Сценарий
классного часа
«20 ноября - Всемирный день детей».
Цель.
Познакомить
учащихся с традициями праздника.
Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство
прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других
людей.
2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование.
1.
Презентация.
2. Фонограммы песен.
3. Плакаты.
Сценарий.
I. Приветствие.
1.Добрый день, ребята! Ребята, взгляните на доску, перед вами число «20 ноября». Может кто-нибудь знает, какой праздник в этот день отмечается во всем мире? 2. Давайте я вам зачитаю стихотворение, а вы попробуете догадаться, о какой дате мы будем сегодня говорить.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!!!
3.-
Ребята,
20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal Children's Day),
День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она
примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея
приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов
и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое
детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка,
которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила
в силу 2 сентября 1990 года.
4. 20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что
с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация
на нашей земле - Организация Объединенных Наций. 5.(показать слайд с
эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная
организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков
миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей
мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления,
аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не
могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети.
Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны
взрослых.
II. Права детей.
1. Игра «Право на имя».
А сейчас, ребята давайте разберемся какие права у вас есть, что именно закреплено в Конвенции.
А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)
6. Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. А до скольки лет человек считается ребенком?
Как вы думаете, какими правами вы обладаете?
Ребята
называют:
7.Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну
переписки.
-
Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие
игры.
8.Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое
имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна
– Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему
прилагательное).
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. Кто из вас знает, какой документ вы получите при достижении 14-летнего возраста?
2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».
- А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися).
9. - Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.
-
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали
эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».
10.Ребята, представьте, что вы очень хорошо разбираетесь в правах детей, и к вам приходят сказочные герои за советом. По иллюстрации вы должны определить кто чьи права нарушает и какое именно право.
(Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)
1. Право на жизнь («Колобок»)
2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)
3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)
4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)
5. Право на отдых и досуг («Золушка»)
6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
7. Право на защиту от физического насилия («Волк и семеро козлят»)
8. Право воспитываться в семье («Маугли»)
9. Право воспитываться в семье («Снежная королева»)
10. Право на бесплатную медицинскую помощь («Айболит).
4. Составьте слово.
20 слайд.(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)
Составьте слово:
Нокевниця - Конвенция
гоусардтсов - Государство
ижзнь – жизнь
рбоазоавине – образование
21 слайд. 5. Конкурс «Песни о правах».
(Подготовить музыкальные фрагменты песен)
Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).
2. «Чему учат в школе» (право на образование).
3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право воспитываться в семье).
Но ребята, давайте не будем забывать, человек может пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. Кто знает, что обозначает слово «обязанность»?
22 слайд. Обязанность – это те действия, которые мы обязательны должны выполнять каждый день.
23. А давайте подумаем, какие обязанности у вас есть дома, в семье? (держать в чистоте и порядке свою комнату, помогать родителям по дому, умываться, следить за личной гигиеной, помогать в уходе за младшими братишками и сестренками, домашними питомцами и т.д.).
24. А какие правила вы обязаны соблюдать в школе? (иметь опрятный и аккуратный вид, не опаздывать, не пропускать учебные занятия без уважительной причины, прилежно учиться, слушаться и уважать учителей, уважать одноклассников, соблюдать технику безопасности, беречь школьное имущество и т.д.).
III. Обязанности детей.
1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
- Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)
25 слайд. Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
26 слайд.Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
27 слайд.Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?
Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Ведущий: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Ученики высказывают свое мнение.
Заключение.
Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ - наши дети.
28 слайд. Ни в коем случае нельзя нарушать права детей, но и дети, в свою очередь, не должны уважать права окружающих людей.
ВЫВОД: ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.