Классный час "Цена ломтика"

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кл.час Цена ломтика.docx

Цена ломтика

(Классный час)

 

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувства бережливого отношения к хлебу.

Оборудование:  презентация

Ход классного часа

Вступительная часть

Чтение стихотворения «О хлебе» Н. Тихонов

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы:  «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

« Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе.    (Хлеб)

 Сегодня мы поговорим о хлебе. Тема нашего классного часа «Цена ломтика»

( Слайд 1)

Слово учителя. Это было давно,  во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна, было, удобно есть,  смачивал их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл. Человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

   Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции . Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

   Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. (Слайд 2)

(Дети читают по очереди стихотворение о хлебе)

(идут слайды)

 

В нём – здоровье,  наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

 

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

 (слайд 3)

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

 

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

(слайд 4)

 

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт,

Капитаны-комбайнёры

Смотрят с мостиков вперёд.

(слайд 5)

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

(слайд 6)

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок её сотрут!

(слайд 7)

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

 

Ладно, пустим.

В печь давай _

Нарядился каравай.

(слайд 8)

Слава миру на земле1

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил.

Не жалел трудов и сил.

 Рассказ учителя

Хлеб никогда не доставался людям даром.  Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

   - Почему один хлеб черный,  другой – белый? (пшеничная и ржаная мука)

   - Из чего готовят  отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби. Прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

   Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик

Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны

                                                     А. Морозов

 - А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

 - Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

3.  Викторина «Мозговой штурм»

Вопросы викторины:

1). В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2). Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна)

3). Где зерно превращают в муку? ( На мельнице)

4). Что такое квашня? (Деревенская кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5). Как называют еще дрожжевое забродившее тесто? (Опара)

4. Рассказ учителя (продолжение)

 - Какие вы знаете правила пользования хлебом?

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:

 - Бери хлеба столько, сколько съешь.

 - Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

 - Знаете ли вы,  что из одного зернышка получается 20 млг. Муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тысяч зерен.

5. Работа с пословицами.

Вспомните народную мудрость о хлебе – пословицы. (ответы детей)

Задание: доскажите вторую часть пословицы

 

(слайд 9)

Не шуба греет, а… (хлеб).

В дороге хлеб не …(помеха).

Не будет хлеба,… ( не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба… (несытно).

У кого хлебушко, у того и… (счастье).

Хлеб всему… (голова)

Без печки холодно - без хлеба… (голодно).

6. Заключительная часть.

Слово учителя.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержемся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносятся сухарики, угощают всех.