Внеурочное занятие на тему: «Хлеб всему голова».
Цель: расширить знания детей о пользе и ценности хлеба.
Оборудование: презентация с этапами выращивания хлеба, картинки с разными видами хлебобулочной продукции.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку:
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят степи
Пред гостями он лежит парной,
Серый, белый, чёрный и ржаной. (Хлеб)
(из стих. А.Баянова)
- Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы
каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, откуда он
берётся.
- Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб
- очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и
считали главным блюдом. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там
применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название
созвучно с нашим словом «хлеб». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не
измерить. Данная информация использована со следующего источника: http://nsportal.ru/
А
знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит?
(Дети называют этапы выращивания хлеба, его приготовления: вспахивание поля,
высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, выпекание хлеба из муки).
На интерактивной доске используется показ слайдов.
- А сейчас я вам расскажу сказку о том, как пришёл к людям хлеб.
Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде-колоске. Данная сказка использована со следующего источника: http://nsportal.ru/
Небольшая сценка.
Ученик. Слава миру на земле!
Ученица. Слава хлебу на столе!
Ученик. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души.
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Ученица. С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук!
(Вручает хлеб-соль).
Ученик. Пышный, мягкий, поперченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
Ученица. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Ученик. В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырем!
Данная сценка использована со следующего источника: http://nsportal.ru/
во время Отечественной войны хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - остаться без хлеба на целый месяц. Нормы были маленькие, хлеб некачественный. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода. Посмотрите, сколько получали хлеба Ленинградцы во время блокады на день. Рабочие – 250г., служащие, дети по 125г. Зимой и того меньше - кусок с мизинец (показать эти кусочки чёрного хлеба). Но людям нужно было работать, выжить назло фашистам. Живой – Значит Победа! http://nsportal.ru/
Ученица. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений,
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хором: «Хлеб – всей жизни голова!»
- А сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)
- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
- Какая профессия встречается вам в стихотворении?
- Как вы думаете, поняли ребята, почему дядя поднял булку и поцеловал её? (варианты ответов ребят).
- Как бы вы поступили бы в этой ситуации? (ответы детей)
- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей)
Далее ребятам предлагается отгадать загадки:
Он – не мяч и не клубок, |
Маленькое, сдобное |
Он – румяный … (Колобок) |
Колесо съедобное. |
Я одна тебя не съем. |
|
В землю тёплую уйду, |
Разделю ребяткам всем. (Бублик) |
К солнцу колосом взойду. |
|
В нём тогда таких, как я, |
Лежит Емеля на печи, |
Будет целая семья! (Зерно) |
Жуёт Емеля … (калачи) |
|
|
Что на сковороду наливают. |
|
Вчетверо сгибают. |
|
Да в сметану макают? (Блин) |
После этого ребятам предлагается правильно собрать пословицы
- Хлеб – всему голова
- Хлеб – наше богатство
- Без хлеба нет обеда
- Будет хлеб – будет обед
- У кого хлеб родится, тот всегда веселится
- Без хлеба не вкусно и не сытно
(пословицы записаны на карточках и разрезаны так, что ребятам необходимо правильно собрать пословицы)
Итог занятия:
- Ребята как вы должны относиться к хлебу?
- Какие изделия получаются из муки?
- Какой путь проходят эти изделия, чтобы попасть к нам на стол?
На полях пшеница зреет
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт
Мельник там муку намелет,
По мешкам её разделит
И в пекарню отвезёт
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте.
- Спасибо вам всем, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.