Классный час "Молодежные субкультуры"
Оценка 4.8

Классный час "Молодежные субкультуры"

Оценка 4.8
doc
16.09.2022
Классный час "Молодежные субкультуры"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.doc

Кл. час  «Молодежные субкультуры»

Цель классного часа - знакомство с понятием молодёжной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростков явлениях.

Задачи:

1.     Познакомить с молодёжными неформальными объединениями и определить их роль в обществе.

2.     Научить учащихся выражать свое отношение к различным неформальным организациям.

3.     Развивать аналитическое мышление, уметь обобщать и делать самостоятельные выводы.

4.     Воспитывать толерантное отношение к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различного рода норм и правил поведения.

 

.

 

 

 

 

 

1.     Ход классного часа

Оборудование: презентация и мультимедийная установка для её просмотра.

 

I.      Вступительное слово учителя (слайд 2).

- Здравствуйте ребята!

Каждому из нас случалось видеть на улице или по телевизору молодёжь не совсем обычного вида. Длинные чёрные одежды, пугающий макияж или, наоборот,  кричаще розовые тона и смешные причёски, у кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в чёрной коже проносится мимо вас на мотоцикле.Всёэто превращает молодых парней и девушек в каких-то кукольных персонажей из непонятного мультфильма или кинофильма. Вам даже может показаться, что вы попали на бал – маскарад. Но это вовсе не так. Просто вы повстречались с представителями некой субкультуры. Современная молодёжь стремится быть оригинальной, заметной, такой, чтобы на неё обращали внимание. Такую молодёжь называют ещё неформалами.

Сегодня мы и поговорим с вами о том, что такое «молодёжная субкультура», какие её разновидности встречаются, безопасно ли увлечение ими.

При подготовке к классному часу мои помощники провели опрос среди учащихся нашей школы. Результаты показали, что многие учащиеся не совсем понимают значение слова «субкультура», мало знают о различных неформальных объединениях.

 

II.  Беседа  (слайд 2).

- Так что же такое «субкультура»? (Ответы учащихся).

Культура, согласно толковому словарю Ожегова, – совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей.

Субкультура-  это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества.

 

Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Чтобы легко отличать своих от чужих, в субкультуре появляется свой дресс-код, язык, манера поведения. Субкультура формирует убеждения человека, его отношение к окружающему миру, его поступки, систему ценностей. Субкультура непременно влияет на весь строй жизни человека, это не просто увлечение с 12-00 до 14-00 два раза в неделю.

- Многие считают, что субкультура – явление непременно негативное. Давайте разбираться.

- Как вы считаете, субкультура – это хорошо или плохо? Почему?(Ответы учащихся).

В любом обществе обязательно есть группы, создающие культуру, отличающуюся от массовой. Например, в нашей стране испокон веков основной культурой было православие, но в тот период, когда страна заявляла себя атеистической, православных в ней вполне можно было выделить в субкультуру. Так что само понятие субкультуры не является негативным.

Другое дело, что некоторые субкультуры носят экстремальный характер, их несогласие с культурой большинства выливается в демонстративный протест против общества. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.

Конечно, для общества в целом контркультуры вряд ли представляют собой серьезную опасность. Но проходят ли они бесследно для индивидов, попавших в их сети?

- Как вы думаете, может ли субкультура принести вред своим приверженцам? Каким образом?(Ответы учащихся).

 

 Навязывая человеку свои идеи, далекие от общепринятых ценностей, она ломает его психику, мешает социальной адаптации, пониманию своего места в обществе. Ведь не случайно в Заповедях, данных человечеству Богом, содержится предостережение: «Не сотвори себе кумира». Субкультура, претендующая на всего человека, формирующая его  личность по своей мерке, - это и есть кумир.

Сегодня мы будем говорить как раз о контркультурах, безопасность увлечения которыми вызывает сомнение.

 

III.           Ученик читает стихотворение Марка Львовского.

Молодежные течения,

Вот предмет для изучения,

Каждый год они меняются,

Исчезают, появляются!

 

Есть течения спокойные,

Не скандальные, пристойные,

Есть как вихрь агрессивные,

Среди них, есть и, спортивные!

 

Есть опасные фанатики,

Есть религии догматики,

Как их вождь авторитарные,

И совсем тоталитарные!

 

Есть течения фашистские,

Экстремистские, расистские,

Нарушая Конституцию

Учиняют экзекуцию!

 

Молодежные течения,

Группировки и движения,

Тех, кто в стаи собирается,

Среди прочих выделяется!

 

 

Лишь бы все эти течения,

Были в верном направлении,

Наш Закон не нарушали,

И людей не унижали!

 

IV.            Сообщения учащихся.

1.     ЭМО

Эмо- это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь. Эмо часто вызывают ассоциацию со слезливыми подростками, которые постоянно вздыхают и пишут стихи.

Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного.Это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды - это облегающие и/или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы) одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. В прическе челка скошена на один бок, волосы обычно прямые и выкрашены в черный цвет. Глаза подведены черным и закрыты массивными очками с широкой оправой. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты.

Главную опасность для молодежи представляет философия поклонников эмо, которая заключается в том, что представители эмо«бессмертны и в случае гибели просто меняют внутреннюю форму».В документе, распространенном департаментом образования в школах Нижегородской области,  говорится: «Мечта каждого эмо - умереть в ванне от потери крови путем перереза собственных вен в области запястий (считается неким спортом). В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесенные раны». Сами эмо объясняют, что, нанося порезы, они не хотят убить себя. Просто за физической болью они отвлекают себя от душевных страданий.

Однако, во-первых, даже просто нанося царапину в области вен, не избежать опасности повредить вену или занести инфекцию. Во-вторых, эмо много рассуждают о смерти, а иногда и  доводят дело до конца.

Например, в конце прошлого года на Украине, в Полтавской области, самоубийство совершили двое подростков-представителей субкультуры эмо, еще двоих удалось спасти.

У одной из спасенных девушек, 15-летней Юлии, был найден дневник, в котором было множество рисунков черепов и сердец в крови, а также надписей типа «Зачем нам нужна жизнь, зачем?» или «Свет мне не мил».

«Новая газета»приводит историю, которая также заставляет задуматься. Подростки эмо отдыхали в каком-то клубе, вышли подышать воздухом, после чего охрана отказалась пускать одну из девушек обратно. Тогда она бросила на землю своего плюшевого мишку, разбила бутылку с пивом и осколками вскрыла себе вены.

 

2.     ГОТЫ

Слово «гот» в городах уже не вызывает удивления. Суть идеологии  готов - смакование боли и страданий. Настоящему готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Они создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Один из принципов готики гласит, что сегодняшний день может стать последним, потому и прожить его нужно соответственно, то есть максимально депрессивно. «Темные замки, мрачные долины — вот наша стихия,-  говорят готы. Это очень специфическая красота. Но мы ее чувствуем, а вы боитесь. Потому что мы верим в вампиров, а вы — в дорогие машины».

Готы  любят мистику и угнетающую тяжелую музыку. Они читают страшные романы, вампирские новеллы,  их любимые авторы  Эн Райс, Эдгар По и Лавкрафт. Особо впечатлительные всерьез считают себя вампирами и верят в свое сверхъестественное происхождение.  С особой нежностью готы относятся к кладбищам, где по ночам декламируют стихи, пьют абсент и пугают сторожей.

Умереть молодым — голубая мечта каждого гота. Крася себе лица в мертвенно-бледный цвет, одеваясь в черные одежды, они как бы играют в смерть. Для большинства такая игра заканчивается сама собой, но особо впечатлительные могут заиграться, и тогда без помощи психологов и даже психиатров их бывает трудно вернуть к нормальной жизни. Еще в 2006 году исследователи университета Глазго установили, что молодые люди, которые являются приверженцами готической субкультуры, более склонны к самоубийствам, чем представители других молодежных движений.

Готы не придерживаются каких-либо определенных знаков и символов.  Любая одежда — черного цвета. Активно используется оккультная символика. Длинные черные волосы, подбритые виски и брови, цветные линзы, имитирующие волчьи или кошачьи зрачки. К чисто готическим символам можно отнести различные изображения летучих мышей. Для готов главное желание  - выглядеть красивее, необычнее, отсюда и увлечение всякого рода «мрачной» символикой.

Самый неординарный гот - фрик.  У него пирсинг на всех частях тела, начесы на волосах кислотного цвета. Огромные бутсы на высокой платформе тянут ноги к земле, а макияж напоминает маску индейца. Они хотят быть похожими на утопленников, вурдалаков и прочую «нежить» нарочито белыми лицами, черными кругами вокруг глаз и линзами с глазами точками. Отдельные виды тяготеют к вампирской эстетике. Удлиняют себе клыки или передние зубы.

 

3.     БАЙКЕРЫ

Закованный в черную кожу суровый бородач, с ног до головы покрытый татуировками, может оказаться мастером спорта международного класса по мотокроссу и чемпионом страны тысяча девятьсот какого-то года, но он пришел в субкультуру байкеров, чтобы наслаждаться свободой и скоростью.

Байкеры – одни из немногих, для кого слова «один за всех, все за одного» – не пустой звук, а стиль жизни. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету. Проще говоря, байкер – это водитель мотоцикла, хотя не все так просто. Байкеры – это именно субкультура. Для них байк – стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному. В этом они похожи на спортсменов. В определенной мере байкинг и есть спорт, но спорт экстремальный.

 

4.     СКИНХЕДЫ

Скинхедами или «скинами» называют участников относительно нового неформального молодежного движения, возникшего в Англии, Европе и Америке во второй половине 20 века. Слово «скинхед» произошло от слияния двух английских слов skin (кожа) и head (голова) и в буквальном переводе означает «кожаная голова». Основная идея движения: борьба за «чистоту» русской расы.

 

Основные методы работы неформальной организации:агитация, распространение листовок с расистскими призывами, различные акты вандализма (рисунки свастики на видных местах, и др.), нападения на иностранцев, лиц кавказской национальности, избиения граждан СНГ, общеуголовные преступления: нанесение изображений экстремистского характера, в том числе, свастики, хулиганство, распитие спиртных напитков, участие в столкновениях с футбольными фанатами.

Отличительные признаки:

ü бритая голова (или короткая стрижка),

ü камуфляжная форма, куртки «бомберы» (черного цвета, внутри оранжевые), толстовки с капюшоном,

ü на ногах - «берцы», «гриндерсы», закатанные джинсы.

ü наличие татуировок (обычно, свастика).

ü все они имеют в данной среде прозвища.

V.   Обсуждение. Рефлексия.

- Мы рассмотрели с вами лишь малую часть тех группировок, что существуют на сегодняшний день. Но, я думаю, определённое представление о них у  вас сложилось.

- Почему появляются молодёжные субкультуры? Давайте подумаем, почему же молодые люди попадают в такие группировки? Каковы причины?

(Субкультура - это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят, - это стать приверженцем какой-либо субкультуры).

- Как вы думаете, нужны ли вообще какие – то субкультуры? Назовите их плюсы и минусы.

+                                                  -                                     

новые друзьядепрессия

общение по интересамотверженность другими

расширение кругозоравозможна угроза здоровью

самоутверждениеконфликты с родителями и др.

возможность выделиться

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, многие группировки считают совершенно нормальным курение «травки». Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня». Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

- Итак, прежде чем позволить увлечь себя в неформальные молодежные субкультуры, подумай:

ü Действительно ли это так интересно для тебя?

ü Насколько это тебе необходимо?

ü Насколько это безопасно для тебя?

 

- А закончить наш классный час мне хотелось бы притчей.

Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:

— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!

— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.

— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.

— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.

Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Анкета

1. Знаете ли Вы, что такое субкультура?

а) да

б) примерно представляю

в) нет

2. Как Вы относитесь к молодежным субкультурам и неформальным объединениям?

а) положительно

б) отрицательно

в) нейтрально

г) затрудняюсь ответить

3. Принадлежите ли Вы к какой-либо субкультуре?

а) да

б) нет

4. Если принадлежите, то к какой?

5. Как Вы считаете, влияют ли субкультуры на развитие современной молодёжи?

а) да, конечно

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) затрудняюсь ответить

6. Если да, то, как это влияние сказывается на современной молодежи?

а) положительно

б) отрицательно

в) нейтрально

г) затрудняюсь ответить

7. Каковы, по Вашему мнению, причины вступления подростков/молодежи в неформальные объединения и группировки? (возможны несколько вариантов ответа)

а) одиночество

б) непонимание родителей

в) стремление к защищенности

г) стремление к самоутверждению

д) подражание, группирование

е) стремление к свободе

ж) стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы

з) протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры

и) стремление к самостоятельности

к) потребности в модной одежде, сексуальном удовольствии, употреблении спиртного, наркотических веществ

л) другое (укажите)

8. Считаете ли Вы, что субкультуры и неформальные объединения помогают современной молодежи проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) затрудняюсь ответить

9. На что, по Вашему мнению, ориентированы российские субкультуры и неформальные объединения? (возможны несколько вариантов ответа)

а) на проведение досуга

б) на передачу и распространение информации

в) на участие в социальных программах

г) на помощь больным, престарелым, наркоманам, инвалидам

д) на ломку стереотипов, господствующих в обществе

е) на конструирование собственной культуры, путем очищения существующей от ненужных составляющих

ж) другое

 


Скачано с www.znanio.ru

Кл. час «Молодежные субкультуры»

Кл. час «Молодежные субкультуры»

Всёэто превращает молодых парней и девушек в каких-то кукольных персонажей из непонятного мультфильма или кинофильма

Всёэто превращает молодых парней и девушек в каких-то кукольных персонажей из непонятного мультфильма или кинофильма

Многие считают, что субкультура – явление непременно негативное

Многие считают, что субкультура – явление непременно негативное

Вот предмет для изучения, Каждый год они меняются,

Вот предмет для изучения, Каждый год они меняются,

Эмо- это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный

Эмо- это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный

Например, в конце прошлого года на

Например, в конце прошлого года на

Еще в 2006 году исследователи университета

Еще в 2006 году исследователи университета

Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру -

Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру -

Почему появляются молодёжные субкультуры?

Почему появляются молодёжные субкультуры?

А закончить наш классный час мне хотелось бы притчей

А закончить наш классный час мне хотелось бы притчей

Как Вы относитесь к молодежным субкультурам и неформальным объединениям? а) положительно б) отрицательно в) нейтрально г) затрудняюсь ответить 3

Как Вы относитесь к молодежным субкультурам и неформальным объединениям? а) положительно б) отрицательно в) нейтрально г) затрудняюсь ответить 3

Считаете ли Вы, что субкультуры и неформальные объединения помогают современной молодежи проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении? а) да б) скорее да, чем…

Считаете ли Вы, что субкультуры и неформальные объединения помогают современной молодежи проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении? а) да б) скорее да, чем…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2022