессе этой мастерской заключается в том, что желание сказать и написать возникает непроизвольно, эмоциональное воздействие сюжета В.П.Астафьева безотказно, судьба матери задевает душевные струны слушателей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.