Цена ломтика
(Классный час)
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувства бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: презентация
Ход классного часа
Вступительная часть
Чтение стихотворения «О хлебе» Н. Тихонов
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
« Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе. (Хлеб)
Сегодня мы поговорим о хлебе. Тема нашего классного часа «Цена ломтика»
( Слайд 1)
Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна, было, удобно есть, смачивал их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл. Человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции . Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. (Слайд 2)
(Дети читают по очереди стихотворение о хлебе)
(идут слайды)
В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
(слайд 3)
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
(слайд 4)
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
(слайд 5)
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
(слайд 6)
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок её сотрут!
(слайд 7)
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим.
В печь давай _
Нарядился каравай.
(слайд 8)
Слава миру на земле1
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил.
Не жалел трудов и сил.
Рассказ учителя
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
- Почему один хлеб черный, другой – белый? (пшеничная и ржаная мука)
- Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби. Прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны
А. Морозов
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать?
3. Викторина «Мозговой штурм»
Вопросы викторины:
1). В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2). Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна)
3). Где зерно превращают в муку? ( На мельнице)
4). Что такое квашня? (Деревенская кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5). Как называют еще дрожжевое забродившее тесто? (Опара)
4. Рассказ учителя (продолжение)
- Какие вы знаете правила пользования хлебом?
Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается 20 млг. Муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тысяч зерен.
5. Работа с пословицами.
Вспомните народную мудрость о хлебе – пословицы. (ответы детей)
Задание: доскажите вторую часть пословицы
(слайд 9)
Не шуба греет, а… (хлеб).
В дороге хлеб не …(помеха).
Не будет хлеба,… ( не будет и обеда).
Без соли не вкусно, а без хлеба… (несытно).
У кого хлебушко, у того и… (счастье).
Хлеб всему… (голова)
Без печки холодно - без хлеба… (голодно).
6. Заключительная часть.
Слово учителя.
И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Придержемся русской традиции гостеприимства.
На рушнике на блюде выносятся сухарики, угощают всех.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.