«Герои моей семьи - участники Великой Отечественной войны»
Цель: формирование интереса учащихся к истории
своей семьи и страны, а также знакомство с информационными банками данных об
участниках Великой отечественной войны.
Задачи:
Обучающие:
1. Актуализировать знания детей о составе своей
семьи, родственных связях внутри семьи.
2. Познакомить с сайтами, на которых можно найти
информацию о героях и участниках Великой отечественной войны.
Развивающие:
1. Развивать мотивацию к изучению истории своей
семьи и страны.
2. Развивать навыки поиска и обработки
информации в интернет-ресурсах.
Воспитательные:
1. Формировать чувство сопричастности
историческим событиям родной страны.
2. Способствовать формированию уважения к памяти
предков, участникам и героям Великой отечественной войны.
Аннотация:
Внеклассное занятие разработано для учащихся
среднего и старшего звена школ всех типов и видов. Может быть использовано
педагогами дополнительного образования, классными руководителями во внеурочной
работе, для проведения тематического классного часа.
Занятие предполагает работу с мультимедийной
презентацией по теме занятия.
Материально - техническое оснащение: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, ручка, белая бумага формата А4 или более,
цветные карандаши.
Введение
Упражнение «Желаем всем хорошего настроения»
Цель: создание рабочего настроя, актуализация
размышлений о своей семье и ее значении.
Ход
игры:
Здравствуйте, ребята!
Давайте сыграем с вами в игру «Желаем всем
хорошего настроения». Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто…», и называет
какое-либо качество, действие, признак. Участники группы, которые могут отнести
это высказывание к себе, встают и дружно произносят: «Желаем всем хорошего
настроения!». Ведущим буду я, начинаем:
- встаньте те, кто любит лето;
- встаньте те, кто сегодня умывался;
- встаньте те, у кого есть брат или сестра;
- встаньте те, кто знает имя и отчество своих
бабушек и дедушек;
- встаньте те, кто знает имена своих прабабушек
и прадедушек;
- встаньте те, кто видится с дальними
родственниками;
- встаньте те, кто дорожит своей семьей.
Основная часть
Упражнение «Мое генеалогическое древо»
Цель: визуализация образа семьи, осознание семьи как
системы, анализ собственных знаний о своей семье.
Ход
упражнения:
Мы видим, что семья в жизни каждого человека
играет очень большую роль. Но насколько хорошо мы знаем историю своей семьи,
своих близких и дальних родственников?
Предлагаю вам нарисовать генеалогическое древо.
Генеалогическое или родословное древо – это
схематическое изображение родственных связей в виде символического древа
(дерева). Изображают древо как восходящим, то есть у корней древа располагают
данные о прародителях, а выше - данные о потомках так, что на самом верху
оказывается самое молодое поколение. Также можно изобразить родословие
нисходящим, то есть сверху располагают данные о прародителях, а ниже о
последующих поколениях.
Пожалуйста, попробуйте нарисовать на листе
формата А4 свое родословное древо, и укажите всех родственников, имена и даты
рождения тех, кого можете вспомнить: родителей, сестер, братьев, тетушек и
дядюшек, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек
Обсуждение:
Ребята, а теперь, когда вы закончили работу,
ответьте пожалуйста на вопросы и выполните предложенные задания:
- Сколько поколений вам удалось отразить на
своем генеалогическом древе?
(«Поколение – это совокупность родственников
одной ступени родства по отношению к общему предку». Словарь русского языка: В
4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е
изд., стер. — М.: Полиграфресурсы, 1999).
- Скольких из описанных вами членов семьи вы
знаете лично?
- Есть ли на вашем рисунке члены семьи, которых
вы знаете только по рассказам других родственников?
- Выделите зеленым карандашом тех родственников,
с кем вы у вас самые близкие отношения. Сколько человек получилось?
- Выделите синим карандашом тех, о ком вы только
слышали, но не знаете лично. Сколько человек получилось?
- Выделите желтым цветом тех из родственников,
кем вы гордитесь, считаете примером? Расскажите о них.
- Выделите красным цветом тех, кем гордится вся
ваша семья, кто внес большой вклад в историю города, страны, кого можно считать
героем. Как, например, на слайде вы видите героя Советского союза летчика –
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина и старшего лейтенанта Александра
Прохоренко, погибшего в Сирии, защищая город Пальмира от террористов
(Презентация, слайд 3). Есть ли в ваших семьях выдающиеся люди? Поделитесь.
Рассказ (сопровождается мультимедийной презентацией)
В каждой семье есть герои. Это, прежде всего,
участники Великой отечественной войны (1941-1945 гг.), труженики тыла, все те,
кто внес свой военный и трудовой вклад в победу над фашистской Германией
(Презентация, слайд 4).
Вы, наверное, обратили внимание, что мой рассказ
о героях семьи сопровождался демонстрацией документов: наградных листов,
приказов, донесениях о потерях.
Архивы хранят информацию практически о каждом
участнике войны: о призыве и военном пути, о подвигах и награждениях, о
пленениях и потерях.
Где взять информацию и документы об участниках
Великой отечественной войны – членах вашей семьи?
Сайт «Память народа» (Презентация,
слайд 14): здесь можно найти информацию о награждении участников войны,
ранениях, воинских частях, а также наградные и другие документы.
Сайт «Подвиг народа» (Презентация,
слайд 15): здесь можно найти информацию о награждении участников войны, пути
воинских частей, а также наградные документы и описания подвигов героев.
Сайт «Мемориал» (Презентация,
слайд 16): здесь можно найти информацию о защитниках Отечества, погибших,
умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и
послевоенный период.
Приведенные сайты представляют собой поисковые
системы, введя минимальные данные в которые, можно найти информацию о своих
родственниках, проследить их боевой путь, узнать информацию о без вести
пропавших.
Вы знаете, что ежегодно в России проходит акция
«Бессмертный полк», посвященная памяти участников Великой отечественной войны (Презентация,
слайд 17). Каждый может почтить память своих прародителей, стать участником
«Бессмертного полка», с гордостью нести портрет своего героя.
Заключение
А.С. Пушкин сказал «Гордиться
славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть
постыдное малодушие» (Презентация, слайд 18).
Я призываю вас вместе с родителями, бабушками и
дедушками поработать над вашим родословным древом, собрать информацию о ваших
предках, в том числе воспользоваться электронными ресурсами об участниках Великой
отечественной войны.
Наши предки своим мужеством и героизмом
заслужили, чтобы о них помнили и ими гордились. Мы – их продолжение, и должны
хранить память о них, об их подвигах и заслугах перед лицом страны и всего
человечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.