ФИО участника экзамена |
Токарева Татьяна Андреевна |
Тема мероприятия |
«Я гражданин-России» |
Цель мероприятия |
Создание условий для формирования знаний о том, кто такой гражданин, и умений определять гражданские права и обязанности России. |
Задачи мероприятия |
1. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан; раскрыть содержание понятия «гражданин»; 2.Развивать познавательный интерес к своей Родине и известным людям России; 3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России. |
Форма(ы) мероприятия |
Путешествие по стране |
Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии |
Объяснительно-иллюстративный, поисковый, игровой |
Ход внеклассного мероприятия
Этап планируемого мероприятия |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность обучающихся |
Подготовительный этап |
1.Приветствие -Здравствуйте, меня зовут Валерия Александровна, и сегодня я проведу у вас классный час. Сегодняшняя тема очень важна для каждого из нас, поэтому будьте внимательны! -Послушайте стихотворение О.Емельянова: Если ты живёшь в России, Если ты родился тут, Будь ты русский иль мансиец, Эскимос или якут, Кабардинец иль аварец, Белорус иль осетин, Украинец иль нанаец, Ты российский гражданин! Вся страна-наш общий дом, Предков созданный трудом! -Как вы думаете, какое ключевое слово в данном стихотворении? 2.Формулирование темы и цели урока -Верно! Гражданин России. Кто догадался, как звучит тема нашего занятия? -Сегодня мы посетим страну «Почётный гражданин» и попытаемся ответить на вопрос: «Каким должен быть гражданин России?» |
Приветствуют учителя
Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы учителя |
Основной этап |
1. «Моя Родина» -В стране «Почётный гражданин» много городов. И первый населенный пункт, который мы посетим, носит название «Моя Родина» -Вам нужно каждому по цепочке закончить фразу: «Родина - это ...» Начнём! -Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. -А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина». Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! -Как вы понимаете главную мысль данного стихотворения? -Наша Родина –Россия. Россия -огромное государство, гражданами которого мы являемся. Гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы. -Назовите государственные символы нашей страны. -Молодцы! Вспомним, как мы должны относиться к ним? -Верно! Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. -Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России? -А кто может описать их? (На экране Герб РФ) -Ребята, что изображено на слайде? У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный! (На экране Флаг РФ) -А это что за символ? Белый цвет – берёзка. Синий - неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет. -Так выглядит Флаг РФ. (Звучит Гимн РФ) -Послушайте внимательно. Что мы слышим? -Правильно! Это Гимн РФ. Что мы делаем, когда звучит Гимн нашего государства? -Встаньте из своих парт. Исполним Гимн нашей страны! -Какие чувства у вас вызывает данная музыка? -Отлично! Мы рассмотрели главные символы нашей страны. 2. «Гражданин России» -Продолжим наше путешествие. Мы прибыли в город «Гражданин России» -Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН. На каком уроке мы с ним уже познакомились? -Ребята, а кто такой гражданин? (Понятие на слайде) -Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. 3. Работа в паре -Работая в паре, напишите понятия, которые включает в себя слово «гражданин»? (ответы записываются на листке) · Патриотизм · Высокая нравственность · Любовь к родной природе, к земле, к близким · Любовь к своей Родине -Заслушаем, что у вас получилось. (На экране: свидетельство о рождении) -Молодцы! Посмотрите, ребята, как называется этот документ? -Рассмотрим, что в нём записано. -Свидетельство о рождении — это важный документ, который говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны, вы являетесь гражданином России, Российской Федерации. -А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? -Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители -А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? -Верно! А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию (На экране: Конституция РФ) -Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. -Как вы думаете, что такое Конституция РФ? -Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. -Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы? -Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. (На столах у каждого лежит Конституция РФ) -Рассмотрим статьи из раздела, который подходит к нашей теме. · право на имя, отчество, фамилию. · жить и воспитываться в семье. · общаться с родителями и другими родственниками. · защищать свои права. · выражать свое мнение. · право на имущество. · право на медицинское обслуживание. -Как вы можете их объяснить? ФИЗМИНУТКА -А сейчас немного отдохнём! Встаньте из-за своих парт. Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки) -Садитесь. Продолжим занятие. 4. Работа в группе -А сейчас разделимся на три группы. Поиграем в игру «В гостях у сказки». У вас на столах лежат карточки. Вы должны определить, что за сказка изображена и вспомнить, какие права нарушал герой по отношению к другим героям. Но сначала вспомним правила работы в группе. -Приступаем к работе. Кто будет готов-покажите правильной посадкой. -Проверим, что у вас получилось. 1 группа:
Какое право нарушила Ведьма в этой сказке? (Право на жизнь) 2 группа:
Какое право нарушила Лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища) 3 группа
-Нарушение каких прав изобразил художник? -Вы все молодцы! У каждого есть свои права, и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других... Только тогда мы сможем стать настоящими гражданами Отечества. -Что такое обязанности? -Обязанности — это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет. (На экране: обязанности школьника) -Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся. 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать технику безопасности. 4. Беречь школьное имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других. (На экране: портреты А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина, П.И. Чайковский) -Я хочу вам показать несколько слайдов с гражданами России. Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? -Молодцы! Почему вы их так быстро узнали? — Это выдающиеся личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремления отдавали служению обществу, народу, укрепляли могущество России. К ним можно отнести и ваших родных, которые сумели защитить Родину во время Великой Отечественной войны. Именно люди делают Родину славной и великой! 5. «Взгляд в будущее» -Мы отправляемся в другой город «Взгляд в будущее». Вы граждане России, именно от вас зависит будущее. Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о том, какой бы вы хотели видеть свою Родину в будущем? -Давайте заглянем в будущее. Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем. -Сядьте поудобней, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха… Представьте себе, что вы спите и видите прекрасный сон. Вы видите, свою Родину через много лет…Представьте себе, как вы осязаете и ощущаете ее красоты… Обратите внимание, как она развивается и процветает. Как хорошо живется в ней всем людям. Отметьте, как вы выглядите, чем занимаетесь… В течение некоторого времени подумайте и постарайтесь понять, что вам потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата? Какие шаги вы для этого предприняли? Теперь вернитесь в настоящее. Потянитесь немного, напрягите и расслабьте все свои мускулы, откройте глаза… -Кто доволен увиденным образом будущего? -Что там больше всего понравилось? -Какие шаги вам хочется предпринять, чтобы будущее России было прекрасным? -Молодцы! Я думаю, что все ваши планы обязательно сбудутся. 6. Творческое занятие -Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного порисовать. Вам нужно нарисовать рисунок, на котором вы делаете что-то ценное для своей страны. Например, убираете территорию школы. Кто будет готов, покажите правильной посадкой. -Вижу, что многие закончили. Устроим нашу небольшую выставку. Вывесим ваши рисунки на доску. -Ребята, вы все молодцы! Несмотря на ваш юный возраст, уже каждый из вас внёс немалый вклад в улучшение России. |
Проговаривают по цепочке
Слушают стихотворение
Высказывают своё мнение
Отвечают на вопросы учителя
Исполняют Гимн РФ -Высказывают своё мнение
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задание в парах на листке
Озвучивают понятия
Отвечают на вопросы учителя
Высказывают своё мнение
Отвечают на вопросы учителя
Высказывают своё мнение
Анализируют статьи в Конституции
Отвечают на вопросы учителя
Повторяют движения за учителем
Работают в группе
Отвечают на вопросы учителя
Высказывают своё мнение
Отвечают на вопросы учителя
Представляют
Делятся впечатлениями о представленном Отвечают на вопросы учителя
Рисуют рисунок
Оформляют выставку |
Заключительный этап |
Итог -Наше путешествие подошло к концу. Вспомните тему нашего урока. -Что нового вы сегодня узнали? -Какое задание вам интересно было выполнять? -Так каким же должен быть гражданин России? Рефлексия -Ребята, кому понравилось наше занятие, поднимите зелёную карточку. -Ребята, кому не понравилось сегодняшнее занятие, поднимите красную карточку. -Я рада, что вам всем всё понравилось. -Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем. Берегите Россию- Нет России другой, Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию, Без нее нам не жить. Берегите ее, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию- Нет России другой. -Спасибо за активную работу на занятии. До свидания! |
Отвечают на вопросы учителя
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.