Классный час является одним из системы мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам»
Цель мероприятия: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи мероприятия:
· закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
· воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
· развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.
Мероприятие было построено таким образом, чтобы каждый учащийся принял активное участие. Классный час имеет практическую направленность: дети готовили сообщения, кормушки, стихи, оригами птиц, стен - газету.
Ход урока
1. Организационная часть. На доске слова:
«Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
Это в моих руках».
- О каком времени года говорится в этом четверостишии?
- Кому посвящён наш классный час?
- Определите тему нашей работы. (Птицы зимой).
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Подготовленные учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.
1ученик. Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
- Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная).
2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
- Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут)
3 ученик. Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить).
Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны решить.
Что мы должны изучить сегодня, чтобы правильно организовать помощь птицам?
Составим план.
1.Изучить, какие птицы зимуют в нашем районе
2. Изучить, какой корм едят птицы.
3. Изучить, как можно организовать помощь птицам.
3. Решение поставленной задачи.
1.Беседа - Одни птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие - пищей растительной, но есть такие, которые едят и то, и другое: насекомых, ягоды, семена, гусениц - они всеядные (воробей, ворона, голубь,, синица).
Как вы думаете, какие птицы лучше приспособлены к жизни в природе? Почему? (Всеядные - т. к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают - они жизнеспособнее) многие из этих птиц остаются на зиму у нас - они зимующие.
Какие птицы остаются зимовать в нашем селе? (воробьи, голуби, сороки, вороны).
Какие птицы прилетают в город зимовать? (синицы, снегири, поползни, свиристели)
Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?
(Отыскивают спрятавшихся на зиму в коре насекомых и их личинки, едят почки, плоды и семена растений - рябины, клёна, боярышника и др.) Достаточно ли этого корма, чтобы прокормить всех оставшихся в городе птиц? (нет).
Кто может помочь птицам с кормом? (люди).
Подведём итоги 1 части нашего плана.
- Какие птицы зимуют в нашем селе?
Каждый называет по одной птице, пока не перечислят всех зимующих в городе птиц.
Молодцы. Теперь мы знаем, какие птицы зимуют у нас.
2.Перейдём ко второй части плана. Что мы должны узнать?
(Чем питаются разные птицы? Что подойдёт для угощения птиц?)
Дети выступают с проектами о птицах. (заранее подготовлены)
Воробей. Зимой воробьи держатся стайками - так легче найти пищу. Компанейская птица. Их бодрое чириканье слышно всегда в оттепель. В холода воробьи держатся ближе к жилью человека - там легче добыть пищу.
(Презентацией Тихвинской Киры).
- Какое угощение можно приготовить воробьям, голубям?
Синица. Синица очень подвижна, стремительно перемещается в ветках, быстро осматривает их в поисках пищи. Ей при такой подвижности нужно много пищи. Синица всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что - то другое между пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени. Пёстрый наряд синички помогает ей затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у неё звонкая - «Тинь -тинь!» Синица очень сообразительна: легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало; она легко открывает бутылки с молоком и сливками, ест масло.
Поползень. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре корм. Не случайно расцветка птицы: светлая, окраска спины сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Попробуем догадаться, почему эту птицу назвали поползень? (Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро).
Снегирь. Снегирь в основном питается ягодами и семенами растений. Мёрзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому, клюву. Стайка снегирей очень красиво смотрится на ветках.
Свиристель. - Как вы думаете, стоит ли рвать рябину, мелкие яблочки, чтобы накормить снегирей, свиристелей? (нет, птицы сами поедят их на деревьях, не надо ломать ветки рябин, яблонь, черёмух, но можно положить засушенные летом ягоды с дачи)
Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу - это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц - насекомые, черви, почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.
4. Закрепление знаний.
Задания
1. У какой птицы птенцы вылупляются зимой? (Клёст). Чем она выкармливает птенцов?
2. Подумайте, о ком этот текст
«Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто в жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой в бескормицу ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала». (Синица).
«Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает». (Воробей)
«Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут» (Снегирь).
«Бела как снег,
Черна как уголь,
Вертится, поёт,
Шум создаёт». (Сорока)
3. «Кто прилетел к кормушке?»
Положил я в птичью кормушку ветку сушёной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал наблюдать.
Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали, и клевали крошки хлеба и пшено. Это были (воробьи).
За ними прилетели птички с жёлтыми грудками и чёрными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно качались на шпагате, на котором висели кусочки сала. Это были (синички).
Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова у них были черно-синими, и на крыльях белые полоски. После их посещения на ветках ничего не осталось. Это были (снегири).
А после всех к кормушке прилетели две бело - чёрные птицы, которые своими круглыми любопытными глазами разглядывали, что осталось после гостей? Это были (сороки).
- Молодцы. А теперь составим Памятку «Помоги зимующим птицам».
Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам не замёрзнуть?
Памятка.
1. Привлечь внимание людей. Нарисовать рисунки, листовки, газеты.
2. Организовать птичью столовую, регулярно подкармливать птиц.
3. Рассказывать о своей работе, привлекать родителей, родственников.
5.Рефлексия. Дети поочередно читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой...».
1-Й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
2-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
3-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
4-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ.
Классный час «Птицы зимой», целью которого было привлечь внимание к проблемам зимующих птиц, обобщить представления о птицах, зимующих в нашем поселке (часто встречающихся, наиболее распространённых), организовать помощь птицам, в процессе беседы, объяснить детям, чем надо кормить птиц. Думаю, проведённое мероприятие способствовало формированию желания учащихся,оказать посильную помощь, сохранить жизнь птицам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.