Классный час на тему: «Кем быть?»
8 класс
Труд по обязанности – это работа,
а работа по склонности – это досуг.
Б. Шоу
Цель:
1.Расширить знания учащихся о мире
профессий.
2.Выявить самую актуальную профессию.
3.Связать выбор профессии с профессиональными качествами.
4.Повысить культуру общения.
Оборудование: выставка рисунков, сочинений, поделок обучающихся на тему:
«Все работы хороши – выбирай на вкус».
Классный руководитель: Ребята, выбор профессии для вас несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.
За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда, или «люди науки», – инженеры-проектировщики, научные сотрудники и т. д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитными», – юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший медицинский персонал, педагоги – успехом у современной молодежи не пользуются.
Итак, профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно вам, конечно, достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы выбирая профессию, вы советовались не только с родителями, но и с психологами-профконсультантами. Что же влияет на выбор профессии?
1) Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие.
2) Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось.
3) Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, то есть то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни.
4) Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения не стоит пренебрегать, но в то же время это не единственный фактор выбора.
5) Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.
6) Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, то есть то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, чего хочет достичь, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития.
7) Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств труда трудится тот или иной работник, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
8) Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои знания о ситуации на рынке труда. Ребята, сегодня у нас необычная встреча - деловая игра. Любой деловой предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Сейчас перед вами стоит задача – выбор профессии. И в этом вам должна помочь наша игра.
(Класс
делится на 4 группы по интересам, каждая группа придумывает название).
Ведущий 1: Конкурс 1. У каждой группы список названий разных профессий,
наиболее популярных и востребованных.
Каждой команде необходимо назвать профессии по:
А) степени сложности, от самой легкой к самой трудной (обьяснить почему)
Б) степени оплаты (от более высокой к низкооплачиваемой)
В) выбрать одну наиболее востребованную профессию, является ли она
высокооплачиваемой, перспективной, престижной (почему).
Г) дайте краткую характеристику каждой профессии
(время выполнения заданий 5 минут)
Жюри следит за временем. В паузах звучит музыка.
Ведущий 2: Конкурс 2. Представьте, что я директор фирмы, предприятия, а
вы пришли устраиваться на работу. Я предлагаю вам 2 минуты на обсуждение.
Представьте себя так, чтобы мне захотелось принять вас на работу (от каждой
команды по одному человеку, учащиеся представляют себя, устраиваясь на работу).
Ведущий 1: Конкурс 3: «Четвёртый лишний»
Из четырёх названных слов, одно слово лишнее по смыслу (средство труда).
Выбрать его и объяснить почему?
1.Программист, компьютер, закройщик, оператор.
2.Актёр, режиссёр, кинофильм, кинооператор.
3.Экономист, калькулятор, бухгалтер, кассир.
4Чертёж, инженер, конструктор, мастер.
5.Ученик, учитель, книга, воспитатель.
Ведущий 2 конкурс 4. Распределите пословицы на следующие группы :
1.Интерес, стремление к трудовой деятельности.
2.Эмоциональное отношение к работе.
3.Трудолюбие.
4 Нерадивость.
5.Труд, как жизненная потребность.
ПОСЛОВИЦЫ
1.Бегает от работы, как собака от мух.
2.Без волнения, без заботы не жди радости от работы.
3.Болтуна видно по слову, а рыбака по улову.
4.Была бы охота, заладится всякая работа.
5.Видно Арсенье, ждать до воскресенья.
6.Глаз труслив, рука смела.
7.Один с сошкой, семеро с ложкой.
8.Разговором сыт не будешь ,если хлеба не добудешь.
9.Сам молчун, да руки громкие.
10.Своя упряжка никому не тяжка.
11.Спящему коту мышь в рот не прибежит.
12.Спать не молотить ,спина болит.
13.Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
14.То завтракаю, то обедаю, а погулять когда не ведаю.
15.Труд не калечит, а лечит.
16.У лодыря Егорки ,всегда отговорки.
17.Утреннюю работу не оставляй до вечера.
18.Хорошая работа и старика молодит.
Ведущий 1: Конкурс 5. Ребята, вам необходимо изобразить особенности,
выбранной вами профессии (исполнить песню, пантомиму, разыграть сценку,
составить коллаж).
Ведущий 2. А теперь слово нашему уважаемому жюри.
Для подведения итогов всем встать.
Жюри
подводит итоги, и каждая команда получает грамоту:
а) самая оригинальная команда.
б) самая активная команда.
в) команда, которая лучше всех представила себя при приёме на работу.
г) самая артистичная команда.
Рефлексивный момент: пять минут наедине с собой , какие выводы для себя сделал каждый ученик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.