Мир общения ( 5 класс)
Цель: Показать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми; развивать умения разрешать конфликты, связанные с решением общих проблем.
Задачи:
1.Сформировать у учащихся ценностное отношение к себе и к другим
2.Подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку
3. Выяснить, что означают понятия «самопознание», «самосовершенствование»
Эпиграф:
Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших.
Эпиктет
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор об отношении между людьми. Попытаемся выяснить, какие радости и сложности приносит нам процесс общения. Эпиграфом к нашему занятию послужат слова Эпиктета «Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших»
Сейчас я предлагаю вам провести самопрезентацию, т.е. рассказать нам о себе.
1. Проведение самопрезентации
Учащиеся рассказывают о себе, перелаживая бусинки из одной шкатулки в другую, до тех пор, пока они не закончатся. Используйте в рассказе высказывания, начинающиеся со слов:
1. Фамилия. Имя.
2. Основные черты моего характера…
3. Мне нравится в людях…
4. Я имею…
5. Я интересуюсь…
6. Я могу помочь…
2. Беседа «Что такое общение? »
Вопросы для беседы:
С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему?
Что связывает людей между собой?
Как вы понимаете слова «С этим человеком легко общаться?»
Что такое интерес?
Истоки интереса человека лежат в самом человеке, в его отношении к другому человеку. Существует простая истина, что все богатство ума и чувств, беды и изъяны поведения и характера неразрывно связаны с окружающими людьми. Чтобы изменить себя надо разорвать одни связи и построить другие. Любые человеческие отношения обретают свою конкретность в окружающих нас предметах.
Нет общения в общем смысле, оно всегда бывает по поводу. Этот повод и есть предмет интереса. От других людей мы узнаем, что есть объекты, которые могут представлять для них, какую-нибудь ценность. Интересуясь ими, мы овладеваем средством связи с другим человеком. Вначале это просто повод для общения, потом предмет общения представляется в собственность, которая обогащает эмоциональный и духовный мир человека. Недаром говорят «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!»
3. Лестница моих проблем
На каждой ступеньке нарисованной лестницы запишите трудности, которые вы испытываете в общении с друзьями, родителями, самим собой? Затем учащиеся находят сходные проблемы у других, объединяются в группы и пытаются найти пути решения этой проблемы.
4 Самопознание. Самовоспитание.
К сожалению, у каждого из нас есть свои недостатки, так как каждый человек «не черный, не белый, а в полосочку»( объяснить детям, что в жизни бывает и хорошо, и плохо). Давайте попробуем с вами составить «зебру» наших достоинств и недостатков.
Пишите в два столбика
Белый список : Черный список;
Но как говорил французский писатель Жюль Ренан
«Не держитесь слишком усердно за свои недостатки под тем предлогом, что этот мир далек от совершенства» Самосовершенствуйтесь! Савовоспитывайтесь!» Вы можете задать вопрос: «А как?»
« Ты памятью свой разум озари
И день минувший весь пересмотри:
Все ль ладно за день у тебя прошло?
Что сделал за день ты - добро иль зло?
Собой владел ли? Мудр и сдержан был
Иль разума границы преступил?»
Опираясь на опыт мудрецов мира , мы с вами попробуем составить памятку по самовоспитанию.
(Учащиеся берут листочки с изречениями и составляют памятку по самовоспитанию).
Памятка по самовоспитанию
1. «Надо установить чего мы хотим, добиваться желаемого с упорством»
2. Не ограничивай себя сроками. Если трудно исправляться, начинай с легкого недостатка
3. Верь себе, уважай себя. «Думай хорошо и мысли твои созреют в добрые поступки»
4. Каждый вечер давай себе отчет, как прошел день, на что тебе следует обратить внимание
5.Веди счет своим удачам, а не огорчениям.
6. И не когда-нибудь, не завтра будьте воспитанными, а сегодня, сейчас и всегда.
7. Играйте роль человека воспитанного – привыкните и станете такими.
И в заключение хочу вам прочитать стихотворение Э.Асадова.
А вас попрошу выписать понравившееся четверостишие.
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических ворот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Ведь слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты.
Не зазря онож ему дается,
Как ты не толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
Говорят, любовь немногословна
Пострадай, подумай, раскуси…
Это все, по-моему, условно
Мы же люди, мы не караси.
И не очень это справедливо –
Верить в молчаливую любовь,
Разве молча, мы всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!
Чувства могут при словах отсутствовать,
Может быть и все наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждет?
Что для нас лимон без аромата?
Витамин не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песни птица? Ничего!
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек - на то и человек!
И уж, коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!
5.Рефлексия
На доске расположены листочки с оценкой классного часа. Нужно выбрать то высказывание, которое соответствует вашему представлению о значении классного часа.
-Я узнал много интересного, полученные знания помогут мне в будущем
-Ничего интересного и нового не узнал
-Было скучно и неинтересно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.