Классный час на тему «Я и моя семья»
Составила и провела классный руководитель 2Б класса МБОУ «Каменская школа №44» Литасова Лилия Юрьевна.
1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
Тема: «Я и моя семья»
Актуальность
Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи, которая сталкивается с новыми проблемами: потеря института семьи, занятость, вседозволенность, нет желания иметь детей, прагматичность и отсутствие поддержки, женская эмансипация и многое другое.
Для преодоления данной ситуации в России была принята «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». В соответствии с которой перед государством, а значит и перед школой поставлены важные задачи.
«Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.»
2. Целевая аудитория: 2 класс (дети и родители).
3. Мероприятие «Я и моя семья» в системе моей работы, как классного руководителя, занимает важное место, например: 1 четверть (сентябрь) провожу классный час, совместно с родителями, свободными от работы, творческие задания выполняем на занятиях по проектной деятельности, а в конце четверти (октябрь) провожу классный семейно-спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья».
4. Цель
Создание условий для воспитания чувства собственного достоинства, привязанности к членам семьи, родственникам, предкам, семейным традициям и ценностям.
Задачи:
1. Проанализировать и объяснить понятия, на которых основана культура народов России: духовность, культура, ценности, семейные и народные традиции.
2. Воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным. 3. Учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением.
4. Подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека; показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи; улучшение взаимоотношений в семье.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: слушать других, применять навыки работы в группе.
Получат возможность научиться: уважительно относиться к семейным ценностям, осознавать важность подготовки к созданию крепкой семьи, выработать чувство ответственности за свою семью, доброжелательно общаться и оказывать взаимопомощь при работе в коллективе, вести беседу.
Метапредметные УУД
Познавательные: развитие мышления учащихся, работа с информацией разного вида, умение слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; выделять существенную информацию.
Коммуникативные
Высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД
Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним,
развитие монологической речи, коммуникативных навыков, расширение своих знаний.
5. Форма проведения – классный час. Выбрала данную форму по личным ощущениям и в соответствии с данным определением: «Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова).
6. Для достижения планируемых результатов использованы словесные, наглядные, игровые приемы, работа в группах.
7. Технологическая карта классного часа
Ход занятия
1.Мотивационный этап
Учащиеся заходят в класс, рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. Входят родители и младший брат Егора - показывают сказку.
Сказка о первой семье
«В некотором царстве, в некотором государстве жил мальчик, звали его «Я». Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышли люди.
– Куда ты идёшь? - спросил самый седой из них.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем с нами, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме; вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась «…»
Учитель:
– Ребята, а вы догадались, что появилось у мальчика? (6 человек и седьмой герой перевернули карточки с буквами «Я»).
Давайте вместе скажем главное слово, о котором мы сегодня будем говорить:
– «СЕМЬЯ».
2. Актуализация знаний
Учитель:
- Почему мальчик научился радоваться и стал по-настоящему счастливым?
-Когда вы слышите слово «семья», что вам приходит в голову?
3. Открытие новых знаний
Познавательный материал
Учитель:
-Сегодня к нам в гости пришли ваши родные, члены ваших семей. Они приготовили для вас информацию о слове «СЕМЬЯ». (Взрослые рассказывают подготовленный материал).
Слайд 3. «Основные термины и понятия»
Слайд 4. Кластер «Семейные отношения»
Учитель:
- Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи – ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту. И сегодня!
Слайд 5. Во многих семьях на Руси тоже интересовались своими корнями и происхождением своего рода, составляя родословное древо.
Учитель:
-Скоро мы на будем работать над проектом «Семейное древо», ведь о своей семье, о своих предках нужно знать и помнить.
Работа в группах
Учитель:
-Вместе мы учимся уже второй год. Каждый из вас личность –«Я». Но вы сдружились и можно сказать, что класс – наша дружная семья. А теперь садимся по семейкам, приглашаем к себе своих родных. Обсудите и напишите разноцветными фломастерами, а какие семейные ценности вы знаете.
Подведение итогов: от каждой группы выступает ребенок, обосновывая выбор семейных ценностей. Слайд 7.
Познавательный материал
Слайды 8-9 «Семейные династии» (Рассказывают взрослые).
- А какие знаменитые династии знаете вы?
Слайды 10-11 «Семейные праздники»
Учитель:
-Какие семейные праздники Вы отмечаете?
- День семьи празднуют летом не случайно. Уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. Этот праздник у нас в России празднуется с 2008 года.
В День Семьи!
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Е. Морозова)
Слайд 12 Игра «Аплодисменты»
- Давайте поиграем!
Слайд 13 Песня «Моя семья»
- Споем вместе песню.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали о семье и о себе?
Работа в группах
- У каждого из вас есть солнышко. Поделитесь теплом своего солнышка с теми, кто вам дорог. Подарите свое солнышко тому человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Но сначала переверните солнышко и напишите, какая семья будет у вас. Вам нужно придумать слова, первые буквы которых есть в слове «СЕМЬЯ». Например:
С – счастливая, солнечная, славная, спортивная…
Е – единая, единственная…
М – милая, мечтательная, музыкальная, многодетная… (Есть ли у вас такие семьи?)
Ь
Я – яркая
5. Объяснение творческого задания
Учитель:
- Скажите, ребята, что бы вы ещё хотели узнать о своей семье?
- Удивительно! Как много вы уже знаете о семье! А оказывается, чем больше знаешь, тем больше хочется узнать. Ребята, постарайтесь дома найти ответы на свои вопросы, а я предлагаю вместе с родителями выполнить одно творческое задание на выбор. Слайд 14.
8. Ресурсы: подготовила сказку и провела репетицию с родственниками учеников; с использованием интернет-ресурсов подготовила презентацию; музыкальное сопровождение. Материалы: солнышки (на каждого ученика изготовили на уроке технологии), карточки с буквой «Я».
9. Рекомендую данную методическую разработку для проведения семейного часа в начальных классах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.