II заочный межрегиональный конкурс
творческих профориентационных проектов «Шаг в будущее»
Номинация «Мастерская профориентации»
Методическая разработка внеурочного
мероприятия по профориентации обучающихся
Классный час «Старт в профессию»
(9 класс)
Широгорова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования имени
Николая Константиновича Розова»,
Вологодская область,
Шекснинский район, д.Чернеево, д.14
2022
Тема: классный час «Старт в профессию»
Цель: создание позитивной мотивации обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.
Задачи:
1. Ориентировать обучающихся на выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей.
2. Выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений.
3. Способствовать повышению познавательного интереса учащихся к миру профессий, акцентировать внимание на вопросе важности выбора будущей профессии.
4. Продолжить работу по улучшению нравственного климата в классе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать у учащихся положительное отношение к осознанному выбору профессии, стремление к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к труду, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать цель и задачи классного часа, осуществлять решение учебных задач под руководством учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения заданий.
Личностные УУД: формировать адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний в мире профессий.
Плакаты для оформления классной доски (стенда):
Пословицы: Всякий человек по делу узнаётся. Всякое дело мастера красит.
Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
Ход классного часа:
Учитель: Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями. (Апшерони А.) Мы знаем, что одним из главных решений в жизни является выбор профессии. Это очень важный шаг, от которого зависит будущая жизнь, успешность человека как профессионала и как личности в целом. Аттестат по окончании 9 класса - ваш первый документ об образовании, который станет и билетом в жизнь. Училища, техникумы, колледжи - такие маршруты ждут выпускников, тех, кто уже сделал свой выбор, а для остальных 2 года средней школы позволят подумать «куда пойти учиться». Сегодняшний классный час предлагаю провести в форме устного журнала, и нас ждут интересные рубрики: «Профориентационная игра», «Новостная лента», «Хочу все знать», «Проверь себя», «Давайте знакомиться», «Шуточная», «Страничка для любознательных».
1. Рубрика «Профориентационная игра»
Учитель: Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается, и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, а у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы "пик" через салон троллейбуса проходит!?). Часто человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, ограничивает себя в выборе, но ведь многие профессии могут быть схожи по определенным критериям. Как научиться выделять общее в различных видах трудовой деятельности? Предлагаю вам игру, которая поможет увидеть сходство, казалось бы, между совершенно непохожими профессиями.
Учитель проводит профориентационную игру "Цепочка профессий"[1].
2. Рубрика «Новостная лента»
Учитель: Сегодня в рубрике «Новостная лента» мы поговорим о профессиях, которые востребованы на рынке труда Вологодской области на 2022 год. Мы имеем возможность, воспользовавшись Интернетом, узнать особенности рынка труда в нашей области.
Учитель открывает страницы, знакомит учащихся с информацией.
1. https://postupi.info/city/64/rating-prof
- ПОСТУПИ.ИНФО- на странице собран
рейтинг профессий Вологды на 2022 год
2.
https://vologdaregion.ru/news/2022/9/22/v-vologodskoy-oblasti-sostavili-reyting-naibolee-vostrebovannyh-professiy
- Информационное
агентство. Вологда Регион
3. https://depzan.gov35.ru/dokumenty/metodicheskie-materialy/grazhdanam/graduates/vostrprof.php - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3. Рубрика «Хочу все знать»
Учитель: Классификация профессий строится по своим законам. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова[2] : все профессии подразделяются на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».
Человек. В эту группу входят профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. К профессиям этой группы относятся официант, юрист, экскурсовод и др.
Техника. К группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья. В эту группу входят конструктор, водитель, сантехник, испытатель двигателей и др.
Природа. В данную группу включают все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем. Селекционер, ветеринар, геолог, охотовед входят в эту группу.
Знак.К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Лингвист, математик, программист, документовед - вот примеры профессий.
Искусство. В группу входят профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. К этой группе относятся художник, режиссер, музыкант и др.
Задание: На столах (для работы в паре или группе) имеются карточки с названиями профессий. Учащиеся распределяют профессии в соответствии с классификацией.
«Человек – природа» |
|
«Человек – техника» |
|
«Человек – человек» |
|
«Человек - знаковая система» |
|
«Человек - художественный образ» |
|
Список профессий: кинолог, программист, мастер-животновод, музыкант, строитель, зоотехник, секретарь-машинистка, цветоводы, дизайнер, психолог, лаборант химико-бактериологического анализа, архитектор, электромонтажник, сборщик компьютеров, экономист, инженер-механик, парикмахер, врач, экскурсовод, менеджер, переводчик, чертежник, актёр, художник, резчик по камню.
4. Рубрика «Проверь себя»
Учитель: Как важно при выборе профессии учитывать свои профессиональные интересы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
Учитель проводит опросник «Определение типа будущей профессии» [3] (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной). Благодаря данному опроснику учащиеся получают начальное представление о классификации профессий и выявляют свое отношение к пяти группам профессий.
5. Рубрика «Давайте знакомиться»
Учитель: В 14-15 лет, на пороге окончания школы, происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко можем мы познакомиться с миром профессий и специальностей, насколько реальны наши представления о будущей собственной трудовой деятельности. Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой будем узнавать специфические особенности различных профессий.
Учитель предлагает ребятам информационный материал на сайте https://infopedia.su
КИНОЛОГ ( Материал с сайта: https://infopedia.su/28x4f93.html )
Собака - первое животное, прирученное человеком. Большинство людей занимаются с собаками как любители, но есть и такие, для которых работа с четвероногим другом - содержание и суть их профессии. Они называются кинологами. Таким образом, кинология - наука о собаках и их разведении.
1. Содержание работы. Профессия у кинолога одна, а специальностей много. Специальность зависит от того, к какому виду деятельности готовит собаку инструктор-кинолог. А деятельность эта самая разнообразная. Собаки помогают охотникам отыскивать дичь в лесу и добывать пушнину. Без помощи собак не обходятся чабаны, пограничники. Всем известно, какую помощь милиции оказывают собаки, отыскивающие след преступника и умеющие задержать его. А еще есть собаки - геологи, которым их необыкновенное чутье помогает отыскивать местонахождение руд, минералов. Есть собаки - поводыри слепых, есть такие, которые обучены спасать людей, тонущих в реке, засыпанных при землетрясении. На Крайнем Севере собаки - незаменимое транспортное средство: они перевозят почту, грузы, людей. Дрессировку может проводить и сам хозяин собаки, но обязательно под руководством кинолога. Который может дать рекомендации по содержанию, питанию собаки, ее дрессировке.
2. Знания, умения. Кинолог должен знать: анатомию и физиологию собак, этологию, особенности каждой породы собак, основы теории и практики их дрессировки, уметь оказывать медицинскую помощь. Какие же качества помогают стать хорошим кинологом? Прежде всего это любовь к животным, а также трудолюбие и терпение, без которых невозможно заставить животное делать то, что нам нужно. Наблюдательность, выдержанность - также неотъемлемые качества собаковода. Кинолог должен быть хорошим следопытом, обладать выносливостью и находчивостью. Устойчивость внимания помогает при монотонных действиях, когда одну и ту же команду приходится отрабатывать много раз. Не обойтись кинологу и без долговременной словесно-логической памяти, которая помогает организовать в стройную структуру имеющиеся знания. Важное значение имеет эмпирическое мышление, позволяющее правильно организовать уход за животными и делать безошибочные выводы при наблюдении за ними.
3. Медицинские противопоказания. Склонность к простудным заболеваниям, аллергия, нервно-психические заболевания.
Специалистов-кинологов готовят погранвойска, внутренние войска МВД, милиция.
Программист https://infopedia.su/28x4fb9.html
Проводник пассажирского вагона https://infopedia.su/28x4fb8.html
6. Рубрика «Шуточная»
Учитель: По трудовому законодательству в течение рабочего дня положен обеденный перерыв. А нас ожидает «минутка для шутки». «Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться»!
Учитель проводит «Весёлую викторину»
1. Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
2. Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители.)
3. Человек, работающий с огоньком, – это… Кто? (Пиротехник.)
4. Как звали первую женщину-лётчицу? (Баба-Яга.)
5. Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.)
6. Овечий телохранитель – это… Кто? (Чабан.)
7. Ухажер за деревьями –
это… Кто? (Садовод, садовник.)
8.Звёздный бухгалтер – это... Кто? (Астроном.)
9. Парикмахер для травы – это... Кто? (Газонокосильщик)
7. Рубрика «Страничка для любознательных».
Учитель: Сегодня в рубрике «Страничка для любознательных» мы поговорим о профессиях 21 века. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Учитель проводит тест (тестовые задания могут проецироваться на экран с использованием презентации).
1. Веб-мастер - ...
а) разрабатывает программы;
б) работает на компьютере;
в) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. Вебмастер (webmaster, веб-мастер, web-мастер) — специалист, занимающийся веб-разработкой, например, созданием сайтов, приложений, связанных с веб-сферой, заодно выполняет функции SEO-специалиста, дизайнера, верстальщика. Иногда вебмастер выполняет функции копирайтера и контент-менеджера, даже системного администратора[4].
2. Логист - ...
а) организует конференции и научные саммиты.
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) занимается логикой;
Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки грузов. Обязанности логиста: улучшить систему доставок, сократить все возможные издержки на доставку груза, выстроить маршруты доставки, погрузки и разгрузки товара, перевозки пассажиров, управлять процессом и контролировать экспедиторов, водителей, грузчиков.[5]
3. Маркетолог - ...
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает товарные марки и бренды;
в) тот, кто изучает рынок.
Комментарий. Маркетолог — специалист, который создает стратегию продвижения продуктов и услуг, чтобы увеличить продажи и общий доход компании. Он продумывает стратегию коммуникации с клиентами, для этого исследует потребительский рынок, следит за трендами, участвует в создании рекламных кампаний и многое другое. [6]
4. PR-менеджер - ...
а) специалист, занятый управлением процессами и персоналом;
б) специалист по связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. PR-менеджер в переводе с английского (public relations) означает «связи с общественностью». Данный специалист занимается созданием и поддержкой благополучной репутации определенного бренда или фирмы. Это оптимальный вариант для людей, которые испытывают интерес к гуманитарным наукам, а также к психологии и обществознанию. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.[7]
5. Флейворист (Флаворист) - ….
а) специалист, работающий с живыми и искусственными растениями;
б) стилист- парикмахер;
в) специалист, занимающийся разработкой пищевых ароматизаторов.
Комментарий. Флейворист — специалист, занимающийся разработкой формул «парфюмерных» составов, то есть пищевых отдушек и ароматизаторов, с помощью которых ароматизируют продукты питания. Инструменты и материалы, используемые флейвористами, почти такие же, как и у парфюмеров, за исключением того, что флейвористы стремятся имитировать и обонятельные, и вкусовые свойства различных пищевых продуктов, а не создавать просто абстрактные запахи. [8]
Заключительное слово учителя:
Учитель: Подумайте и ответьте, с какими утверждениями вы согласны, постарайтесь объяснить свое мнение:
· профессия выбирается раз и навсегда;
· выбор профессии зависит от уровня заработной платы;
· профессия должна выбираться по желанию родителей;
· профессию можно выбирать «за компанию»;
· медицинские показания не имеют значение при выборе профессии;
· педагог – не помощник в выборе профессии.
(аргументированные ответы учащихся)
Учитель: Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями, опытными рабочими, после собственных размышлений о труде и профессиях.
Информационное поле для изучения рынка труда огромно. https://vk.com/proforientaciya_viro - это страница сообщества «Учись и работай в Вологодской области», созданная для выпускников школы. Разработчики этой страницы- специалисты Регионального модельного центра профессионального самоопределения обучающихся Вологодской области, расположенного по адресу: Вологда, ул. Козленская, д.57, кабинет 413. Информация о приемной кампании, тестирование, знакомство с различными профессиями, мастер-классы и многое другое, размещенное на странице Сообщества, - все это поможет определить ваши профессиональные склонности к различным сферам деятельности.
Рефлексия
Учитель: Счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). Согласны ли вы с высказыванием? (ответы учащихся).
Учитель предлагает учащимся по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями.
Продолжите незаконченные предложения:
· Я думаю (уверен), что после сегодняшнего разговора…
· Я узнал (понял), что моя будущая профессия…
· Я надеюсь, что в будущем…
Скачано с www.znanio.ru
[1] Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)-- Москва: Вако, 2005. - 288 с.
[2] Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. -М.: Генезис, 2005. -140 с.- (Психология для жизни)
[3] Резапкина Г.В. Учебно-методический комплект «Время выбирать профессию. Развивающая диагностика в 6-7 классах». Москва, 2014.
[4] https://workinnet.ru/webmaster-who-is/
[5]https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-logist-kto-igraet-v-mashinki-vo-vzroslom-vozraste.html
[6] https://trends.rbc.ru/trends/education/62b15f399a79478c82fe242c
[7] https://vplate.ru/menedzher/pr/
[8] https://aromo.ru/glossary/flavorist/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.