Классный час «Доброта вокруг нас» 4 класс
Цель: создать условия для формирования представлений о добре и добром человеке.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о добре и зле;
- раскрыть нравственное содержание добра
Развивающие:
- формирование умения аргументировать свою точку зрения;
- развитие умения учащихся вести рассуждения;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
-развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг к другу, умение дарить тепло и доброту;
- помочь в процессе самопознания, создать условия для самовыражения;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
- способствовать расширению опыта работы в группе.
Оборудование: проектор, презентация, цветик-доброцветик, цветы для рефлексии, пословицы, толковый словарь Ожегова, словарь фразеологизмов.
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
-Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
А что это за качество, мы узнаем, отгадав ребус. (СЛАЙД)
ДОБРОТА (СЛАЙД)
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА. (СЛАЙД)
II. Работа по теме.
1. Знакомство со словом.
- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
-Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта?
(СЛАЙД)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
- Михаил Пришвин писал: (СЛАЙД)
«Доброта – что солнце, которое согревает душу человека»
- Доброта нужна, доброта важна. (СЛАЙД)
13 ноября отмечается всемирный день доброты.
2. Работа с родственными словами.
-У слова «доброта» есть много родственных слов:
-Попробуйте придумать. (добро, добряк, подобрел, добрячок, ..)
- На доске необычный цветок – доброцветик.
-Прочитайте и объясните значение этих слов
· добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
· добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
· доброжелательный - желающий добра
· добропорядочный - приличный, достойный одобрения
· добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
· добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
-А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
3. Работа с пословицами. Работа в парах.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
-На парте лежат пословицы. Составьте их и попробуйте объяснить.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрые дела и после смерти живут.
- Как вы понимаете эти пословицы?
4. Игра «Сказочный герой — добрый или злой?»
Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. Вспомните, что побеждает в сказках.
В сказках встречаются добрые и злые герои.
- Назовите добрых героев.
- Назовите злых героев.
Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
(СЛАЙД)
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка.
(СЛАЙД)
5. Беседа
-Добрые люди встречаются и в жизни.
-Я предлагаю разобраться в такой ситуации.
Витя и Костя – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Костя – не очень. Витя по-доброму относится к Косте, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
-Как вы думаете, ребята?
-Почему?
-Чем отличается “добрый” человек от “добренького”?
-Какой фразеологизм подходит к этой ситуации?
-А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет - тяните руки вверх и машите ими.
Можно ли назвать добрым человека, который:
- делает что-то полезное для людей;
- делает домашнее задание за кого-то;
- ждёт, когда его позовут на помощь;
- переводит старушку через дорогу;
- накормит бездомного котёнка;
- заберёт обратно подаренную вещь;
-Как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?( забота о младших братьях, о престарелых соседях, субботники по очистке школьной территории).
-А легко ли быть добрым?
Добрым
быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети!
III. Итог. Рефлексия.
-А вы делаете добрые дела?
- А какие добрые дела делаете вы?
На столе у вас есть цветы, запишите на них то, что доброго вы сделали на этой неделе.
А сейчас давайте поместим наши цветочки на доску, и у нас получится поляна добрых дел. Впереди зима, а у нас на доске цветы. Но я думаю, что добрые дела, как и цветы, останутся в нашей памяти.
Слушание песни о доброте.
-Я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.