Классный час по правовой неделе для 2 класса «Правила поведения учащихся в школе и на улице»
Цель: рассказать о правилах поведения в школе и на улице.
Оборудование: памятки для учащихся.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите что на них изображено?
На какие группы можно их разбить?
1) поведение в школе. 2) поведение на улице.
Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?
Проблемный вопрос:
Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе и на улице).
Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).
Тема классного часа: «Правила поведения учащихся в школе и на улице».
- В общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему?
Выслушиваются высказывания детей.
Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).
2 ученик. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.
Мы попробуем изложить правила в стихах. Мы будем называть первую строчку, а класс – последнее слово.
Правила поведения учащихся.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
6.Оздоровительная минутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Анализ ситуации.
Отрывок из рассказа Никола Николаевича Носова «Автомобиль»
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: - Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: - Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…
Выводы учащихся: Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.
Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!
Сообщение.
Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, ещё не было – по улицам медленно ездили колёсные повозки, запряжённые лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.
Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые Правила дорожного движения.
1 ученик читает стихотворение:
«По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход».
2 ученик Мы дарим памятки правила поведения на улице:
· Не играть на проезжей части улицы.
· Переходить улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.
· Изучать правила дорожного движения.
· Не цепляться к транспорту.
· Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.
· Вышел на прогулку – не ходи со двора!
Физкультминутка:
А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, мы поиграем в игру «Светофор»
Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться … (опасно).
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь … (открыт).
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте
Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.
(После игры учитель дарит всем детям огоньки светофора)
Учитель: Чтобы не было нарушений, люди создали законы. И сейчас ребята расскажут, что такое закон и когда они возникли.
ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
3 ученик рассказывает «О правах ребёнка».
Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Казахстан.
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Основные права детей
· Право на образование.
· Право на охрану здоровья.
· Право на отдых и досуг.
· Право на личную жизнь.
· Право свободно выражать своё мнение.
· Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения;
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.
Знакомство с памятками
В школе
♦ В школу надо приходить вовремя, без опозданий, аккуратно одетым, причёсанным. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех.
♦ Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами. Если ты опаздал на урок и заходишь в класс после звонка, извинись и спроси у учителя разрешения войти.
♦ В школе необходимо соблюдать чистоту и порядок.
♦ Береги школьное имущество. Береги свою парту, не ломай её, не царапай и ничего не пиши на ней.
♦ Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
♦ В общении со всеми окружающими проявляй вежливость, тактичность, уважение и скромность. Грубость недопустима!
♦ Учащиеся школы проявляют уважение к старшим, заботятся о младших.
♦ В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить учителю справку от врача или записку от родителей о причине отсутствия на занятиях.
На улице
♦ На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым.
♦ Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих.
♦ Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар. Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторону.
♦ Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить.
♦ Ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах.
♦ Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству.
♦ Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки и др. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники. Не ломай цветы и деревья.
♦ Играй с малышами, не обижай их.
♦ Выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.
В транспорте
♦ Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения родителей.
♦ Младшие школьники могут входить с передней площадки. Не надо спешить, толкаться.
♦ Не забудь заплатить за проезд.
♦ Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступать место.
♦ Если нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись.
♦ При выходе из вагона не бросай билет под ноги.
♦ Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически.
♦ Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус - сзади.
(После прочтения памятки - обсудить ее.)
Подведение итогов
- Какие общественные места вы знаете?
- Почему существуют определённые правила поведения в общественных местах?
- Какие правила поведения вы запомнили?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.